К числу наиболее значимых мероприятий, осуществляемых Министерством образования и науки России, вне всякого сомнения, можно отнести широкомасштабный эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования, в рамках которого предусмотрено введение информатики со второго класса как отдельного курса с содержанием, неразрывно связанным с минимумом содержания этого предмета в основной школе. Пожалуй, самая интересная особенность этого эксперимента в том, что… он давно вошел в реальную практику работы многих школ страны. Как же идут дела с преподаванием информатики в младших классах московских школ?
Алексей СЕМЕНОВ, ректор Московского института открытого образования:
– Мы обучаем младшеклассников информатике вот уже почти десять лет. Уже позже, в Концепции модернизации российского образования, действительно появился пункт, который вызвал определенные опасения со стороны так называемых гигиенистов, заботящихся о здоровье детей. Они возбудили волну общественной озабоченности тем, что раннее использование компьютера может привести к ухудшению здоровья детей. В результате с правовой точки зрения возникла необычная ситуация: с одной стороны, сильное беспокойство общества за состояние здоровья детей, с другой – объективное требование времени, предполагающее умение ребенка обращаться с информационными технологиями, которые всерьез помогают ему осваивать нужный объем знаний, овладевать коммуникативными навыками и так далее. Кстати, можно ведь обучать ребенка информационным технологиям и без его личной непосредственной работы на компьютере. Можно использовать компьютер для демонстрации ребенку разных наглядных пособий, видеофильмов так же, как обычный диапроектор. Кроме того, учителя дозированно используют компьютер короткими периодами времени для ведения индивидуальной работы с учащимися, достигая при этом хороших результатов. Дети при этом учатся, проводя за компьютером очень мало времени, например, пишут с помощью клавиатуры существенно быстрее, чем у них это получается от руки. В Москве есть такой подход, когда ребенка учат параллельно писать и рукой, и на компьютере, в сумме получается, что ребенок осваивает письмо быстрее, чем если он работает без компьютера, по традиционной системе обучения, когда он пишет только рукой и читает не с экрана компьютера, а с книжки. Кстати, чтение книг с экрана компьютера я считаю занятием бессмысленным и даже безумным. Младшеклассник должен держать в руках книжку с самого начала обучения в школе.
Возникает вопрос: откуда взять учителей для преподавания информатики в начальной школе? Ознакомительный модуль есть во многих школах, а дальше каждая из них принимает решение о том, как будет (и будет ли!) преподавать младшеклассникам информатику, заказывает учебники – их сегодня два, а затем все учителя школы проходят переподготовку в течение 36 часов.
Для начальной школы, кроме обычных компьютеров, закупаются еще дополнительно различные графические панельки для рисования, цифровые микроскопы.
Комментарии