Главной нашей задачей по-прежнему остается нормативно-правовая и информационная поддержка работников образования в осуществлении ими профессиональной деятельности. Поэтому мы намерены и в дальнейшем публиковать документы и материалы самых разных государственных органов и общественных организаций.
Кроме того, мы планируем делать тематические подборки выдержек из различных нормативных актов по какой-либо актуальной проблеме с подробными комментариями о том, как их применять на практике.
Мы будем рады, если вы поможете нам определить тематику ближайших номеров.
Право на порядок
Право на порядок
ПРИКАЗ от 8 декабря 1995 г. # 621
О нарушениях законности в деятельности образовательных учреждений
В Минобразование России поступило письмо Генпрокуратуры России от 08.11.95г. # 21-18-95 “О нарушениях законности в деятельности образовательных учреждений”. В письме указывается, что Генеральной прокуратурой Российской Федерации проанализированы удовлетворенные в 1994-1995 гг. протесты прокуроров ряда регионов страны на незаконные правовые акты, касающиеся интересов несовершеннолетних. По ним реально восстановлены права многих лиц, предотвращены нарушения прав отдельных социальных групп несовершеннолетних в различных сферах деятельности.
Отмечается, что треть протестов принесена на нарушения законов в сфере образования, и обращается внимание, что с момента издания приказа от 02.06.94 # 179, которым предписано установить постоянный контроль за соответствием Закону Российской Федерации “Об образовании” уставов образовательных учреждений, положение дел мало изменилось.
Содержание незаконных положений в уставах образовательных учреждений следующее: расширение перечня платных услуг против предусмотренных ст. 45 Закона; превышение прав руководителей образовательных учреждений, в том числе при переводе учащихся в другие образовательные учреждения, классы, специальные группы и ущемление при этом прав учащихся и их родителей; ограничение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; расширение перечня оснований отчисления и исключения учащихся, в том числе не достигших 14 лет; установление конкурсного отбора путем тестирования; прием в образовательные учреждения с испытательным сроком; создание различных “административных” и “дисциплинарных” комиссий в школе с правом применения различного рода взысканий; введение штрафов за нарушение дисциплины, пропуски занятий и т.д. Так, в уставы школ ## 89, 75 Рудничного района г.Кемерово в качестве оснований для исключения учащихся из школы были включены такие пункты, как наличие у них венерических и иных кожно-инфекционных заболеваний, беременности, никотинного отравления, употребление алкоголя, токсических и лакокрасочных средств. В Уставе школы-интерната # 5 г. Ленинск-Кузнецкого Кемеровской области в качестве основания отчисления учащегося являлся отказ воспитанника от перехода в специальные группы, профтехучилища и другие учебные учреждения. Устав Нижнесутской школы Ермаковского района Красноярского края по многим позициям не отвечал требованию ст.13 Закона: ограничивались права учащихся на свободное выражение взглядов и убеждений, предусматривалось привлечение учащихся к труду, не связанному с образовательными программами и процессами, учащиеся подлежали повторному обучению при неотработке установленной нормы часов на пришкольном участке, педагогическому коллективу предоставлялось исключительное право принимать учеников в 10-е классы и т.д.
Во многие уставы были включены положения о полной материальной ответственности родителей за ущерб, причиненный их детьми. При этом игнорировались принципы гражданско-правовой ответственности и нормы Гражданского кодекса. В п.9 Устава школы-интерната # 5 г. Ленинск-Кузнецкого предусматривалось, что “родители обязаны нести полную материальную и уголовную ответственность за совершенные детьми поступки и правонарушения в выходные, праздничные и каникулярные дни”. В Уставе школы # 4 г. Кемерово было предусмотрено, что “родители обязаны возмещать материальный ущерб, нанесенный ребенком, а также нести ответственность за мелкое хулиганство”.
Восемь уставов училищ Кемеровской области из 30 проверенных включали положения о возмещении материальных затрат на содержание учащихся, самовольно оставивших или исключенных из училищ по неуважительным причинам.
Из всего количества установленных нарушений число учащихся и родителей, незаконно привлеченных к материальной ответственности, составило 6,8%; учащихся профтехучилищ, лишенных стипендии, – 46,8%; подвергнутых штрафу – 37,7%; исключенных из образовательных учреждений – 6,8%. В г.Октябрьском (Республика Башкортостан) двух учащихся исключили из школы на основании факта осуждения к лишению свободы с применением отсрочки исполнения приговора. Директор школы протест прокурора отклонил, но суд удовлетворил иск прокурора, и незаконный приказ об отчислении был отменен. По протестам прокуроров были возвращены в образовательные учреждения учащиеся, исключенные по аналогичным основаниям в Московской области, Красноярском крае и ряде других территорий.
Все чаще приносятся протесты на приказы руководителей и решения общественных органов управления образовательных учреждений, о взимании поборов с родителей и учащихся для ремонта и оборудования учебных помещений. Так, по решению совета профессионально-технического училища # 57 г.Омска зачисленные в данное учебное заведение учащиеся обязаны были внести в кассу бухгалтерии училища по 50 тыс. руб. для приобретения в процессе обучения материалов, сырья и оборудования. Это же решение легло в основу условий конкурсного отбора при поступлении учащихся в данное училище.
В школах Кировского района г.Омска на родительских собраниях было принято положение о школьном фонде, который формировался из ежемесячных взносов родителей учащихся в размере 20% от 1-го разряда по ЕТС с последующей индексацией при изменении Правительством России ставки 1-го разряда. На конференции в школе # 150 в феврале т.г. приняли решение о взимании взносов с родителей по 3 тыс.руб. и для создания фонда на ремонт школы по 10 тыс.руб.
В Белгородской области педагогические советы высших профессиональных училищ, превышая свои полномочия, принимали решения о недопуске учащихся к сдаче экзаменов на право вождения автотранспортных средств в связи с наличием у них судимости или по психофизиологическим данным.
В Омской и Кемеровской областях по протестам прокуроров отменен ряд приказов заведующих отделами образования о выдаче лицензии государственным, муниципальным образовательным учреждениям с нарушением требований ст.33 Закона “Об образовании”.
Генпрокуратура России просит принять дополнительные меры к устранению нарушений законов в деятельности образовательных учреждений.
На основании вышеизложенного
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Руководителям органов управления образованием субьектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления:
1.1. Принять меры по усилению контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации об образовании.
1.2. Оказать необходимую помощь руководителям образовательных учреждений в подготовке уставов и других нормативно-правовых документов, обеспечивающих защиту прав и гарантий участников образовательного процесса.
1.3. Организовать проверку деятельности образовательных учреждений по оказанию платных услуг, руководствуясь письмами Минобразования России от 27.06.95г. # 48-М “О фактах неправомерного взимания денежных средств с родителей обучающихся” и от 21.07.95г. # 52-М “Об организации платных дополнительных образовательных услуг”. Итоги рассмотреть на заседаниях коллегий и совещаниях руководителей.
1.4. Привлекать к ответственности руководителей образовательных учреждений, допускающих нарушения прав и гарантий обучающихся; взимание штрафов и применение других мер наказаний к обучающимся, противоречащих законодательству.
2. Государственной инспекции Министерства образования Российской Федерации (В.Ф.Сауткин) организовать и провести в 1996 году инспекционные проверки деятельности органов управления образованием по исполнению Закона Российской Федерации “Об образовании”, приказа Министерства образования Российской Федерации от 02 июня 1994 года # 179 “О нарушениях Закона Российской Федерации “Об образовании” и настоящего приказа.
3. Контроль за ходом выполнения настоящего приказа возложить на заместителя министра В.К.Бацына.
Министр Е.В.Ткаченко
Как ясно из приведенного документа, Министерство образования не первый раз обращается к проблеме нарушения законности в деятельности образовательных учреждений. В частности, упоминается приказ # 179 от 2 июля 1994 года. Чем же было вызвано появление второго приказа? Мы спросили об этом заместителя начальника Государственной инспекции Минобразования РФ Елену Шибанову.
– В приказе # 179 говорилось о таких нарушениях законности, как сдача школьных учреждений в аренду различным коммерческим структурам и конкурсный набор в 1-е и 11-е классы, – ответила Елена Михайловна. – Нарушения, рассматриваемые в “декабрьском” приказе, несколько шире. Свои коррективы внесло время – в уставах некоторых школ были введены незаконные пункты, противоречащие Типовому положению устава образовательных учреждений. Они касались не только проблемы приема в 1-е и 10-е классы, но и незаконных оснований для исключения из школы и многочисленных поборов с учащихся и их родителей, которые администрация учебных заведений мотивировала плохим финансовым положением. Были и другие нарушения. Органы управления образованием на местах должного внимания этим проблемам не уделили, поэтому и возникла необходимость в приказе # 621.
Не покупайте аттестаты – они ворованные либо поддельные
Управление развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации сообщает, что в последнее время участились случаи хищения из общеобразовательных учреждений бланков аттестатов об основном общем и среднем (полном) общем образовании, а также продажи поддельных бланков аттестатов частными лицами в ряде регионов России.
Подлинные бланки аттестатов изготовлены на узорной бумаге, имеющей определенную цветовую гамму, серия и номер аттестата в ультрафиолетовых лучах обладают особым свечением.
В адрес Управления развития общего среднего образования от органов управления образованием субьектов Российской Федерации поступили сведения о недействительных документах об образовании.
Нижеперечисленные бланки документов об образовании обьявлены недействительными.
1. Аттестаты о среднем (полном) общем образовании:
а) выпуска 1994 года со старой символикой
серия А ## 091188, 091189, 091190, 091191, 091192, 091193, 091194, 091195, 091196, 091197, 091198, 091199, 091200, 893759, 893760;
б) выпуска 1994 года с новой символикой
серия А ## 0774374, 0774375, 0774395, 0839096, 0839097.
2. Аттестаты об основном общем образовании:
серия А ## 0504985, 1623653, 1623654, 1623655, 1623656, 1623657, 1623658, 1623659, 1623660, 1623661, 1623662, 1623663, 1623664, 1623665, 1623666, 1732887, 1732888, 1732987, 1732988, 1732989, 1732990, 1732991, 1732992, 1732993, 1732994, 1732995, 1732996, 1732997, 1732998, 1732999, 1733000, 1756239, 1756240, 1756241, 1821053, 1821054, 1821055, 1821056, 1821597, 1821602, 1821603, 1821604, 1821605, 1821606, 1821607, 1821608, 1821609, 1821610, 1821611, 1821612, 1821613, 1821614, 1821615, 1821616, 1821617.
Кроме того, недействительными являются бланки аттестатов, изготовленные типографией Гознака до 1993 года.
М. ЛЕОНТЬЕВА,
начальник Управления развития общего среднего образования
Льготы для книгоиздателя
Льготы для книгоиздателя
Статья 2. Налоговое регулирование
Освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также редакционная, издательская и полиграфическая деятельность по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, газетной и журнальной продукции.
Освобождаются от налога на добавленную стоимость услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.
Не подлежит налогообложению прибыль, полученная редакциями средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами, телерадиовещательными компаниями, организациями по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции, передающими центрами от производства и распространения продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, в части, зачисляемой в федеральный бюджет.
Не подлежит налогообложению прибыль, полученная полиграфическими предприятиями и организациями от оказания услуг по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, продукции средств массовой информации, в части, зачисляемой в федеральный бюджет.
Не подлежит налогообложению прибыль, полученная редакциями средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами, телерадиовещательными компаниями и организациями по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции и направленная ими на финансирование капитальных вложений по их основному профилю. Не облагаемая налогом доля прибыли, направляемой на эти цели, не ограничивается.
Статья 3. Таможенное регулирование
Периодические печатные издания и книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимые с этой территории редакциями средств массовой информации и издательствами, освобождаются от таможенной пошлины и сборов, связанных с импортом и экспортом.
Бумага, полиграфические материалы и полиграфические носители, аудио- и видеоинформация, технологическое и инженерное оборудование, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации редакциями средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами, телерадиовещательными компаниями, полиграфическими предприятиями и организациями и используемые ими для производства продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, освобождаются от таможенной пошлины.
Статья 4. Валютное регулирование
Редакции средств массовой информации, издательства, полиграфические предприятия и организации, телерадиовещательные компании, информационные агентства, организации по распространению периодических печатных изданий освобождаются от обязательной продажи валютной выручки, получаемой от экспорта книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, газетной, журнальной, аудио- и видеопродукции, если она используется на приобретение оборудования и материалов, необходимых для производства продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, и его расширения.
Статья 10. Срок вступления в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статьи 2-5 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1996 года, действуют до 31 декабря 1998 года и утрачивают силу с 1 января 1999 года.
[…]
Комментарии