Наша страна строит демократическое общество, правовое государство, поэтому мы должны содействовать подготовке учащихся к жизни в демократическом правовом государстве, гражданском обществе путем воспитания у них устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, его институтах, основных социальных связях и отношениях, политических и правовых средствах регулирования общественной жизни. Курс “Граждановедение” интегрирует разорванное на части школьное образовательное пространство, возрождает педагогическую идею – формирование личности ребенка с позиций гражданского воспитания.
1. Процесс социализации школьника, как показывает опыт, имеет три направления. Отношения в семье. Школа проводит различные формы работы с родителями: собрания, консультации, обзоры журналов и газет, лекторий, совместные праздники, походы, экскурсии, выставки, индивидуальные консультации у психолога, посещение детей на дому.
2. Учебно-воспитательная деятельность в школе. Учитель, педколлектив помогают освоить общественные нормы поведения, найти идеалы.
3. Самообразование, самовоспитание. Подросток сам осваивает мир, составляет свое мнение о нем, о себе самом, об окружающих. И сам констатирует собственную систему норм и ценностей.
Очень важно учитывать все стороны процесса социализации. Поэтому было решено помочь подростку выстроить индивидуальный путь социально-личностного становления через личное осмысление тех норм, ценностей, стереотипов поведения, которые предлагаются школой и обществом. Ученика как бы ставят лицом к лицу с проблемными ситуациями, характерами, идеями и, пытаясь самостоятельно разрешить их, дать им свою оценку, в итоге он формируется как личность.
Курс “Граждановедение” хорош тем, что он направлен не только на усвоение памяти, но и на развитие правового мышления. Широкое распространение получили нестандартные формы обучения: анкетирование, тренинги, диспуты, КВНы, ролевые игры.
Так, в 8-м классе по теме “Человек в обществе” вошло в систему проводить тренинг “Книга рекордов класса”. Ученики сами выделяют положительные особенности каждого члена коллектива и самого себя. Составляется сводная книга рекордов. Анализируя материалы тренинга, они осознают свое положение в классе, в компании, семье. Негласно выделяются формальные и неформальные лидеры, что помогает коллективу в организации школьного самоуправления. У нас – организация БРИГ, в которой ребята получают реальный опыт законотворчества и создания комфортного жизненного пространства.
Школьная общественная модель – страна республик (классов). Учителя, ученики, родители – граждане страны. Страна БРИГ имеет свою конституцию, в которой записаны основные законы школьной жизни.
На уроке граждановедения учащиеся знакомятся с понятием “выборы”, сущностью этой процедуры. В результате ролевой игры “Выборы президента” они усваивают основные моменты открытого прямого и тайного голосования и другие процедуры. Опираясь на полученные знания, проводят выборную кампанию президентов республик, где преобладает открытое прямое голосование, и президента страны, где для большей объективности результатов применяется тайное голосование. Президент избирается на один год. Эти навыки постоянно закрепляются у учащихся, и к моменту вступления во взрослую жизнь подростки уже не только знакомы с процедурой голосования, но и понимают необходимость личного участия в выборах.
По итогам выборов наступает “звездный час” президента. Он дает присягу.
Присяга
Клянусь при осуществлении полномочий президента страны БРИГ уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать конституцию страны БРИГ, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу.
Его приветствуют республики-классы и вручают свои наказы, дружеские шаржи, пожелания, предложения, собственные разработки игр, символические подарки.
Вот один из наказов президенту: от республики ДиМ (девчонки и мальчишки 7-го класса).
Наказ президенту!
Президент! Всегда будь смелым,
Не бросай на ветер слов
И проверить слово делом
Будь готов!
На уроках учащиеся знакомятся с деятельностью правительства, парламента. В школьной стране провозглашается демократическое разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную. Высшим законодательным органом является общешкольный парламент, который состоит из трех равноправных палат – учеников, учителей, родителей. Палаты работают совместно, получают всю информацию и отчитываются о деятельности страны, разрабатывают план, высказываются о целесообразности тех или иных мероприятий. Заседание проходит два раза в год. Парламент принимает конституцию, законы и поправки к ним. Периодически проводятся референдумы.
Исполнительным органом является совет школы. В его составе совет президентов – президенты 5-11-го классов. Совет БРИГа подбирается и назначается самим президентом. В него входят министры финансов, образования, культуры и спорта и т.д. Министр образования и министры по классам занимаются проблемами успеваемости, помощи отстающим, посещаемости учащихся и другими. Министр культуры и его помощники – это организаторы познавательно-развлекательных дел. Так, к столетнему юбилею школы классы-республики работали над поисковыми заданиями: методисты школы и их дальнейшая судьба (5-й класс), история пионерской организации школы (6-й класс), директора и учителя школы – фотоматериалы (7-й класс) и др.
Юбилей школы прошел в форме творческого дня, положение о проведении которого разработал Совет министров культуры.
Положение о проведении творческого дня
Цели:
1) выявление творческих способностей (литература, музыка, театр, ИЗО, танцевальная культура и т.д.) всех учащихся школы;
2) привлечение учащихся к работе над проектом развития школы;
3) выявление умения учащихся работать в группах, временных творческих коллективах;
4) формирование навыков творческого сотрудничества и общения в коллективной деятельности.
В творческом дне принимают участие учащиеся 2-11-х классов.
Содержание творческого дня
1. Работа над проектом “И это все о ней…” (о школе).
2. Выставка лучших рисунков учащихся и организация персональных выставок.
3. Конкурс домашних видеофильмов.
4. Организация “Хобби-выставки”.
5. Панорама лучших творческих работ по предметам.
6. Конкурс сочинений “Школьные годы моих родителей”.
7. Конкурс стихов, песен, сценок, анекдотов о школе.
Отечественная и мировая практика свидетельствует, что хорошо организованная система словесного воздействия может дать немалые результаты. И прежде всего в отношении подростков из “группы риска”. Изучая на уроках граждановедения тему “Ответственность за правонарушения”, учащиеся получают необходимые сведения о сложностях и противоречиях окружающей жизни, об опасностях, которые их ожидают, о личной ответственности гражданина перед самым суровым законом – уголовным. В процессе школьной жизни ребята подчиняются требованиям административного кодекса, принятого парламентом школы, где определены правонарушения и ответственность за проступки, порядок рассмотрения споров и формы наказаний.
Дети, как правило, плохо представляют себе суть многих юридических понятий. О суде, например, они знают, что там наказывают тех людей, которые виновны в совершении преступлений. А на уроках они знакомятся с тем, как суд определяет, виновен или невиновен человек, находящийся на скамье подсудимых. Суд чести в стране Бриг состоит из судьи, адвоката и обвинителя. Таким образом, на практике осуществляется состязательность судебного процесса.
Новые экономические отношения уже пришли в школу, в ученическую среду. Речь идет не о механическом переносе на школу рыночных отношений. Сегодня очень важно педагогизировать новое для нас социальное явление, подчинить его принципу педагогической целесообразности, органически включить в процесс обучения и воспитания детей.
Н.ПЕТЕРСОН,
директор школы
Дзержинский район,
Калужская область
Комментарии