search
main
0

Проект «Академия для дошколят».

В 2009-2010 учебном году началась реализация проекта «Академия для дошколят», в рамках которого ученики Политехнического лицея-интерната Республики Марий Эл начали разработку игровых программ для дошкольников по правилам поведения, экологии, психологии, риторике, основам театрального искусства. В процессе подготовки занятий были учтены пожелания воспитателей, методистов детского сада и опыт реализации проекта «Дорога – наш друг». Лицеисты получили возможность попробовать себя в роли педагогов, организаторов, оформителей, режиссеров. Участники проектной группы овладели навыками работы в команде, фандрайзинга, повысили свою компетентность в психологии, литературе, русском языке, поработали с внешней аудиторией.

Цель: создание игровых программ для школьников и дошкольников в формате общения и обучения, в режиме «дети – детям».

Целевая группа: ученики 9 «Б» класса Политехнического лицея-интерната» (15-16 лет), воспитанники подготовительных групп «Рябинка», «Кленок», «Черемушка» (6-7 лет) детского сад №32 города Йошкар-Олы «Калинка» и воспитатели  образовательных учреждений.

Задачи:

1. Поддержание инициативы детей по созданию творческой группы для проведения занятий в детском саду.

2. Знакомство  с группами, воспитателями.

3. Составление игровых программ, обсуждение.

4. Апробация занятий.

5. Проведение занятий 1 раз в месяц.

6. Обсуждение, анализ.

Тематический план проведения занятий – во вложенном файле.

Характеристика творческой группы.

Для реализации проекта «Академия для дошколят» была создана творческая  группа, в которую вошли Р.Амирова, Е.Щекотова, К.Лаптева, Е.Воробьева, Е.Каменский, В.Маркова, Абу Зайд Амер, М.Полякова, Р.Муртазин –  ученики  9 «Б» социально-экономического класса. Возраст участников – 15-16 лет. Все они инициативные, творческие ребята, обладающие адекватной самооценкой и высокой мотивацией к обучению. Результаты диагностики основных психических процессов показали, что участники творческой группы имеют средний или высокий уровни развития памяти, внимания, мышления, воображения, устойчивы к стрессовым ситуациям, адекватно реагируют на критику. Ответственно относятся к поручениям.

Планы-конспекты занятий.

Занятия 1-2 опубликованы в рубрике «Методическая кухня» «Учительской газеты» (№16, 2012 год).

Занятие 3. Тема: «Старинный замок».

– развитие чувства эмпатии и доверия;

– обучение навыкам снятия напряжения, работа с негативными чувствами и эмоциями (злость, вина, обида, зависть, усталость и отсутствие желания что–либо делать);

– сплочение группы, обучение навыкам групповой работы.

Ход занятия

Приветствие.

Все встают в круг. Берутся за руки.

Мы стоим, рука в руке.  (Пожимаем руки стоящих рядом участников).

Вместе мы – большая лента. (Расходимся на возможную ширину круга).

Можем мы большими быть! (Руки поднимаем вверх, встаем на цыпочки).

Можем маленькими быть. (Руки опускаем и приседаем).

Но один никто не будет. (Пожимаем руки рядом стоящих участников).

И Маша здесь, и Таня здесь… (Все участники называют свои имена, начиная с ведущего).

Все мы будем вместе.

Все участники занимают свои места.

Ведущий: Ребята, как вы помните, в прошлый раз мы с вами отправлялись в морское путешествие, а сегодня окажемся в огромном замке. Кто из вас уже был в замке? Что вы там видели?  (Огромные, красивые комнаты, картины…) А вы знаете, ребята, в замках есть очень много различных скульптур.

Игра «Скульптуры замка».

Цели игры: обучение навыкам мышечного расслабления, тренировка снятия эмоционального напряжения, развитие тактильного восприятия своего тела.

Каждый ребенок выбирает позу (скульптуру), затем ведущий по очереди подходит к 4-5  участникам, они представляют свои скульптуры: дают им название и т.д.

Ведущий: Только, ребята, помните, что скульптуры неподвижны, они сделаны из мрамора, поэтому напрягайте мышцы так, словно вы «камни».

Ребята, скажу вам по секрету, что в каждом замке живет придворный дровосек.  Кто догадался, чем занимается дровосек?  Правильно, рубит дрова. А сейчас вспомните, когда вы последний раз злились на кого-то, обижались, может быть, кому-то завидовали или ленились? Так вот, сейчас…

Игра «Придворный дровосек»

Цели игры: тренировка расслабляющего дыхания и снятие эмоционального напряжения, тренировка концентрации внимания.

Все участники встают в круг. Они все – дровосеки замка. И сейчас будут «рубить» свои плохие чувства: лень, обиду, злость, зависть… Ребята соединяют руки в «топор», поднимают вверх и начинают «рубить».

Ведущий: Итак, мы с вами избавились от плохих эмоций, и больше никто не будет злиться, лениться и сердиться.

Всем давно известно, что в замке очень много башен. Башни в замке самые разные…

Игра «Башни замка».

Цели игры: развитие общей моторики, развитие коммуникативных способностей.

Все встаем в круг. И каждый изобразит башню, можно вдвоем, башни бывают высокие, бывают низкие…

В заключение все участники садятся на свои места. Ведущий спрашивает:

Что узнали нового?

Что понравилось?

Раздаются листочки с мордочками, где участники выражают свое настроение.

Ведущий: До свидания. До новых приключений.

Занятие 4.

Тема «Любимые вещи»

Задачи: развитие мотивации и контроля импульсивности поведения, формирование способности принятия решений, обучение навыкам позитивного самовосприятия.

Ход занятия.

Ведущий: Ребята, как назвать одним словом брюки, кофту, шапку, ботинки? (Одежда). Да именно об одежде и вообще о любимых вещах мы сегодня с вами и поговорим.

Игра «Любимые вещи»

Цели игры: развитие коммуникативных способностей, укрепление единства группы.

Все участники садятся на свои места и по очереди начинают рассказывать о своей любимой вещи. Это может быть одежда, любимая игрушка и т.д. При этом ребята стараются объяснить, почему именно эта вещь любимая.

Игра «Потерянная одежда»

Цели игры: развитие общей и мелкой моторики, соревновательного командного духа, реакции и координации движений.

По всей игровой комнате разбросаны вещи.

Ведущий: Ребята, неожиданно налетел ветер и сорвал все белье с веревки. Вам необходимо собрать все вещи в корзину.

После того, как все вещи собраны, дается следующая команда.

Ведущий: Ветер стих. Снова светит солнце. Теперь можно все вещи снова повесить на веревку. Развешиваем красиво, аккуратно, чтобы ничего не упало.

Какие вещи кому достались?

Что легче – собирать или развешивать?

Игра «Что потерялось?»

Цели игры: развитие зрительной памяти, развитие воображения.

На стол выкладывается 6-7 игрушек. Один участник подходит, запоминает все, что лежит на столе. Затем отворачивается, ведущий убирает одну вещь. Участник должен угадать, что пропало.

Ведущий: Ребята, вот подошла к концу еще одна наша встреча.

Что вам понравилось больше всего?

Что получилось лучше всего?

Что было сложным?

На листочках рисуем свое настроение.

До свидания. До скорых встреч.

Занятие 5.

Тема: «Музыка».

– развитие творческого мышления,

– тренировка самоконтроля поведения и слухового внимания,

– систематизация понятий: оркестр, музыкальные инструменты.

Ведущий: Сегодня мы с вами, ребята, отправляемся в музыкальную страну. И будем говорить о музыке, музыкальных инструментах. В мире существует множество музыкальных инструментов: больших и маленьких, звонких, громких и тихих, клавишных, струнных и духовых. Сейчас мы с вами сыграем в игру.

Игра «Музыкальные инструменты»

Цели: систематизировать знания детей о музыкальных инструментах; совершенствовать мотивацию, воображение; развивать инициативность.

Ведущий: Ребята, какие музыкальные инструменты вы знаете?

Какой инструмент больше всего нравится? (Опросить каждого)

Все назвали свой любимый инструмент. А как он звучит? (Опросить каждого, помочь, если затрудняются).

Игра «Оркестр»

Цели: высвобождение эмоций, развитие воображения и самоконтроля.

Ведущий: Ребята, а кто из вас уже видел оркестр? По телевизору или в жизни? Как вы себе представляете оркестр? (Много музыкантов, играющих на разных инструментах).

Каждый из вас уже назвал свой инструмент и знает, как он звучит. Мы с вами – оркестр. Каждый инструмент звучит по своему и у нас должна получится мелодия. Начинаем. Все вместе!

Скрипка, труба… и т. д.

Игра «Солист»

Цели: развитие слухового внимания, совершенствование уверенности в себе.

Все участники встают в круг. В центре круга стоит водящий, с завязанными глазами. Один из участников, стоящих в кругу, начинает петь, водящий должен угадать, кто поет? Проиграть 3-4 раза.

Ведущий: Итак, ребята, подходит к концу наша очередная встреча.

Что вам понравилось?

Что нового узнали?

Какие трудности были?

На листочках нарисуем свое настроение.

Занятие 6.

Тема: «Индейцы».

Задачи: формирование позитивного восприятия – развитие умения видеть позитивные моменты в людях (партнерах по общению) и ситуациях; развитие собственной индивидуальности; знакомство и работа с образами людей (индейцы, охотники).

Все занимают свои места.

Ведущий: Ребята, кто такие индейцы? (Все участники по очереди говорят о том, что знают об этих людях). Я полностью с вами согласна. Кроме этого, индейцы очень наблюдательны и обладают прекрасной зрительной памятью.

Игра «Острый глаз».

Цели: тренировка зрительной памяти; тренировка внимания и наблюдательности.

Дети разбиваются на две команды. Одна команда садится на свои места, а другая встает перед ними. Сидящая команда закрывает глаза и не подсматривает, отвечает на вопросы, которые задают участники стоящей команды. Примерные вопросы:

– какого цвета шторы в группе?

– сколько картин на стене?

– что стоит рядом с … и т.д.

Затем команды меняются местами.

Игра «Что нового?»

Цели: развитие наблюдательности; развитие умения концентрироваться на деталях; развитие мелкой моторики и инициативности.

Ведущий на доске (на листе бумаги) рисует любую элементарную фигуру. Затем к доске по очереди выходит каждый участник и пририсовывает какие-то свои детали (остальные участники отворачиваются, пока он рисует, затем поворачиваются). Задача детей – найти и назвать, что нового. Чем дольше длится игра, тем сложнее найти новые детали.

Игра «Путешествие мечты».

Цели: научить детей в приемлемой форме высказывать свои желания и потребности; научить видеть хорошие качества и черты характера в других; научить чувствовать собственную индивидуальность, уважать других людей; научить переключать внимание при утомляемости на занятиях.

Все участники садятся на свои места и закрывают глаза.

Ведущий: Представьте, что вы собираетесь в путешествие, о котором давно мечтали, и вот наконец-то ваша мечта сбылась. Подумайте, куда вы поедете? Кого вы возьмете с собой? Что вы возьмете с собой?

Ведущий первым начинает сой рассказ: Я отправляюсь в путешествие в далекие края, в страну, где всегда тепло и много цветов, над которыми порхают бабочки и жужжат пчелы. Я бы хотела взять с собой всех вас, потому что мне нравится с вами играть и просто разговаривать. Конечно, я возьму с собой книги, потому что люблю читать, и фотоаппарат, чтобы сделать красивые снимки на память. Сначала мы поплывем на корабле, затем мы полетим на воздушном шаре и будем любоваться землей с высоты птичьего полета. Попутешествуем дней 10 и вернемся обратно. Вот такое путешествие планирую я. А вы?

Выслушать всех желающих.

Ведущий: Итак, ребята, подошло к концу наше путешествие. Мы с вами сегодня вспомнили, кто такие индейцы, чем они занимаются, чем питаются, где живут?

Что нового вы узнали?

Занятие 7.

Тема: «Бабочки»

– обучение навыкам управления телом и развитие общей моторики;

– формирование понятий изменчивости и трансформации – все в жизни меняется, совершенствуется и развивается, в том числе и каждый из нас;

– знакомство с образами насекомых и цветущих растений.

Ведущий: Ребята, скажите, пожалуйста, каких насекомых вы знаете? (Ответы детей). Замечательно. А как вам кажется, какое насекомое самое красивое? Конечно, бабочка. В мире существует огромное количество бабочек. Самых разных. Все они очень красивые. Кто из вас знает, как появляются на свет бабочки?

Игра «Гусеница, куколка, бабочка».

Цели: тренировка навыков расслабления; развитие навыков управления своим телом и общей моторики; помочь детям осознать, что все в жизни меняется и развивается.

Ведущий: Сейчас каждый из вас выбирает себе место в комнате. Ложится на пол. Представьте, что вы гусеницы и лежите на капустном листочке в капустном огороде. Вам тепло, вас обогревает солнышко. Теперь вы проголодались… начинаем жевать капустный лист. Гусеничке очень нравится жить на своем листочке и ей ни куда не хочется уползать с него. Вот она наелась. Но вдруг пошел дождь. Гусеничке стало холодно, и она свернулась в комочек… Наступила осень, солнышко перестало греть, и капустный листик совсем повял, гусеничка свернулась колечком, но все равно не могла согреться и дрожала от холода. (Все дрожат). Тогда она решила приподняться (садимся на корточки) и прижаться к какой-нибудь веточке. Вот она сидела-сидела и превратилась в куколку. Наступила зима, ей стало совсем холодно, и она заснула. Проспала до самой весны. А весной, когда снова пригрело солнце, она проснулась и превратилась в бабочку. Выпрямилась, расправила крылышки и полетела искать красивые цветы (летают по комнате).

Дети занимают свои места.

Игра «Полетели, полетели – сели».

Цели: развитие реакции и равновесия; тренировка двигательной активности и импульсивности.

Ведущий: Ребята, вы все превратились в бабочек. А сейчас мы с вами полетим на цветочную полянку (на полу разложены цветы из бумаги). По команде «полетели»  вы летаете по поляне, выбираете себе цветочек. По команде «сели» вы все садитесь на цветок и замираем.

Под музыку.

Затем все садятся на свои стульчики.

Игра «Распускающийся бутон».

Цели: активизация совместной деятельности; тренировка общей моторики, равновесия и координации движений; развитие способности действовать синхронно с партнерами.

Разбить детей на команды по три человека. Дети внутри команды берутся за руки. Садимся на пол на корточки. Держимся за руки. Затем встаем, не разжимая рук. И начинаем отклоняться назад, прогибаем спинки, не разжимая рук.

Ведущий: Мы с вами превратились в распустившийся бутон. Как много красивых бутончиков! Красота. Весь день наш бутон грелся на солнышке. Но наступает вечер, и бутоны начинают закрываться на ночь (все наклоняются вперед, не разжимая рук). Наступает утро, и бутоны снова распускаются.

Затем дети выстраиваются в два круга (внешний и внутренний). И все повторить снова.

Игра «бабочки».

Цели: развитие концентрации внимания; тренировка импульсивности в поведении.

Ведущий: Все садимся на пол, стопы ног соединяем вместе (в позе лотоса). Ноги будут крылышками. Машем крылышками. Спинка прямая. Голову выше! Какие красивые бабочки! Полетели.

Садимся на свои стульчики.

Что вы узнали нового?

Кем понравилось быть больше всего?

Какие трудности вы испытали?

До свидания. До новых встреч.

Занятие 8. Заключительное.

Задачи: подвести итог всех занятий, проиграть наиболее понравившиеся детям игры.

Ведущий: На этом мы с вами прощаемся.

Ведущие присваивают каждому ребенку звание академика. Вручают памятные сувениры.

Наталья Горячева, воспитатель, классный руководитель 9 «Б» социально-экономического класса Политехнического лицея-интерната Республики Марий Эл, победитель VI Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте