search
main
0

Проект Днепрова принимать нельзя

Проект Федерального компонента государственного образовательного стандарта вызвал замечания и критику в ряде регионов РФ. Критическое отношение к нему сформировалось и в среде ученых и специалистов Москвы, работающих в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности и патриотического воспитания. В нынешнем его виде стандарт нельзя принимать по следующим причинам.

В ущерб интересам и безопасности России
Отсутствие предмета ОБЖ в 1-й части проекта стандарта (начальной и основной школе) и сокращение выделяемого на него учебного времени во 2-й части (старшей школе) указывает, что создатели стандарта не понимают важности проблем безопасной жизнедеятельности как составной части безопасности государства, в решение которых призвана вносить свой вклад данная область образования.
Проект не учитывает такую грозную реальность, как рост числа, масштабов и тяжести последствий экстремальных и чрезвычайных ситуаций в России. Уместно напомнить их страшную цену – более 350 тысяч человеческих жизней, в том числе более 20 тысяч погибших детей ежегодно. Трагические факты требуют не просто обучать детей безопасной жизнедеятельности, а целенаправленно вырабатывать у них навыки безопасного поведения. Проект же фактически предполагает отказ от эффективного решения этой задачи.
Предлагаемый стандарт противоречит приказу МЧС РФ и Минобразования РФ от 16 мая 2000 г. N 1435/266 “О состоянии подготовки в Российской Федерации населения к действиям в чрезвычайных ситуациях и учащейся молодежи по программам безопасности жизнедеятельности”. Им установлено, что при реформировании общеобразовательной школы целесообразно обязательное изучение вопросов безопасности жизнедеятельности на всех ее ступенях. Согласно приказу подготовка учащихся образовательных учреждений к действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера осуществляется в ходе преподавания курсов ОБЖ. Эта подготовка является обязательной и организуется в соответствии с минимумом содержания курса ОБЖ (федеральным компонентом образовательных стандартов). Ее невозможно обеспечить в рамках других дисциплин. Поэтому снижение статуса ОБЖ в начальной и основной школе до учебных тем в смежных предметах (как предусмотрено проектом стандарта) недопустимо. Это становится началом ликвидации ОБЖ как самостоятельной дисциплины.
Проект стандарта, если он будет принят, нарушит сложившуюся систему взаимодействия с рядом министерств и ведомств (МЧС, МВД, Минобороны, ФСБ, Минздрав) с целью решения проблем обеспечения безопасности и военно-патриотического воспитания учащихся. Показательно, что в нем отсутствует тема “Роль государственных служб в обеспечении безопасности личности и государства”.
Предлагаемые разработчиками проекта стандарта образования подходы к курсу ОБЖ нанесут серьезный урон тем аспектам обучения и воспитания, которые связаны с реализацией важной государственной задачи – подготовкой молодежи к военной службе, выполнению конституционного долга по защите Отечества, обеспечению мобилизационной готовности людских ресурсов страны.
Концепция национальной безопасности РФ прямо указывает, что важнейшими составляющими национальных интересов России являются защита личности, общества и государства от терроризма, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, от возрастающих военных угроз. Национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны. Обеспечение национальной безопасности РФ, наряду с прочим, включает и формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения.
Характер угроз национальным интересам и безопасности России обязывает систему образования усилить подготовку молодежи к противодействию всем этим угрозам, более активно формировать морально-нравственные качества подрастающего поколения. А разработчики проекта стандарта пытаются навязать российской школе движение вспять, снизить ее роль в решении этих важнейших задач.
Утвержденная Законом (N 51-ФЗ от 10 апреля 2000 г.) Федеральная программа развития образования гласит: “Сохраняют угрозу углубления кризисные тенденции в системе образования, способные нанести серьезный ущерб состоянию безопасности государства”. Подходы к курсу ОБЖ и воспитанию патриотизма, навязываемые российской школе коллективом разработчиков во главе с академиком РАО Э.Д. Днепровым, объективно ведут к сохранению этих тенденций, способных нанести ущерб национальным интересам и безопасности России. Этого нельзя допустить. Именно поэтому проект Днепрова принимать нельзя.

Вопреки Закону, заданию, ГОСТу
Исключение из федерального компонента стандарта предмета ОБЖ для основной школы недопустимо с юридической точки зрения, так как противоречит основополагающим нормативно-правовым документам, определяющим принцип построения системы образования (“Закон об образовании”, “Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года”, Приказ Минобразования РФ от 25 декабря 2000 г.) в части сохранения единства образовательного пространства в России.
Проект разработан не на конкурсной основе, как того требует Закон РФ “Об образовании” (ст. 7 “Государственный образовательный стандарт”, п. 4).
Разработчики нарушили требования Технического задания (ТЗ) на разработку проекта при создании группы экспертного сопровождения, подбора и назначения предметной группы по “Основам безопасности жизнедеятельности” (ТЗ на разработку проекта стандарта, раздел 3, “Квалиметрическая группа”), а также при учете перечня образовательных областей и учебных предметов (ТЗ, пункт “Ограничения для разработки”).
Включение лишь части вопросов безопасности жизнедеятельности в предмет “Окружающий мир” в начальной школе снижает эффективность мер, определяемых действующим Государственным стандартом (ГОСТ 12.0.004-90) “Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда”. Он устанавливает, что изучение вопросов безопасности труда и других видов деятельности организуется и проводится на всех стадиях образования в учебно-воспитательных учреждениях и учебных заведениях страны. Вопреки ГОСТу сформулированные в проекте стандарта образования требования к уровню подготовки окончивших начальную школу (“Общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности”) не содержат никаких положений по безопасности жизнедеятельности.

Окончание.
Начало на стр. 3

Вопреки реальному опыту
В составе Временного научного (авторского) коллектива нет квалифицированных специалистов по безопасности жизнедеятельности и воспитанию патриотизма. В результате курс ОБЖ не отнесен ни к области знаний, ни к разряду учебных предметов, а эпизодически, бессистемно, отрывочно включен в другие дисциплины, что нарушает единство содержания и логическую целостность курса, размывает его, не обеспечивает выполнения задач воспитания патриотизма, подготовки учащихся к безопасной жизнедеятельности и военной службе.
При разработке стандарта нарушены демократические и процедурные нормы. Не привлечены члены секции ОБЖ Федерального экспертного совета Минобразования РФ (приложение N 28 к приказу Минобразования РФ от 28.11.2001 N 3855) и представители регионов.
Разработчики “не заметили”, что курс ОБЖ занял важное место в структуре гуманитарного образования, стал одним из важнейших компонентов патриотического воспитания учащихся, формирования у них гражданских качеств, грамотного и ответственного отношения к проблемам безопасности. Они “не замечают” значительный опыт этой работы, накопленный в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярском крае, Нижегородской, Свердловской, Самарской, Тульской, Псковской, Ростовской областях, в Республике Адыгея и других регионах страны. К примеру, Департамент образования Москвы накопил опыт многолетней реализации инвариантного компонента Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений города. В столице разработана, апробирована и реализована концепция “Основ безопасности жизнедеятельности”. Однако при разработке проекта стандарта ее проигнорировали так же, как и другие убедительные результаты работы органов образования и педагогических коллективов многих регионов страны, богатейший опыт преподавания ОБЖ и патриотического воспитания учащихся.
Проект стандарта разработан без достаточной апробации предлагаемой структуры и содержания образования. Приказом Минобразования РФ от 21.05.2001 N 2093 “Об утверждении Положения о порядке проведения эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования” (п. 5) установлено, что эксперимент осуществляется поэтапно в более поздние сроки: 2002/2003 учебный год – 2-й класс; 2003/2004 – 3-й класс; 2004/2005 – 4-й класс; 2005/2006 – 5-й класс; 2006/2007 – 6-й класс; 2007/2008 учебный год – 7-й класс. Такая “обкатка” позволила бы отделить зерна истины от плевел заблуждений, абстрактных кабинетных изысков, проверить идеи разработчиков проекта педагогической практикой и оплодотворить их богатейшим опытом российских школ. Именно такой путь позволит избежать роковых ошибок.

На те же “грабли” прошлого века
Анализ содержания проекта не оставляет сомнений в том, что он отражает представления, будто школа должна только учить и “совсем немного” воспитывать, которые упорно навязывали нам в начале 90-х гг. прошлого века тогдашний министр образования, а ныне руководитель Временного научного коллектива “Образовательный стандарт” академик РАО Э.Д. Днепров, и другие. Горькие плоды подобных воззрений, их реализации на практике мы пожинаем сегодня.
В проекте стандарта практически полностью отсутствует реакция на изменившуюся социально-экономическую и морально-нравственную обстановку в стране, на острейшие общенациональные проблемы и негативные явления, связанные с невосполнимыми потерями в различных сферах жизни общества, в том числе и духовной. Они обернулись нигилизмом и бездуховностью значительной части подрастающего поколения, отсутствием стремления к учебе, образованию, ростом преступности, наркомании, суицидов, безнадзорности и беспризорности. Опыт прошедшего десятилетия свидетельствует, что упущения в воспитании подрастающего поколения ведут к тяжелейшим последствиям. Однако г-н Днепров, будто не замечая столь вопиющих явлений, вновь навязывает нам прежние, полностью дискредитировавшие себя подходы. Они противоречат насущным потребностям общества. Нельзя допустить, чтобы российскую школу вновь толкнули на “грабли” 90-х гг. прошлого века, вновь направили по бесперспективному, пагубному пути.

Приоритеты во имя будущего Отечества
Жизнь вновь требует ответа на вечный вопрос образования: что в нем первично – обучение или воспитание?
Система образования обязана определить безошибочную, эффективную стратегию своей деятельности. И главным в этой стратегии должен стать четкий приоритет воспитательных аспектов образовательного процесса. Особенно важно нацелить все институты государства, имеющие отношение к воспитанию молодежи, на формирование духовно-нравственного фундамента личности, качеств патриота и гражданина. Множество фактов говорит о том, что осознание этой необходимости все более вызревает в нашем обществе.
Реальности жизни, национальные интересы страны требуют от системы образования единства воспитания патриотизма и формирования культуры безопасной жизнедеятельности. На практике формирование данной области образования идет именно в таком верном направлении. И новый стандарт должен не препятствовать этому крайне необходимому государству и обществу движению, а, напротив, поддерживать его и тем самым всемерно способствовать решению задач общегосударственной важности – обеспечению национальных интересов России, безопасности личности, общества и государства.
Исходя из приоритета воспитания, необходимо нацелить все разделы стандарта и предметные направления на формирование морально-нравственных качеств патриота и гражданина России, культуры безопасности жизнедеятельности, включающей освоение правил здорового и безопасного образа жизни, готовность к защите Отечества, выработку интеллектуального и нравственного иммунитета к негативным влияниям. В современном стандарте обучение должно стать инструментом воспитания поколения, способного обеспечить позитивные изменения во всех сферах жизни нашего общества.
Чтобы достичь этой цели, требуется кардинально переработать проект стандарта, серьезно скорректировать все его разделы, аккумулируя богатейший опыт российской школы, привести их содержание в соответствие характеру важнейших социальных и морально-нравственных проблем общества, и обусловленных ими задач образования. Для этого необходимо усилить или изменить состав научного коллектива, разрабатывающего стандарт образования.
ОБЖ как образовательная область и самостоятельная дисциплина, возникшая на стыке предметов общественного, гуманитарного и естественно-математического цикла, служащая распространению базовых идей общества и формированию мировоззрения детей, должна занять в образовательном стандарте место, соответствующее ее значимости. Более того, в связи с ростом числа чрезвычайных ситуаций и жертв, тенденциями дальнейшего осложнения обстановки назрела необходимость формирования единого системного цикла безопасности жизнедеятельности, начиная с детского сада и завершая последними курсами высших учебных заведений.
В современном мире острейшие проблемы безопасности касаются каждого человека. Именно школа, как единственный институт государства, через который проходит все подрастающее поколение страны, способна и должна воспитывать каждого школьника гражданином и патриотом России, овладевшим культурой безопасной жизнедеятельности, способным активно трудиться на благо страны и защищать ее. От эффективности этой работы зависит облик поколения, вступающего во взрослую жизнь, а значит и будущее Отечества.

Директор Центра военно-патриотического и гражданского воспитания департамента
образования г. Москвы,
генерал-полковник запаса
Р.С. АКЧУРИН;
заместитель директора Центра военно-патриотического и гражданского воспитания, председатель научно-методического совета
по безопасности жизнедеятельности департамента образования г. Москвы,
кандидат педагогических наук
В. Я. СЮНЬКОВ;
ученый секретарь научно-методического совета
по безопасности жизнедеятельности
департамента образования г. Москвы,
кандидат педагогических наук
Н.С. ТАРАСИКОВ;
член экспертного совета Минобразования по ОБЖ, заведующий лабораторией ОБЖ Московского
института открытого образования, секретарь
научно-методического совета
по безопасности жизнедеятельности
департамента образования г. Москвы
М.И. ХАБНЕР;
начальник отдела Центра военно-патриотического
и гражданского воспитания
департамента образования г. Москвы
В.А. ПОНОМАРЕВ;
член научно-методического совета по безопасности жизнедеятельности департамента образования
г. Москвы, доктор медицинских наук, профессор
А.В. ЛЯХОВИЧ;
методист Центрального учебного округа г. Москвы по ОБЖ
А.В. НАСЛЕДУХОВ;
методист Северного учебного округа г. Москвы
по патриотическому воспитанию
Ю.Н. Арсеньев;
член экспертного совета Минобразования по ОБЖ, методист Юго-Восточного учебного округа г. Москвы В.Ф. СОСКОВ;
методист Зеленоградского учебного округа по ОБЖ,
кандидат военных наук
В.М. ЕВЛАХОВ;
заслуженный учитель Российской Федерации, методист Северо-Западного учебного округа г. Москвы по ОБЖ
В.Я. БЕРЕЗКИН

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте