search
main
0

Проект

За русской культурой – в Россию

Мы можем дать миру не меньше, чем мир – нам

В последнее время признаком престижности у так называемых “новых русских” наряду с трехэтажным коттеджем, “мерседесом” и знакомством с часто появляющимся на телеэкране политическим деятелем стало обучение собственных несмышленышей где-нибудь в Англии или Германии. Для отечественного образования, привыкшего к тому, что ребенок обязательно должен учиться в микрорайонной школе, подобное явление – весьма примечательное.

Неужто российская школа не может дать необходимых знаний своим детям? Неужели отрыв от родной культурной среды в юном возрасте желателен для тех, кто не исчерпал самого минимума возможностей этой среды? Среди множества вопросов, возникающих в аэропортах при очередных проводах ребятишек, отбывающих на учебу за рубеж, всегда волнует один: а где же такие группы, ожидающие багажа под табло “Приземляется самолет…”? Где же наши гости, приехавшие в столичные школы из других стран? Образование – это улица с двусторонним движением. Тот, кто этого не понимает, превращает улицу в тупик.

реди потенциальных зарубежных учеников наших отечественных школ есть одна особенно долгожданная группа – дети из российского зарубежья. Эта мысль обьединила ряд столичных учителей, педагогов, писателей, ученых сначала, как у нас всегда бывает, на уровне “вот хорошо бы…”, а потом в конкретном проекте – “Международная российская школа”, который, кстати, имеет и своего конкретного автора. Идея принадлежит Княжицко╝у Александру Иосифовичу – известному специалисту в области литературного образования, хорошо знакомому нашим читателям по публикациям в “УГ”. Сверхзадача проекта в какой-то мере неожиданна – удовлетворить духовные, культурные потребности тех, кто волею судьбы, по большей части злой судьбы, оказался за пределами России, но кто по-прежнему чувствует себя связанным с Россией – по корням, по языку, пусть даже плохо владея им. Граждане Франции или США, Канады или Германии могут оставаться людьми российской культуры предков, и наша задача – помочь им в этом. И не есть ли во всем этом нечто более глобальное, например возвращение, прямо скажем, все более утрачиваемого по известным причинам авторитета нашему образованию, культуре? А быть может, это станет еще одним шагом к укреплению позиций России как великой страны в мировом сообществе?

Последнее десятилетие во многом изменило ситуацию в среде русской эмиграции: вынужденный или добровольный отьезд из России обрекал на вечную разлуку с родной землей, на необходимость полностью, безоговорочно принять культуру другого народа. Что уж говорить о наших недавних согражданах, ныне живущих в государствах ближнего зарубежья! Открывая Школу, ее устроители рассчитывают на то, что наши соотечественники, разбросанные ныне по миру, по-прежнему будут считать Россию своей духовной и культурной Родиной. И в этом смысле Родине изменить нельзя. Наверное, самосознание и состоит в том, чтобы все общности, с которыми идентифицирует себя человек, находились бы во внутренней гармонии, чтобы, например, французское гражданство русского не мешало ему чувствовать себя человеком русской культуры. Более того, чтобы человек мог ощущать свою принадлежность к нескольким культурам, приоритетно относясь к родной. А уж какая для него родная – дело его выбора. Вспомним хотя бы великих: Набокова, Бунина, Бродского, Тарковского.

Главное – предоставить возможность выбора. Для современной России необходимо не словом, но делом вернуть нравственные долги всем несправедливо изгнанным, их детям и внукам. Международная российская школа, в которой будут учиться дети из московских семей и из семей русского зарубежья, может стать одним из очевидных воплощений покаяния за прошлые чужие грехи.

Школа, о которой идет речь, представляет безусловный интерес не только для потомков эмигрантов из России двадцатых годов и более поздних десятилетий, но и для детей от смешанных браков, когда родители не хотели бы терять для своих отпрысков русскую культуру, русский язык, российскую образовательную среду. Тяга к Родине одного из родителей естественна и требует удовлетворения. Россия для их детей может остаться легендой, но может стать осознанной любовью на всю жизнь…

Международная российская школа даст возможность зарубежным школьникам войти в нашу культуру в общении с их московскими ровесниками, с российскими учителями, прикоснуться к наследию далекого прошлого и последних лет. Школьное образование в этом проекте неотделимо от сопутствующего – посещения музеев, выставок, театров, заповедников и т.д. Другими словами, нужно, чтобы приезжающие к нам школьники осваивали компоненты русской культурной среды во всем ее многообразии и сложности.

Для того чтобы у зарубежных учеников была постоянная возможность осваивать на собственном опыте традиции и особенности российской культуры, при Школе создаются открытый этнографический музей, гончарная и кузнечная мастерские, многое другое, что составляет основу быта предков и современников. Это – вечно живой музей, потому что строить его будут ученики школы из класса в класс, из поколения в поколение.

Важно при этом отметить, что отношение к русской культуре формируется не созерцательно, а путем непосредственного ее освоения, опытом собственных умений. Научиться – это значит уметь. Понять культуру можно лишь через собственную деятельность. Именно тогда культура становится по-настоящему своей: и предметы быта, и русские песни, и древние храмы, согретые теплом десятков поколений, и Москва – не только родина предков, но живой город, с особым обаянием старинных замоскворецких переулков и современной архитектурой, устремленной в XXI век.

В поисках стен для Международной российской школы были перебраны многие варианты: и отдельные старые коттеджи, и подмосковные базы, и еще только строящиеся самостоятельные площадки. Остановились на учебно-воспитательном комплексе “Отрадное”, который предоставил все необходимое для начала деятельности Школы: и классы, и спортивный зал, и бассейн, и надежную охрану, и вкусные, вполне домашние завтраки, обеды, полдники. Но главное – это создававшийся годами дух культуры, дружелюбия, учебного азарта. Впрочем, обо всем этом мы уже писали в нашей газете (“УГ”, N 39, 1996═г.) Без обжитых стен, без прочной традиции очень трудно начинать Школу. Даже тогда, когда обеспечивается самый высокий уровень преподавания ведущих московских педагогов, авторов программ и учебников, доцентов и профессоров МГУ, РГГУ, консерватории, других элитарных высших учебных заведений.

Создавая концепцию Школы, авторы подумали о тех, кто учится в самых разных образовательных системах, кто приедет к нам на время и кто, может быть, вернется в свою прежнюю школу за рубежом для продолжения и завершения образования. Размышляя над составлением программ, они пришли к выводу, что необходим инвариантный компонент, который бы удовлетворял требованиям образовательных стандартов разных стран. Культурологические же, эстетические компоненты в большей степени носят национальный характер, хотя, разумеется, русская культура рассматривается в контексте мировой. Обращение к русской культуре в Школе включает в себя самые разные ее пласты – и историю философии, и историю религий, и углубленные курсы литературы и искусства, а также фольклор и ремесла. Основной принцип обучения в ней – это погружение, то есть не только (и даже не столько) знание, часто внешнее и холодное, но умение пусть на самом простом уровне сделать самому: самому написать рассказ, вылепить свистульку, исполнить народный танец, а для верующего – помолиться так, как молятся на Руси в православном храме, в костеле, в мечети, в синагоге.

Особый раздел образования для многих детей, родившихся за границей, – обучение русскому языку. Наиболее эффективным в данном случае представляется организация интенсивного предварительного курса для не владеющих или плохо владеющих языком, с тем чтобы вывести их на элементарный уровень бытового общения. Жизнь в московских семьях, думается, в не меньшей степени решит эту проблему. Именно такое проживание сформирует у них непосредственное ощутимое представление о современном московском быте. Познакомиться со страной, с ее культурой в закрытом учебном заведении – лицее, пансионе или интернате – значительно труднее. Плотная языковая среда, общение со сверстниками, особенно в детстве, дадут возможность зарубежным ученикам уже через несколько месяцев почувствовать себя в этом отношении вполне комфортно.

Среди зарубежных школьников, которые приедут учиться в Международную российскую школу, будет немало и тех, у кого в роду были русские и кто сохранил об этом память, и тех, кто просто интересуется русской культурой, современной Россией. Поэтому большое внимание в Школе будет уделено обучению языку – не просто как безликому средству коммуникации, а стержневому компоненту национальной культуры.

Школа имеет неоценимое значение не только для наших соотечественников за рубежом, но и для всех, кому дорога русская культура. Ее деятельность может существенно повлиять на присоединение России к международному образовательному культурному пространству. Все зависит в данном случае не от соглашений и договоров, а от сознания каждого. Если российский гражданин не может продолжить учебу в престижном европейском университете из-за разности отечественного и мирового образования или студент-иностранец испытывает трудности при поступлении и обучении в Московском университете, то это в конечном счете – нарушение гражданских прав и свобод. Свободу нельзя ввести указом президента. Право выбора как первое необходимое условие свободы должно опираться на возможность и способность сознательно выбирать.

Сегодня уже имеются достаточно конкретные разработки о структуре Школы, условиях приема в нее, сертификате образования (в тех случаях, когда ученик освоил законченные циклы курса или курс в целом), принципах финансирования. Для поступления достаточно пройти общую тестовую проверку и выполнить тест по русскому языку. Такая проверка необходима для того, чтобы направить абитуриента в класс, соответствующий его уровню и наклонностям. Что касается финансирования, то предполагаются как государственные, так и негосударственные источники – со стороны российских и зарубежных фондов, банков, коммерческих организаций, частных лиц, а также оплата обучения (в зависимости от возможностей) родителями школьника. Авторы проекта думают о создании информационно-издательского комплекса, о сотрудничестве с российскими и зарубежными научными и учебными заведениями по сети ИНТЕРНЕТ, об издании учебников, учебных методических пособий, которые будут полезны всем тем, кто заинтересован в широком обмене идеями, программами, материалами.

Конечно же, Международная российская школа существует не только в виде концепции, подготовленных учебных материалов, необходимых документов. Есть для этого база и, что очень важно, авторитет учебно-воспитательного комплекса “Отрадное” (школа N 1628 Северо-Восточного учебного округа г.Москвы). И самое главное – желание администрации и коллектива принять первых учеников из разных стран уже в начале 1997 года. А интерес проявили некоторые страны Европы, Израиль, США. Идея, как мне сказали авторы проекта, поддержана Московским департаментом образования. Она рассматривается как весьма перспективная многими деятелями искусства и культуры, например Дмитрием Лихачевым. Открытие намечено на 7 января 1997 года. Это символично. Родившееся в этот день должно жить долго и счастливо.

Ирина ДИМОВА

p.S. Для тех, кто заинтересовался этой новой идеей, сообщаем координаты: Россия, 127490, Москва, ул.Пестеля, д.5, УВК N 1628. Тел.: (095) 403-17-90, 404-92-00.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте