search
main
0

Проект – это здорово. Каких взрослых выбирают дошкольники в партнеры? Тех, которые с ними играют

То строитель, то художник, то экскурсовод. Проектная деятельность позволяет в полной мере взаимодействовать детям и взрослым: вместе играть, гулять по Москве, варить варенье, собирать букеты, сочинять стихи, путешествовать, экспериментировать.

Педагоги и родители дают детям возможности придумывать, изобретать что-то, мечтать, творить.В процессе работы над проектом дети берут на себя определенные роли:- ребенок-исследователь – его основная задача – отыскивать все новое, необычное и таинственное, разгадывать найденные загадки;- ребенок-творец – создает новые произведения, придумывает, сочиняет, оформляет;- ребенок-помощник – помогает налаживать коммуникации, оказывает поддержку другим участникам проекта;- ребенок-репортер – готовит вместе с другими участниками репортаж.Проектная деятельность – это современная форма сотрудничества взрослых и детей! Уже старший дошкольный возраст характеризуется устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке. В процессе работы над проектами дети воспринимают родителей по-новому, как партнеров. Работая в группе и участвуя в играх, родители наблюдают за ребенком, видят те его особенности, которые в обыденной жизни часто ускользают от их внимания. Это помогает лучше понять своего ребенка.Проекты способствуют актуализации знаний, умений, навыков детей, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром, стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. Во время выполнения этих проектов особый акцент делался на следующих моментов:- эффективное взаимодействие ребенка и взрослого (педагога, родителя), взаимодействие «ребенок – ребенок», «ребенок – коллектив»;- создание наилучших условий для развития игровой, творческой, трудовой, интеллектуальной, эмоциональной, экспериментальной детской деятельности;- развитие доброжелательного общения, сотрудничества.Реализация проектов у каждого своя. В конце учебного года мы по традиции подводим итоги и радуемся результатам совместного детско-родительского творчества, удивляемся разнообразию подходов исполнения. В проекте «Свеча. Улица. Фонарь» взрослые и дети открыли для себя удивительный музей «Огни Москвы», а затем создали свой мини-музей «История фонаря», в котором было собрано большое количество необычных ламп и различных фонарей. Важно было научить детей видеть в простых вещах удивительные явления. От практической цели научить детей беречь электричество проект перешел к поистине философской теме – свет в жизни человека. В результате проектной деятельности у дошкольников появились макеты: «Старинный город» с веселым фонарщиком, зажигающим в городе фонари; уютный макет «Деревенская изба», освещенный свечой; макет «Как добыть огонь» – пещера первобытных людей; макет «Прекрасное будущее» – город мечты.К Году литературы был приурочен проект «33 истории». Книга нужна, чтобы увидеть многоликий мир, удивиться этому миру, понять его, пережить с героями необыкновенные приключения, посмеяться вместе, а иногда и поплакать над судьбой, инициировать творческие проявления, которые могут послужить мотивом, отправным моментом для интересной исследовательской деятельности взрослого с детьми.В процессе работы над проектом у детей формировались нравственные чувства и оценки, закладывались моральные ценности, дошкольники учились сострадать, переживать героям произведений, развивалось восприятие художественного слова. Педагоги приобщали детей к художественной литературе через чтение книг, театрализованную деятельность, через моделирование и, конечно, через изобразительную деятельность.Задачи для творческой деятельности возникали из размышлений и исследования самих персонажей книг. Знакомство с удивительными, новыми произведениями у дошкольников вызвало желание попробовать себя в разных ролях, а именно ребята опытным путем получили настоящий сыр и с помощью опыта выясняли, откуда же берутся дырки в сыре (по произведению Б.Заходера), сами вырастили кристаллы из соли, прочитав книгу С.Гарина «Прозрачный слоник». Прочитав сказку И.Токмаковой «Может, нуль не виноват?», дошкольники задумались, зачем людям нужны числа, и оказалось, что в городе числа можно увидеть в номерах наших домов, подъездов, в номерах телефонов, на часах. Совместно с детьми были изготовлены пособие «Числовой фриз» (последовательность страниц, расположенных в порядке возрастания представленных на них чисел; каждая страница – это тематический коллаж), коллективный коллаж «Превращение цифры в предмет» и придумана история с иллюстрациями «Сказочные цифры».И много других книг было прочитано. И много ответов на свои вопросы нашли дошкольники в этих произведениях. Книга послужила отправным моментом и для интересной исследовательской деятельности детей и взрослых. Еще один интересный проект – «Широка страна моя родная». На наш взгляд, он особенно важен, потому что способствовал воспитанию патриотических чувств и любви к Родине. В процессе работы над проектом большое внимание уделялось развитию монологической и диалогической речи детей. Мы все были путешественниками по родной стране. И наряду с детьми взрослые удивлялись богатству России: плыли по Волге-матушке, по синеокой Оке, путешествовали по Подмосковью, а также открыли для себя понятия: северное сияние, мерзлая почва, барханы, растения пустыни.А потом появилась «Ягодная карта России»: с начала учебного года проходил мультсалон, всем дошкольникам старшего возраста показывали короткие мультфильмы из серии «Гора самоцветов». Детям особенно понравилась и запомнилась сказка о Карелии. С Карелии мы и начали свое путешествие по России. Из книги дети узнали, что в этом регионе растет необычная ягода – морошка. Затем мы предложили ребятам путешествие по лесам нашей страны, чтобы узнать, какие еще ягоды растут в лесу. Таким образом, была сделана особая карта нашей страны, а к ней прилагалась большая книга рецептов по приготовлению компотов, киселей, джемов, морсов, повидла. Очень запомнился и взрослым и детям «День варенья».Использование проектной деятельности как одного из методов развивающего обучения способствует развитию педагогов, повышению профессиональной компетентности и как следствие – повышению качества образовательного проекта.Весной 2017 года мы с нетерпением ждем результатов долгосрочного проекта «В мире театра».

Татьяна Бахарева, старший методист; Елена Спиридонова, директор школы № 2087 «Открытие»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте