search
main
0

Проект “Дорогами войны”.

Цель исследования: познакомить общественность с интересными фактами участия прадедов учащихся Кировского физико-математического лицея в сражениях Великой Отечественной войны. Продукт: Брошюра «Дорогами войны».

Социальные представления как инструмент коллективной памяти (на примере воспоминаний о Великой Отечественной войне) // Психологический журнал. 200 № 4-С.5-9;    Нагорский Н.В. Музей как открытая педагогическая система. // Педагогика. – 200 – № – С.31-36  Энциклопедия Земли Вятской. Т. Ратные подвиги. – Киров: 199

​Рассказ о работе над проектом – в №7 \”Учительской газеты\” от 16 февраля 2016 года.

Выдержки из работ лицеистов

«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…», –  эти слова из песни для нас, россиян, не пустой звук, не просто слова. Мы, нынешнее подрастающее поколение,  из книг, фильмов, рассказов старших знаем, что, когда в 1941 году нацистская Германия напала на Советский Союз, равнодушных не было. Защитить свою  Родину от захватчиков встали все, от мала до велика. Среди них были прадедушки и прабабушки наших лицеистов.

С чувством высокого долга и безмерного мужества воевали наши прадеды за Отчизну в те далекие 1941 – 1945 годы. Перелистывая домашний альбом и «Родословную своей семьи», мы открываем неизвестные страницы из биографии наших родных. У каждого из них своя история, своя судьба, но в одном они такие близкие и схожие – в своей большой и искренней любви к Родине.

В самом начале войны добровольцем ушёл на фронт Сапожников Василий Иванович.  Служил он на маленьком танке – самоходке, дошёл до Берлина. Шёл 1945 год. Однажды отряд Василия Ивановича стоял на отдыхе. Вдруг на дороге показались фашистские танки. Командир отдал приказ Василию Ивановичу: выехать навстречу танкам, хотя осознавал, что это смертельно опасно, лёгкая самоходка не могла противостоять большим машинам. Самоходка и вражеские танки двигались друг на встречу другу. Неожиданно вражеские танки остановились, потом развернулись  и отступили. Видимо, они решили, что в деревне мощный батальон русских. Так Василий Иванович спас своих товарищей. За этот подвиг лейтенант Сапожников был награждён орденом «Красного Знамени».

Был призван на фронт в июне 1941 года, сразу после выпускного вечера в школе, Жаворонков Аркадий Иванович. Ему тогда было восемнадцать лет. Воевал он на танке Т-34 механиком-водителем 32-го отдельного танкового полка Калининского фронта.

В конце 1942 года жестокие бои шли под Ржевом. Во время сражения нацисты сбили гусеницу и пробили снарядом башню его танка. Боевая машина загорелась. Из всего экипажа в живых остался только Аркадий Иванович. Он был тяжело ранен осколком снаряда в голову. Аркадий Иванович уже слышал немецкую речь, в голове у него пронеслась мысль: «Живым не сдамся!». Слабеющими руками он достал из кобуры пистолет ТТ и взвел курок… Но в это время в контратаку вступила наша резервная танковая бригада. Немцы были отбиты. За участие в боях Великой Отечественной войны Жаворонков Аркадий Николаевич награждён орденом «Красной Звезды» и медалью «За победу над  Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».

Не успев окончить школу, ушёл на фронт в 1944 году и Сергеев Анатолий Николаевич. С апреля 1945 года служил в должности техника вооружения 1-го Чехословацкого истребительного полка. Полк действовал в интересах 4-го Украинского фронта, кульминацией действий которого стало наступление на Прагу. Лётчики полка наносили бомбовые удары по немецким группировкам. Анатолий Николаевич занимался вооружением самолётов – подвешивал бомбы. С его слов, после 9 мая 1945 года они совершали по 10-12 боевых вылетов в день, так как оставшаяся немецкая группировка пыталась прорваться в Италию. Последний боевой вылет состоялся 12 мая1945 года. А 17 мая в Праге состоялся парад Победы, в котором принимал участие и 1-ый Чехословацкий истребительный полк. Среди героев войны шёл в строю и Сергеев Анатолий Николаевич.

В июне 1941 года Есюнина Валентина Дмитриевича с односельчанами послали на осушение дальних болотистых лугов. Работали дружно, весело, много шутили. 22 июня издали увидали, что едет председатель колхоза. Оказалось, что с плохой вестью: «Война!..» Некоторым прямо на месте вручили повестки.

Валентин повестку получил позднее, хотя не раз ходил на призывной пункт и просился на фронт. В начале декабря 1941 года срочно вызвали в военкомат. Валентин Дмитриевич был зачислен в артиллерию связистом. В апреле после обучения полк выдвинулся на Кавказ.  Валентин Дмитриевич отвечал за связь первой батареи со штабом полка. Когда связь прерывалась, полз искать обрыв кабеля. За бой связь приходилось налаживать неоднократно.

Из воспоминаний Валентина Дмитриевича: «Август 1942 года. Под Моздоком немцы прорвали оборону. Нас подняли по тревоге. Прервалась связь со штабом. Комбат кричит: «Связь! Связь!». Схватил катушку кабеля и аппарат, где ползком, где как, плохо себя помня, нашёл 1-й обрыв, 2-й, 3-й. После соединения обрывов услышал голос начальника связи. Так повторялось не раз… Погиб напарник, который остался у нашего окопчика, и карабин мой перебит и аппарат… Мне объявили благодарность за многократное восстановление связи, а матери послали письмо: «Гордитесь своим сыном!». Письмо потом зачитывали на общих собраниях в селе».

Не жалея жизни защищали Родину артиллеристы Смертин Сергей Николаевич и Белов Пётр Николаевич, пулемётчики Романов Александр Николаевич, Эндаков Алексей Михайлович, миномётчик Черанёв Василий Ильич, связист Кодолов Евгений Александрович, разведчик Волков Василий Михайлович, солдаты Комаровских Николай Константинович, Колупаев Николай Васильевич, танкист Сироткин Михаил Ефимович, пехотинец Игитов Иван Афанасьевич.

Шестаков Александр Романович воевал в пехоте на Украинском и Белорусском фронтах. Однажды он был ранен в голову, ранение было лёгким, и его не отправили в госпиталь, а лечили в медсанбате. За тот бой Александр Романович был представлен  к награде, но документы затерялись, и ту награду он не получил.

Вернувшись с войны, он почти не рассказывал о том, что происходило на фронте, он был очень скромным человеком, да и рассказывать о войне ему было тяжело. Когда Александра Романовича спросили, было ли ему страшно на войне, то он ответил: «Сначала – да, а потом привык». На вопрос: «Верили ли вы в Победу?», –  он отвечал: «В победу верил каждый солдат!»

Вот почему так скупы рассказы ветеранов. Они считают, что, защищая Родину, исполняли свой долг, а это святая обязанность каждого человека. А ещё – чувство вины перед теми, кто не вернулся, остался на полях сражений.

Кардашин Николай Селиверстович был призван простым красноармейцем в ряды Красной Армии. Затем он окончил школу младших командиров – получил звание лейтенант. В декабре 1942 года лейтенанта Кардашина перевели в 343 танковый батальон, и он получил под своё командование взвод танков Т-34.

Летом 1943 года Николай Селиверстович Кардашин вместе с другими солдатами освобождал от нацистов города и сёла в Орловской области. Тяжелый бой завязался у деревни Милятино. Силы противника превосходили в несколько раз. Немецкие танки типа «Тигр» поражали Т-34 с большого расстояния. В этом неравном бою в башню танка, в котором воевал Николай Селивестрович, попал снаряд. Лейтенант Кардашин был смертельно ранен 16 июля 1943 года.

Бусоргин Николай Прокопьевич в 1941 году закончил школу, думал о дальнейшей учёбе. В первые же дни войны он отправился в военкомат и ушёл защищать Родину. Семья получила от него одно письмо, где говорилось, что он служит в 82 отдельном сапёрном батальоне  в районе Севастополя. После этого пришло ещё одно послание о том, что рядовой Бусоргин Николай Петрович пропал без вести при обороне Севастополя в 1941 году.  Ему было 18 лет…

Библиография

1. Бирюкова П.А. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся средствами музейной педагогики. // Образование в современной школе, 2005.- № 4.- С. 9-12.

2. Гера Р.Д. Воспитание патриотизма средствами краеведения. //Воспитание школьников. – 2005. – №10. – С. 6-8.

3. Гудков Л. Память о войне и массовая идентичность россиян // Неприкосновенный запас. 2005.- № 2–3;

4. Емельянова Т.П. Социальные представления как инструмент коллективной памяти (на примере воспоминаний о Великой Отечественной войне) // Психологический журнал. 2002. № 4-С.5-9;

5.   Нагорский Н.В. Музей как открытая педагогическая система. // Педагогика. – 2005. – № 4. – С.31-36

6. Соколова М.В. Что такое историческая память // Преподавание истории.-2008.-№ 7.-С.9-15

7. Энциклопедия Земли Вятской. Т.3. Ратные подвиги. – Киров: 1995.

Авторы проекта:

Анна Полякова, ученица 7 класса

Руководитель – Александр Шибанов, учитель истории,

Кировский физико-математический лицей, город Киров

В прикрепленном файле – брошюра \”Дорогами войны\”, сравнение опроса взрослых людей и лицеистов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте