Дитя должно родиться вовремя. Если следовать этой истине, то Ассоциация инновационных школ Ленинградской области (АИШЛО) родилась своевременно. Хотя, по утверждению директора Кингисеппской гимназии, заслуженного учителя РФ, председателя АИШЛО Людмилы Дмитриевны СИМОНОВОЙ, идея ее создания витала в воздухе несколько лет. Однако поворотным моментом в процессе воплощения идеи в жизнь можно считать национальный проект «Образование». И, возможно, само время оценит появление этой организации тоже как значимый и интересный проект.
По мановению волшебной палочки
При рассказе о создании АИШЛО обращение к Кингисеппской гимназии не случайно. Прежде всего потому, что здесь одними из первых активно поддержали идею объединения инновационных школ. Все пятнадцать лет своего существования школа не оставляла лидерских позиций и была открыта всему новому, что происходило в российской системе образования. Здесь первыми ввели информатику с первого класса, первыми ввели предшкольное обучение. Здесь в воспитательной системе школы присутствует такой тандем, как классный руководитель и воспитатель в классах – с 5-го по 11-й.
По словам Людмилы Симоновой, гимназия, являясь победителем нацпроекта «Образование», несколько лет активно внедряет проектную деятельность в каждый урок.
– Сегодня проектной деятельностью занимаются дети с начальной школы до старшей школы. На первых порах обучения они это осуществляют совместно с родителями, а в основной и старшей школе – с учителями-кураторами проектной деятельности. Каждый ребенок в течение учебного года должен выбрать и самостоятельно подготовить три проекта, один из которых – предметный, второй – социальный, третий – творческий (проявление собственного творчества). Итоги проектной деятельности подводятся на фестивале проектов в конце учебного года. Это заставляет работать совместно всех. К примеру, у учителя литературы есть предметные проекты, и, как классный руководитель, он курирует и социальные проекты. Каждый учитель осуществляет эту деятельность совместно с детьми и родителями.
– В чем прелесть данной педагогической технологии?
– Проектная деятельность позволяет осуществить взаимодействие между всеми субъектами образовательного процесса.
Надежда Козлова, учитель литературы Кингисеппской гимназии, считает, что проектная деятельность очень заинтересовывает ребят, мотивирует на обучение. Дети сами хотят создавать проекты. И если в подборке материала приходится помогать, то в оформлении проекта ученики превосходят учителей. Причем проекты ребят старшей школы используются на уроках для младших.
Кстати сказать, за победу на фестивале проектов авторам работ полагаются гранты от попечительского совета гимназии. Никита Сидорович и Денис Филитов из 8-го «В» в прошлом году стали обладателями почетных призов, победив со своим проектом: создание web-сайта по теме «Средневековая русская литература». На работу у ребят ушло два месяца, и помогали им в подборке материала и техническом оформлении два педагога. Их деятельность также оценивается на итоговом фестивале проектов.
В старшей школе у ребят проекты носят уже научно-исследовательский характер. Причем проект выбирается максимально приближенный к профилю, выбранному ребенком. Допустим, тот, кто мыслит себя в техническом направлении, может провести исследование транспортного состояния России. В то же время старшеклассники могут работать над большим социальным проектом всего класса. К примеру, девятиклассники в этом году взяли тему организации правильного, рационального питания для начальной школы.
Что касается тандема классный руководитель и воспитатель, то данный проект был представлен на образовательном форуме в 2005 году.
– Здесь мы рассказывали о своей концепции «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся как основа успешности ребенка», – говорит Людмила Симонова. – А результаты этой работы представляли в 2006 году в рамках нацпроекта «Образование».
Классный руководитель организует воспитательную деятельность в учебном процессе, обеспечивает взаимосвязь с родителями по организации учебной деятельности, а воспитатель класса обеспечивает внеклассную, внешкольную деятельность, ведет мониторинг личностного развития ребенка и имеет свою концепцию воспитания, которая согласуется с родительским советом данного класса.
Воспитатель – это психолог, работающий с каждым ребенком в классе, курирующий его программу самовоспитания. Его задача – помочь ребенку в его собственном развитии. В школе каждый знает, чего хочет, что может и что должен. Поначалу воспитатель не занимался учебным процессом, только воспитательной деятельностью. Теперь его функции дополнены, и этот тандем дает более эффективные результаты. Может, этим объясняется тесный контакт с семьей, который у нас существует даже в обыденных вещах. Взять хотя бы организацию питания, если раньше родители не интересовались, ест или не ест ребенок, то сегодня они нам первые помощники. И дело не в мотивированности родителей, а в необычности формы работы с ними. Внутришкольная среда, как волшебная палочка, заставляет меняться всех.
Опыт не может храниться в сундуке
– Людмила Дмитриевна, ваша гимназия инициировала создание АИШЛО. Что послужило причиной?
– В системе образования области накоплен значительный инновационный потенциал. Творческая активность педагогического сообщества имеет высокую результативность. Так, в национальном проекте «Образование» приняли участие 111 школ, из них 79 – городские, 32 – сельские. За два года стали победителями 56 школ, из них – 39 городские и 17 сельские. В условиях модернизации системы образования значимость инновационного потенциала заключается в его влиянии на общесистемные положительные изменения в образовании области. Поэтому основная задача заключается в том, чтобы эти положительные изменения приобретали устойчивый характер, чтобы не были временными, разовыми. Не хочется думать, что с окончанием нацпроекта исчезнут инновационные школы. Для решения данной задачи необходимо создание определенного объединения инновационных школ. К тому же каждая школа имеет опыт, но опыт не может долго храниться в сундуке, его нужно передавать. Значит, нужно создать условия для передачи опыта и взаимообогащения. И не только между собой, но и между другими школами. Ведь и в рамках национального проекта задумывалось, что каждая инновационная школа станет центром распространения педагогического опыта, определенной инновации, и это повлечет за собой изменение остальных школ и соответственно изменение качества образования в той или иной территории. С целью реализации этой идеи мы решили создать в области ассоциацию. Наша область большая. В целях повышения эффективности управления образованием она разделена на пять образовательных округов, объединенных по территориальному принципу, и сегодня предоставляется возможность заняться формированием не только образовательной программы отдельно взятого муниципального образования, но образовательного округа. Для нас важно, чтобы работа, которая дала ассоциации возможность родиться, не останавливалась после завершения национального проекта. Роль ассоциации – продолжить начатое уже в рамках образовательных округов области в целом.
В качестве трансляторов инновационных идей школы-победители могут выполнять разные функции. Скажем, локализация опыта, предполагающая описание опыта в формате какого-то образовательного учреждения или нескольких образовательных учреждений, объединенных реализацией одного инновационного направления. Функция продвижения опыта, позволяющая включить мероприятия и действия по проектированию каких-то пилотных или стажерских площадок с целью расширения опыта и передачи его в массовую практику. Функция консультирования субъектов инновационного опыта по оказанию методической помощи по применению технологий и представлений опыта. Функция тьюторства. Экспертная функция.
Для реализации идей инновационного опыта могут быть использованы образовательные сети образовательных округов. Предполагается, что это будет особый тип взаимодействия образовательных учреждений. Он основан на равном взаимоотношении, и это позволит расширить горизонтальные связи между муниципальными образованиями и между образовательными округами. Пока опыт в основном аккумулируется в пределах отдельно взятого образовательного округа.
– Кто входит в совет управления АИШЛО?
– Представители от всех округов. Всего 9 человек. Территория области большая и удаленная, поэтому будет коллегиальное управление.
– Какие формы трансляции опыта вы предполагаете?
– У нас накоплен интересный опыт из предыдущих конкурсов, например, конкурса «Учитель года». Опыт так называемых методических поездов. Мы хотим возобновить организацию методических поездов по образовательным округам. В нем могут принимать участие не только учителя-победители, но и школы-новаторы. Также планируется проведение «круглых столов» по обсуждению сегодняшних задач образования и воспитания. Нам кажется разговор, ведущийся в рамках ассоциации, будет более открытым. Педагоги не будут ограничены учредительскими требованиями. Хотим представить ярмарку педагогических идей и достижений области. Работа ассоциации будет направлена, скажем, на презентацию различных проектов, создаваемых в территориях. Организация творческих фестивалей, фестивалей инновационных идей. Это даст возможность получить полное представление об их разноплановости, разнообразии. Попытаемся выпустить с помощью Ленинградского областного института развития образования сборник, рассказывающий обо всех инновационных школах области. Будем проводить ярмарку педагогических идей, новых педагогических технологий с тем, чтобы обменяться опытом не только инновационным школам, но и привлечь сюда родительскую общественность. Ассоциация позволит вовремя высказывать свою точку зрения от имени всех школ области, согласовывать позиции с Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области по направлениям развития образования Ленинградской области и быстрее находить взаимопонимание по разным вопросам.
Комментарии