В феврале в Подмосковье по инициативе министра образования региона провели встречу победителей областного конкурса «Педагогический дебют» с учителями года. Форум «Молодежная эстафета: уроки лучших» прошел в гимназии имени Подольских курсантов города Подольска. Почему именно здесь?
В гимназии работает победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019 Павел Красновид. Подольск серьезно занимается привлечением кадров в систему образования. На открытии форума зампредседателя городского Комитета по образованию Галина Алешина рассказала, что в этом учебном году Подольский городской округ принял 60 молодых специалистов. А еще гимназия уникальна двумя своими народными музеями, о них расскажу чуть ниже.
Министр образования Московской области Илья Бронштейн не просто попросил организовать встречу, но и выступил на ней дистанционно. Он пояснил, почему возникла такая идея: «Мы подумали, что в Год педагога и наставника было бы хорошо организовать площадку для взаимодействия и встреч педагогов-лидеров Подмосковья с начинающими, но уже демонстрирующими серьезные успехи учителями». Подсказал молодым: «У вас сегодня есть возможность расспросить опытных коллег о приемах, которыми они пользуются». Обратился к участникам: «Я прошу дать обратную связь – делать ли такие вещи регулярно?»
Завотделом аттестации и развития потенциала педагогических работников Министерства образования региона Анатолий Жижин напомнил, что первая победа Московской области на конкурсе «Учитель года России» случилась в 1992 году – ее одержал учитель музыки Артур Заруба. И на прошлогоднем финале победил педагог из Подмосковья, историк Дмитрий Лутовинов. И еще были победители: в 2012 году – учитель МХК Александр Демахин, в 2013 году – учитель информатики Андрей Сиденко. Всего на счету подмосковных педагогов восемь хрустальных пеликанов, больших и малых!
Дорогого стоит личное, лицом к лицу, общение с директором Губернского профессионального колледжа в Серпухове народным учителем России Александром Лысиковым. «Для меня педагогика – это вся моя сознательная жизнь, начиная с 16‑летнего возраста. 52 года я в этой сфере, с любовью, с энтузиазмом», – признался Александр Иванович. И вдвойне ценно слышать от него: «Я хочу вас поблагодарить, что вы пришли в эту профессию».
Невольно поставила себя на место начинающего педагога и настроилась на повышение квалификации. И вот чему мы все научились.
Учимся любить свою школу и рассказывать о ней
Директор гимназии имени Подольских курсантов Наталья Квашенникова уверена: «Педагог должен знать образовательную организацию, в которую пришел работать». Поэтому был создан фильм об истории школы. И это не формальная презентация, а с любовью смонтированное документальное кино, с продуманным содержанием, хорошо подобранным фото- и видеорядом, качественной, хотя и непрофессиональной озвучкой. Мы узнали, что в далеком декабре 1936 года был заложен Новоподольский патронный завод, появился рабочий поселок барачного типа и прямо в бараке в 1937 году – начальная школа. Школа стала семилетней, а поселок назвали городом Климовском (сегодня – микрорайон Подольска). Военные трудные годы… После Великой Отечественной войны школа переехала в каменное трехэтажное здание, в 60‑е стала средней. Опять получила новое здание и огромную пришкольную территорию. В 1979 году имя Подольских курсантов было присвоено пионерской дружине, а в 1988 году – всей школе. Теперь это гимназия. Приезжайте ознакомиться с опытом работы педагогов и обязательно посмотрите этот фильм!
Учимся общаться с детьми и вдохновлять их
Непросто давать открытый урок, если ты стал победителем регионального этапа конкурса «Педагогический дебют»-2022, но почти такой же, как твои зрители, молодой педагог. Однако учитель географии гимназии №2 «Квантор» города Коломны Даниил Синицын справился с волнением, был спокоен, к месту шутил. Тема занятия с шестиклассниками: «Погода и метеорологические наблюдения». Вначале дети вспоминали народные приметы. Обсуждали, как делают прогноз погоды, что и как замеряют на метеостанции. К радости ребят, Даниил Андреевич привез с собой небольшую, но оснащенную всеми приборами метеостанцию. Рассмотрели ее внимательно, узнали, что она очень недешевая. По инструкции педагога дети собрали самодельный барометр. Даниил подсказал: еще сделать флюгер – и вместе с термометром минимальный набор для метеонаблюдений готов!
Победитель конкурса «Учитель года России»-2022 учитель истории и обществознания средней школы №16 города Орехово-Зуево Дмитрий Лутовинов провел историческую игру «Танковый биатлон» по теме «Битва за Москву» для девятиклассников-кадет. Говорили о 1941 годе. Дмитрий объяснил:
– Столицу защищали два мощных воинских соединения – Калининский и Западный фронты. Мы сегодня с вами попробуем помочь им – одна группа Калининскому, другая Западному. Будете отвечать на вопросы, выполнять задания, получать «снаряды» и «стрелять».
Вопросы игры, похожей на морской бой, только в цифровом формате, были не очень простые, но о знакомых фактах. Какое оружие немцы прозвали органом Сталина? «Катюшу». О чем говорили: «Двойной оклад, тройная смерть»? О противотанковых артиллерийских самоходных орудиях СУ-76. Отгадывали командующего по фотографии, города по историческим фактам, соотносили портреты и описание подвига героев…
В конце занятия Дмитрий Лутовинов сказал: «Кто-то говорит, что Гитлера остановил мороз. Но я в это не верю. Чтобы пойти на танк с гранатой, человек должен думать о чем-то важном. Они думали о нас с вами».
Учимся создавать народные музеи
Не знаю, как вы, а я люблю школьные музеи. Правда, экскурсии бывают скучноватые… Но не в этот раз! Ведь музей этнографии и русского быта и музей подольских курсантов создавали своими руками дети и педагоги. А рассказывали о них люди, влюбленные в свое дело.
Краеведческий музей начался с того, что когда-то ученик школы нашел старинный утюг на территории деревни и принес в школу. Потом появился примус. Педагог Наталья Сочнева вспоминает, что в какой-то момент находки перестали помещаться в классе истории. Дети попросили отдельный кабинет. С трудом, но выделили! «Все сделали сами ученики, их родители, учителя, – говорит Наталья Александровна. – Обои клеили, стенды, полки прибивали». Два зала: конец XIX – начало XX века и 50‑е годы прошлого столетия. Экспонаты: веретена, прялки, замки, керосинка… 500 единиц! Незадолго до «Молодежной эстафеты» музей «шагнул» в школьную рекреацию. Учителя волновались, не пострадают ли артефакты. Нет, дети не трогают, сами следят за порядком.
Через коридор мы идем от мирных лет в военные годы, в уникальный, первый в стране музей подольских курсантов. О нем рассказывает руководитель Павел Красновид:
– Наш музей основан еще в 1965 году. В новое здание переехал в 1974‑м. Долгое время о подольских курсантах ничего не говорили, после войны тема была запретная. Потому что тогда стали бы известны ошибки командования. И пришлось бы объяснять, почему бросили в бой необученных, необстрелянных мальчишек. В 60‑е годы стали открываться архивы, появился наш музей.
Мы смотрим на фотографии на стенах, среди них – кадры из фильма «Подольские курсанты» 2020 года, и это не случайно.
– Фильм зародился тоже в нашей школе, – объясняет Павел Евгеньевич. – Здесь в 2017 году побывал Вячеслав Фетисов, прославленный хоккеист, олимпийский чемпион, ныне депутат Госдумы. Он прослушал экскурсию и вышел в слезах… Тем же вечером позвонил Игорю Угольникову (будущему продюсеру «Подольских курсантов», одному из авторов сценария), и начался длительный путь создания фильма. Это народный проект, наши ученики, учителя снимались в массовых сценах.
И музей – народный проект. Например, макет боя много лет делают своими руками ребята. Те, кто начинал, уже окончили школу.
В 2015 году, когда страна отмечала 70‑летие Победы, на территории школы силами ребят, учителей, предприятий, жителей города был создан памятник подольским курсантам. К нему участники «Молодежной эстафеты» возложили цветы. Наверное, главный урок, который мы все получили на этой встрече, – урок памяти.
Оксана РОДИОНОВА
Комментарии