\”Не навреди!\” – одна из заповедей общения человека с природой. Воспитание маленьких дошкольников в духе природосбережения – одна из сторон экологического образования в детском саду. Любовь, понимание и забота – это то, что ждет природа от каждого человека.
Система экологического образования дошкольников через создание экологической тропы. Условия эффективности применения экологической тропы и её влияние на эколого-краеведческое образование дошкольников. Если создать экологическую тропу на территории ДОУ, основанную на специфике природных условий, можно создать наиболее благоприятные условия, позволяющие повысить уровень экологической культуры педагогов, детей и родителей. педагоги, дети, родители. , воспитатель Центра развития ребенка – детского сада «Радуга» Республики Хакасия, участница Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года-2012» Экологические знаки – файл скачать здес
Работу по экологическому образованию и воспитанию дошкольников осуществляем согласно требованиям примерной общеобразовательной программы дошкольного образования \”Истоки\” под ред. Парамоновой Л.А. Для углубленного изучения основ экологии реализуется программа Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа». При написании проекта мы следовали следующим педагогическим принципам:
– системность;
– наглядность;
– доступность;
– учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
– сезонность.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Это происходит оттого, что всегда очень мало уделялось внимания экологическому воспитанию, и привело к тому, что люди стали относиться к природе только как к источнику сырья, жизни и т.д. В результате появились озоновые дыры, парниковый эффект, нефтяные пленки на поверхности воды. Вырубка лесов разрушает экосистемы и приводит к исчезновению многих видов животных и растений, некоторые растения относятся к незаменимым видам, из которых получают лекарственные препараты. Формирование экологического сознания – важнейшая задача в настоящее время. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком, а ведь дошкольное детство – это период бурного роста и интенсивного развития ребёнка, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижение первых семи лет – становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Городской ребенок все реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и незнакомой для ребенка. А природа, как известно, один из основных источников формирования детских ощущений, восприятий, представлений. В дошкольном детстве на основе развития интереса к миру природы начинает формироваться экологическая направленность личности. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Понимание специфики разных живых организмов, их самоценности и неповторимости, неразрывной связи со средой обитания – содержательный элемент экологического воспитания дошкольников. Именно по этой причине в нашем детском саду возникло желание изменить уже сложившуюся среду, придать индивидуальный облик территории детского сада за счёт создания экологической тропы, отражающей особенности экосистемы родного края – Хакасии.
I.2. Цель: Создание экологической тропы, обеспечивающей у детей дошкольного возраста формирование экологической культуры и любви к родным местам.
Условиями реализации цели проекта необходимо считать следующие:
1. Использование окружающей дошкольное учреждение природной и социокультурной среды как ресурса экологического воспитания и развития детей.
2. Отбор содержания экологического воспитания в соответствии с выделенными компонентами (познавательный, ценностный, нормативный, деятельностный), включая аспекты не только природного, но и социокультурного мира.
3. Подготовка педагогов и родителей к реализации цели проекта по экологическому воспитанию детей, включающую социальный, специальный, психолого-педагогический и методический аспекты.
4. Организация систематизированного педагогического процесса экологического воспитания детей.
5. Осуществление постоянного мониторинга результатов экологического образования.
I.3. Задачи:
– приложить силы к формированию нового поколения созидателей, хранителей и творцов жизни;
– способствовать внедрению и развитию вариативных форм работы с детьми;
– способствовать повышению уровня профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы;
– учить детей оценивать воздействие человека на природу;
– формировать у детей экологически грамотное поведение в природе;
– обогащать и систематизировать знания детей средствами экологической тропы;
– формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе;
– познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;
– способствовать познавательному развитию ребёнка; формированию нравственных качеств, расширению кругозора, знаний об особенностях живой и неживой природы родного края (Хакасии);
– воспитывать у ребёнка любовь к природе, родным местам малой Родины – Хакасии;
– повысить экологическое просвещение родителей;
– способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.
I.4. Объект исследования: Система экологического образования дошкольников через создание экологической тропы.
I.5. Предмет исследования: Условия эффективности применения экологической тропы и её влияние на эколого-краеведческое образование дошкольников.
I.6. Гипотеза: Если создать экологическую тропу на территории ДОУ, основанную на специфике природных условий, можно создать наиболее благоприятные условия, позволяющие повысить уровень экологической культуры педагогов, детей и родителей.
I.7. Участники проекта: педагоги, дети, родители.
Наталия Рогачева, воспитатель Центра развития ребенка – детского сада «Радуга» Республики Хакасия, участница III Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года-2012»
Этапы проекта и приложения – файл скачать здесь.
Экологические знаки – файл скачать здесь.
Комментарии