Дежурство шло в точном соответствии с графиком. Псков, Тюмень, Калуга, Воронеж, Ярославль, Кострома, Тольятти… Всего 43 региона и 48 региональных учебных центров – РУЦ – проекта Microsoft «Академия учителей». Их представители по очереди принимали гостей на стенде Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. А гостей было много, потому что представлять проект Microsoft «Академия учителей» руководители РУЦ приехали на Международный конгресс-выставку «Global еducation – Образование без границ-2008». Три выставочных дня – 17-19 апреля – они не только рассказывали всем желающим о том, что такое элективные учебные курсы Microsoft серии «Партнерство в образовании», каковы задачи проекта Microsoft «Академия учителей» и что дает педагогам участие в работе портала «Сеть творческих учителей», но и провели три интерактивных мастер-класса. В свободном режиме члены региональной команды учебных центров также могли ознакомиться с продуктами и технологиями для образования.
Собственно участие в выставке было только частью семинара для руководителей РУЦ проекта Microsoft «Академия учителей», посвященного подведению предварительных итогов проекта и обсуждению перспектив развития сети РУЦ. Вторая часть семинара проходила на базе АПК и ППРО. Перед его участниками выступили координаторы проекта от Microsoft – Надежда Вольпян и от академии – Лариса Горбунова. Состоялись тренинг-семинар «Эффективная модель деятельности тьютора РУЦ», презентация модуля «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет» и проектов академии «Компьютерная семья», «Сетевая школа ИКТ» и «Сетевая школа управленческих кадров общего образования». Уже под занавес трехдневной встречи ее участники должны были оценить себя и коллег и высказаться, какой из проведенных мастер-классов был для них наиболее полезен. Первую строчку рейтинга занял мастер-класс Людмилы Бачуриной и Наталии Ярчиковой из Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования «Сетевой фестиваль IT-активных педагогов «PRO-движение». Почему? Главный критерий был такой: удалось подробно представить технологию организации мероприятия, в котором приняли участие 400 педагогов из разных уголков страны.
Ребенку легче учиться в игре. А учителю? Оказывается, взрослые тоже готовы играть в игры! Но только в профессиональные – на другие времени жалко. Сетевой фестиваль «PRO-движение», родившийся в недрах проекта Microsoft «Академия учителей» и реализованный воронежским РУЦ, как раз можно считать примером такого рода игры. Четыре месяца сетевого общения, много интересных испытаний и главное – необходимость постоянно учиться тому, чего не умеешь. На Международном конгрессе-выставке «Global еducation» мастер-класс воронежцев собрал много зрителей, потому что наглядно продемонстрировал, как осваивают современные педагоги виртуальное пространство. Фестиваль «PRO-движение» – пример игрового сетевого образовательного проекта. А секрет успеха подобных мероприятий, по мнению организаторов, «в разнообразии ориентированных на педагогическую среду заданий, продуманной системе мастер-классов и совместной деятельности, способствующей самообучению, возможности работать в творческих группах, доброжелательной атмосфере, оптимальной продолжительности мероприятия и специальной интернет-среде».
Остальные подробности, уважаемые читатели, вы сможете узнать из первых рук. Сегодня Людмила БАЧУРИНА и Наталия ЯРЧИКОВА дают свой мастер-класс на страницах нашего выпуска.
Технология проведения первого российского фестиваля IT-активных педагогических работников «PRO-движение» отрабатывалась в течение последних 5 лет и была опробована на различных сетевых мероприятиях. Сегодня они становятся все более распространенными и привлекают все большее количество участников. Замечательно, что эту среду активно изучают педагоги. Ведь сфера, хорошо освоенная детьми, несомненно, должна быть освоена и учителями.
Фестиваль «PRO-движение» был организован российским представительством корпорации Microsoft и Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Он проходил четыре месяца – с 20 ноября 2007 года до конца марта 2008 года. Его участниками в основном стали те учителя, которые благодаря организованной в рамках проекта Microsoft «Академия учителей» сети РУЦ уже прошли обучение, ознакомились с курсами Microsoft серии «Партнерство в образовании» и смогли свои навыки, умения, опыт донести до педагогической общественности нашей страны. Фестиваль собрал более 400 педагогов из 45 регионов России. Это учителя начальной школы, педагоги-предметники и учителя информатики, тьюторы проекта Microsoft «Академия учителей», все они имеют разный уровень владения информационными технологиями. С одной стороны, 400 человек в масштабах страны – не очень много, но с другой – 400 активных педагогов, которые каждый день приходят в класс и делятся со своими учениками теми возможностями, которые у них появились, – это очень важно.
Итак, что нужно учитывать при организации сетевого фестиваля?
Чтобы мероприятие такого рода состоялось, необходима управляющая составляющая. В нашем случае это был проект Microsoft «Академия учителей». Организационный момент всегда очень важен: от того, насколько серьезно с самого начала продуманы все детали, зависит успех мероприятия.
Информационная поддержка. Как оповестить педагогов о том, что проводится мероприятие? Информационным проводником «PRO-движения» стали сеть РУЦ и портал «Сеть творческих учителей».
Исполнители. Если есть команда, которая может этот процесс реализовать, можно надеяться на его успешное завершение. В нашем случае сеть РУЦ – удачный пример того, как можно реализовать на практике хорошую идею.
Продолжительность. Сетевой проект нельзя провести в течение нескольких дней. У всех есть основные обязанности, поэтому непросто найти время, чтобы в течение краткого периода стать полноценным участником сетевого проекта. Нам понадобилось почти четыре месяца, чтобы проект смог развернуться и успешно завершиться.
Этапность проекта и содержательный аспект. Этапность проекта – это возможность создать более дружественную среду, когда каждый может найти для себя только ту часть, которая ему интересна. Учитель должен и проверить себя, и найти новые точки роста. Именно поэтому в проекте должны быть представлены различные этапы, которые позволяют людям, имеющим различный профессиональный опыт и разный опыт использования ИКТ-технологий, принять в нем участие и продемонстрировать свои способности. Важно, чтобы для каждого нашлось дело по силам, но позволяющее чуть-чуть вырасти. Ведь если сразу дать непосильное задание, человек может испугаться и уйти, поняв, что пока задача ему не по плечу. Поэтому разнообразная тематическая направленность предложенных в «PRO-движении» конкурсов была связана и с проектом Microsoft «Академия учителей», и с внедрением учебных курсов Microsoft серии «Партнерство в образовании» в учебный процесс. Программа фестиваля должна быть разнообразной, потому что в итоге такое сетевое мероприятие становится еще одним способом повышения квалификации, возможностью для обучения, всероссийским мастер-классом. Ведь коллеги по педагогическому цеху делятся друг с другом опытом, что повышает уровень каждого. В «PRO-движении» осуществлялся деятельностный подход, при котором происходила взаимная поддержка его участников.
Правила игры. Каждый должен заранее знать, что конкретно предлагается и что он получит в результате. Поэтому разработка организационных документов фестиваля – также одно из условий, позволяющих довести мероприятие до победного конца.
Разнообразие форм занятости. Чтобы не было скучно в течение длительного времени находиться в Сети, необходимы различные формы занятости, позволяющие работать и самостоятельно, и в команде. Это дает возможность реализовать себя в решении разных задач.
Для успешного функционирования сетевого проекта необходима техническая поддержка. Здесь главное – наличие сайта, позволяющего проводить всю необходимую работу. В нашем случае специально организованный сайт фестиваля (адрес сайта «PRO-движение» http://www.on line-festival.ru) был размещен в сети Интернет, к нему имели доступ все желающие, однако все они имели разные права. Можно было остаться гостем либо получить статус участника фестиваля. Официально зарегистрированные участники могли включаться во все предложенные активности.
Главная страничка фестиваля на сайте стала средой обитания, куда многие педагоги входили медленно и осторожно. Одна из первых записей на форуме фестиваля была такой (причем писал учитель, имеющий огромный опыт участия в сетевых проектах): «Разместились на сайте фестиваля, обживаемся». Нас это удивило. Казалось, те, кто не раз участвовал в сетевых фестивалях, сразу начнут действовать! Но момент обживания для взрослых очень важен, у них должно быть время, чтобы комфортно почувствовать себя среди коллег, шагнуть в безграничный сетевой мир и в результате объединиться в дружную фестивальную команду.
Экспертная поддержка строилась в сетевом режиме. Многие РУЦ предложили в состав жюри квалифицированных преподавателей, сотрудников своих региональных учебных центров. Каждый участник получил обратную связь – советы и комментарии, а это дополнительная возможность посмотреть на себя со стороны, оценить свое продвижение и улучшить качество своей профессиональной деятельности.
Задания и конкурсы. В ходе фестиваля мы предложили несколько заданий. Было техническое задание, рассчитанное на проявление или появление технических навыков, например, обработка графических изображений. Были творческие конкурсы. Один – конкурс эссе на тему «Как я использую или планирую использовать курсы Microsoft серии «Партнерство в образовании» в своей профессиональной деятельности». Возможность подготовить такое эссе позволила многим переосмыслить свое отношение к профессиональной деятельности, взять на заметку лучший опыт других и использовать его в работе. Кроме того, написание эссе – это оттачивание навыков работы в программе MS Word. Второй конкурс был посвящен электронным портфолио. Сделать презентацию о себе в десяти слайдах оказалось совсем непросто. Третий конкурс назывался «Сотрудничество». Оргкомитет формировал команды по 4-5 педагогов из разных территорий, но по одному предмету. В каждой группе также был учитель информатики, который при необходимости мог бы помочь коллегам. Для каждой творческой группы были организованы закрытые форумы – личное место в сети, недоступное для других участников. На протяжении месяца творческие группы учились распределять обязанности, эффективно организовывать процесс для достижения лучшего результата. Задача конкурса была выбрать целевую аудиторию – учащиеся, педагоги, родители или комбинированная аудитория – и разработать для нее сетевой образовательный ресурс. В этом конкурсе требовалось проявить умение работать слаженно на расстоянии, ведь все члены команды зависят друг от друга, и это большая ответственность для каждого: нельзя подвести человека, который находится от тебя за многие километры.
По итогам этого творческого конкурса фестиваля 23 проекта размещены в сети Интернет.
Для того чтобы конкурсы состоялись, участникам фестиваля было предложено 9 мастер-классов. Они были посвящены, например, тому, что такое эссе и как его написать; из чего может состоять электронное портфолио и как его структурировать; как наладить общение в команде и создать качественный электронный образовательный ресурс.
Результат для организаторов. Апробирована и отработана еще одна модель повышения квалификации, позволяющая эффективно через различные формы деятельности повышать свое мастерство. Наш проект показал, что педагоги к этому готовы. А еще «PRO-движение» объединило участников из самых разных российских городов – больших и маленьких. Благодаря фестивалю многие нашли друзей и единомышленников, смогли поучиться у коллег, проанализировать свою деятельность. Сетевой фестиваль – это возможность профессионального общения, что сегодня особенно важно для сельских учителей. Фестиваль «PRO-движение» дал новые идеи, которые реализовали в своей деятельности конкретные педагоги, и школьная жизнь стала в результате намного интереснее!
Людмила БАЧУРИНА, заведующая кафедрой информационных технологий в образовании Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования; Наталия ЯРЧИКОВА, старший преподаватель кафедры информационных технологий в образовании Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования
Комментарии