Библиотекари подмечают: в тех библиотеках, где есть виртуальные читальные залы, посетителей больше, чем там, где люди пользуются бумажной версией книги. Это объяснимо: прогресс не стоит на месте. Возможно, в ближайшем будущем в понятие «библиотека» будет укладываться один просторный зал с компьютерами и …все. К этому будущему тоже надо готовиться. Не случайно завтрашним служителям библиотек уже сегодня преподают основы компьютерных технологий.
Как говорит преподаватель информатики Санкт-Петербургского библиотечного техникума Ляля Беркутова, в учреждении, предоставляющем информацию, по определению должны работать специалисты высокой квалификации, которые владеют информационными технологиями.
– Сегодня существует множество программ, которые автоматизируют библиотечные процессы. Если раньше специалист принимал, описывал книги вручную, то теперь за него это может делать машина. Это в какой-то степени усложняет работу, так как нужно разбираться в тонкостях компьютерного заполнения, оформления, а следовательно, усложняется сам процесс подготовки специалистов. Они должны обладать навыками опытного пользователя.
– С какой подготовкой к вам приходят ребята? Легко ли они обучаемы?
– Уровень подготовки у студентов очень разный. Некоторые общаются с компьютером на «ты», а некоторые не умеют двигать «мышкой». Поскольку у нас компьютерные технологии преподаются на 2-3-м курсах, то для неподготовленных ребят мы устраиваем специальные занятия, где пытаемся довести их до уровня тех, кто более сведущ. Если сравнивать в процентном отношении, то «слабых» и «сильных» примерно 50 на 50. Нужно заметить, что ребята в процессе обучения здорово подтягиваются. В этом году, кстати, пришли дети, намного лучше подготовленные, чем в прошлом. Самое главное, что они психологически готовы к работе с компьютером. Если в прошлом году мы старались обходиться только легкими заданиями, то в этом даем ребятам более сложные. Работаем в основном с текстом и гипертекстом. Ребята получают представление о том, как снабдить библиографические пособия полными текстами. Учим студентов работать с информацией, структурировать ее, чтобы, глянув на сайт, сразу понимать, о чем идет речь. Учим и свертыванию информации, когда из книги можно сделать развернутый реферат.
– Ваши ребята, по сути, «продвинутые» библиотекари, но ведь многие библиотеки сегодня продолжают работать по старинке.
– Безусловно, одна из острых проблем – это автоматизация библиотек. Сейчас они у нас – гибридные, то есть такие, где уживаются традиции и новации. Есть несколько таких, где перешли на полную автоматизацию, но это касается только самых передовых и хорошо финансируемых. В остальных все так же сидят люди и вручную штампуют на пришедшую книгу формуляры, заполняют их и т.д. Но нет ничего страшного в том, что наши выпускники попадут в «гибридные» библиотеки. Главное, они умеют работать на библиотечных программах, представляют себе, где искать библиографическую информацию, сайты, которые понадобятся читателям. Я думаю, в скором времени почти в каждой библиотеке будет хоть один интернет-зал. Там умения наших ребят пригодятся. Автоматизация процесса получения информации может решить множество проблем, которые сейчас существуют в нашей системе. Сегодня у библиотек не хватает денег на комплектование, нет места для хранения литературы, востребованный книжный ресурс зачастую занят. В интернет-зале нужны только выход в глобальную сеть и услуга консультанта. Техника снимает многие проблемы, и мы учим наших ребят обращению с ней. Причем учим неплохо. Судите сами, выпускники техникума пользуются большим спросом у информационных фирм.
Комментарии