Сегодня мы представляем для обсуждения проект Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об образовании” (в части общего образования).
В представленном проекте затронуты различные аспекты обеспечения реализации права граждан на получение общего образования. Это и освобождение от процедуры итоговой аттестации по состоянию здоровья, и организация бесплатного подвоза сельских детей в школу, и законодательное закрепление нормы о предоставлении платных дополнительных образовательных услуг и другие принципиальные вопросы, касающиеся получения образования в школе. Законопроект напрямую представляет интересы наших детей, а значит, нам стоит на деле поучаствовать в принятии тех основ законодательства об образовании, которые призваны облегчить многие сопутствующие проблемы школьного периода жизни.
Мы приглашаем всех высказать свое мнение, ведь ваши суждения станут лучшей опорой для депутатов, которые будут отстаивать этот проект в Государственной Думе.
Ждем ваших писем по адресу редакции “Учительской газеты”: 109012, Москва,
ГСП-2, Ветошный переулок, 13-15.
Проект
Вносят:
депутаты Государственной Думы А.В. Шишлов, О.Н. Смолин
и члены Совета Федерации В.Е. Шудегов, А.В. Артюхов
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об образовании”
(в части общего образования)
Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации “Об образовании” (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 1997, N 47, ст. 5341; 2000, N 30, ст. 3120) следующие изменения и дополнения:
1. Пункт 7 статьи 9 после слов “настоящим Законом” дополнить словами “федеральными законами”;
2. Абзац второй пункта 3 статьи 12 дополнить словами “, а также государственные образовательные учреждения, расположенные за пределами Российской Федерации”;
3. Подпункт 4 пункта 1 статьи 13 изложить в следующей редакции:
“4) цели образовательного процесса, уровень и направленность реализуемых образовательных программ, формы их освоения”;
4. В статье 15:
пункт 4 изложить в следующей редакции:
“4. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего и всех видов профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников, если иное не установлено настоящим Законом.
Лица, успешно завершившие освоение образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования, могут быть освобождены от процедуры итоговой аттестации по состоянию здоровья. Перечень заболеваний, являющихся основанием для освобождения от итоговой аттестации, утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.”;
дополнить статью новым пунктом 8 следующего содержания:
“8. Для обучающихся, воспитанников, проживающих в сельской местности на расстоянии более трех километров от общеобразовательных учреждений, организуется бесплатный подвоз в общеобразовательные учреждения и обратно к месту их жительства в порядке, определяемом субъектом Российской Федерации”;
5. В статье 19:
в пункте 4 слово “пятнадцати” заменить словом “восемнадцати”;
в пункте 7:
в абзаце первом слова “противоправных действий” заменить словами “проступков, несущих угрозу жизни и здоровью обучающихся и работников образовательного учреждения”;
второе предложение абзаца первого изложить в следующей редакции: “Решение об исключении обучающихся принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – также с согласия органов опеки и попечительства”;
в пункте 8 слово “Начальная” исключить;
6. В статье 37:
пункт 5 дополнить новым подпунктом 10 следующего содержания:
“10) создание условий для обучения несовершеннолетних, граждан Российской Федерации – детей беженцев и вынужденных переселенцев, подавших заявление о получении официального статуса беженца или вынужденного переселенца, по образовательным программам общего образования”;
подпункт 10 считать подпунктом 11;
7. В статье 40:
пункт 9 после слова “сети▓* дополнить словами “дошкольных образовательных учреждений,”;
8. Пункт 1 статьи 45 дополнить абзацем следующего содержания:
“Платные дополнительные образовательные услуги в государственных и муниципальных образовательных учреждениях оказываются только с согласия обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (иных законных представителей). Отказ обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (иных законных представителей) от платных дополнительных образовательных услуг не может быть причиной уменьшения объема основных образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением”;
9. В статье 52:
пункт 1 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
“Родители (иные законные представители) несовершеннолетних детей имеют право выбирать возраст (в пределах, установленных федеральным законом), по достижению которого ребенок будет осваивать в образовательном учреждении образовательную программу начального общего образования”;
пункт 2 после слова “обязаны” дополнить словами “обеспечить посещение несовершеннолетними обучающимися, воспитанниками занятий, в соответствии с учебным планом, утвержденным образовательным учреждением, и”;
10. По всему тексту указанного федерального закона слова “родители (законные представители)”, заменить словами “родители (иные законные представители)”.
Статья 2. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации
Пояснительная записка
к проекту федерального закона
“О внесении изменений и дополнений
в Закон Российской Федерации “Об образовании”
(в части общего образования)
Принятие настоящего федерального закона обусловлено необходимостью корректировки и уточнения целого ряда положений действующего законодательства с целью более полного обеспечения реализации права граждан на получение общего образования. Концептуально законопроект направлен на уточнение компетенции и ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также общеобразовательных учреждений и родителей обучающихся в части доступности и качества общего образования.
В частности, к компетенции государственных органов управления образованием отнесено создание условий для обучения несовершеннолетних граждан Российской Федерации – детей беженцев и вынужденных переселенцев на получение общего образования (пункт 6 статьи 1), что в настоящее время чрезвычайно актуально для России.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 настоящего законопроекта органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны определять порядок организации бесплатного подвоза обучающихся, воспитанников, проживающих в сельской местности на расстоянии более трех километров от общеобразовательных учреждений, к месту обучения и обратно к месту жительства. Данная законодательная норма направлена на создание условий для обеспечения доступности общего образования для жителей сельской местности.
Существенное изменение вносится в пункт 4 статьи 19 Закона Российской Федерации “Об образовании”, где установлено, что требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет (было пятнадцати), если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. Очевидно, что обязательность получения гражданами общего образования следует рассматривать сегодня не только как необходимое условие для самореализации и выживания в современном мире, но и как решение проблемы национальной безопасности.
Законопроектом предусмотрено уточнение оснований и порядка исключения обучающихся, достигших возраста четырнадцати лет, из общеобразовательного учреждения. В частности, исключение указанной категории граждан из общеобразовательного учреждения возможно только в случае совершения обучающимися проступков, несущих угрозу жизни и здоровью обучающихся и работников образовательного учреждения. Однако в любом случае решение об исключении обучающихся принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а исключение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также с согласия органов опеки и попечительства (пункт 5 статьи 1).
Пункт 9 статьи 1 законопроекта направлен, с одной стороны, на расширение права родителей (иных законных представителей) на участие в организации образовательного процесса, а с другой стороны – на повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей. В частности, родители имеют право на выбор возраста (в пределах, установленных федеральным законом) для освоения ребенком образовательной программы общего образования и форм освоения образовательных программ, но несут ответственность за посещение несовершеннолетними обучающимися, воспитанниками занятий, предусмотренных учебным планом образовательного учреждения.
Законопроект направлен также на защиту права всех потребителей образовательных услуг. Так, пунктом 8 статьи 1 запрещается оказывать в государственных и муниципальных образовательных учреждениях платные дополнительные образовательные услуги без согласия обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (иных законных представителей). Объем основных образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением, не должен уменьшаться по причине отказа от платных дополнительных образовательных услуг.
Следует подчеркнуть, что законопроект не предусматривает положений, реализация которых могла бы потребовать финансирования за счет средств федерального бюджета.
Учитывая, что в целом законопроект направлен на реализацию неотъемлемого конституционного права граждан на общее образование, очевидно, что он будет воспринят общественностью с одобрением.
Комментарии