“Хрустальный пеликан-2002” уже неделю как обживается и “чистит перышки” в уютной Гатчине под Санкт-Петербургом. В доме своего хозяина – Игоря Смирнова, преподавателя немецкого языка, учителя года России-2002. Но перед тем как главный приз главной педагогической “битвы” года нашел своего героя, была сама “битва” – одиннадцать дней и ночей физики и химики, литераторы и историки, музыканты и “иностранцы” со всей страны выясняли, кто же из них профессиональнее, артистичнее, удачливее, наконец. Выясняли истово, всерьез, не на жизнь, а на смерть, будто не на корпоративном фестивале, а и вправду на настоящей войне оказались. Тринадцатый конкурс “Учитель года России” был, как никогда, наполнен переменами и новшествами, чувствами, страстями и эмоциями, подчас хлеставшими через край. Может быть, именно потому, что тринадцатый?
Большое жюри – споры неизбежны
День первый
В поселок Московский – многолетнее “гнездовье” лучших учителей России – участники начинают стекаться с самого раннего утра. Ежатся от холода, кутаются не по сезону в легкие куртки и пиджаки. Но это до первого знакомого лица, а там – поцелуи, объятия, тут же делается не то что тепло – жарко. Вот оно, еще одно новшество этого тринадцатого года: конкурсанты уже знакомы друг с другом, связаны в группы, компании и кланы. У них за спиной – автомобильные дороги Бельгии, Голландии, Франции и Германии, куда их минувшим августом пригласила партия “Единая Россия”. Соперникам не надо присматриваться друг к другу, наводить мосты и “прощупывать почву” – все и так знают, кто на что способен…
Первой у стола регистрации появляется Малика Исламова, историк из Чечни. Она открывает череду удивительных сюрпризов и неожиданностей конкурса: учителей из этой грустной республики на “Учителе года” не видели уже много лет. И хотя Малика Исаевна работает в палаточной школе на территории Ингушетии, она все же считает себя чеченским учителем.
Следующий, кто жаждет поздороваться и заявить о себе, – физик Александр Гаряев из Перми. Его появление вызывает в толпе конкурсантов бурю ахов и охов: Александр Владимирович на костылях. Но что такое даже самый тяжелый перелом по сравнению с неистовой жаждой участия и победы?
А вот Александр Игнатьев, учитель физкультуры из Магаданской области. Он прилетел в Москву уже несколько дней назад – уж больно далеко лететь – да не один, а с гигантским багажом – физкультурным оборудованием собственного изобретения. Через несколько дней эти чудо-сетки опутают весь спортивный зал столичной школы N1008 и помогут своему чудо-хозяину не только выйти во второй тур, а затем и в финальную “пятнашку”, но и доказать, что “здоровьесберегающие технологии” – это не просто искусственно соединенный между собой набор слов, а идея, достойная того, чтобы жить.
В пять часов вечера вся многоликая толпа участников – 78 человек плюс гости и группы поддержки – бурлит во дворе перед Учебным центром поселка Московский, извечным “штабом” конкурса. Слева – духовой оркестр, справа – клюквенная наливка, чтобы окончательно не замерзнуть, ибо торжественную церемонию открытия на сей раз решено провести не в привычном мраморе Колонного зала Дома союзов, а прямо на свежем воздухе – простенько и со вкусом, в духе вышеупомянутого и ультрамодного нынче здоровьесбережения. И организаторы, и спонсоры, которым поручено произносить напутственные слова, понимают всю необычность и “экстремальность” ситуации, посему стараются говорить коротко и по делу. Доброго пути и “семи футов под килем” желают учителям министр образования Владимир Филиппов, председатель Профсоюза работников народного образования и науки РФ Владимир Яковлев, депутат Госдумы Олег Смолин, первый заместитель главного редактора “Учительской газеты” Ирина Димова. О вреде суеверий напоминает ответственный секретарь Федерации Интернет Образования Сергей Монахов: “Свой тринадцатый центр ФИО открывала в пятницу, тринадцатого числа, в Брянске. И ничего – работает себе и вполне успешно. Так что и на конкурс цифра эта повлиять не должна”. На свою нелегкую долю сетует Виктор Садовничий, ректор МГУ и глава Большого жюри конкурса: “Вы даже не представляете, каково это – судить цвет российского учительства!” О том, что главное не дрейфить, до конца верить в свою звезду и помнить, что ты приехал сюда не столько за победой, сколько за новым опытом и новой дружбой, напоминает “старший брат” Алексей Крылов, преподаватель технологии из Екатеринбурга, учитель года России-2001.
Заканчиваются слова – начинается работа. Организаторы и победители прошлых лет берут в руки лопаты и дружно маршируют на ближайшую лужайку закладывать “Учительскую аллею” из пятнадцати ясеней. Сначала, правда, предполагалось сажать липы, но тут же поползли разговоры, что в таком случае и весь конкурс с чьей-нибудь легкой руки назовут “липовым”, и деревья в срочном порядке поменяли.
День второй
Салют и огромный плюшевый пеликан, неравнодушный к прекрасному полу и все норовивший обнять то одну, то другую конкурсантку, остались в дне вчерашнем. Начинается работа, но непредсказуемый тринадцатый не дает соскучиться и продолжает удивлять. Участники-2002 – первопроходцы и экспериментаторы, которым предстоит на себе испытать обновленные и “подштопанные” конкурсные правила. Так, с этого года вновь решено вернуться к уже существовавшей когда-то схеме: сначала конкурсант защищает свою педагогическую концепцию, опыт работы, отвечает на все интересующие судей вопросы и только после этого дает урок в школе, иллюстрируя собственные утверждения и убеждения. Такая система помогает экономить и силы, и время, а главное, нервы участников и членов жюри. Учитель, претендующий на звание “учитель года” должен быть докой не только в практике, но и в теории. Однако он не обязан иметь стальные нервы, позволяющие выдержать за раз два стресса – и урок, и защиту. Единственный вопрос, на который учителя так и не получили ответа, – защита концепции и презентация опыта – разные ли это вещи или все-таки одно и то же? К единому мнению так и не приходят, но все равно мужественно расходятся по своим аудиториям, готовые к любым неожиданностям. Еще такие шумные и многолюдные несколько мгновений назад, коридоры Учебного центра будто вымирают. Теперь самое интересное ходить от кабинета к кабинету и, чуть приоткрыв дверь, подглядывать за происходящим в узенькую щелочку. Десять номинаций – десять атмосфер, настроений и состояний. Где-то идет сложнейший экзамен. Лица судей холодны и непроницаемы, позы монументальны, конкурсанты похожи на студентов, позабывших дома все шпаргалки. Аудитория, где защищаются участники номинации “Информационные технологии”, погружена в полумрак, лишь мерцает проектор, отражающий на белоснежный экран какие-то замысловатые графики и таблицы. Откуда-то раздаются смех и музыка, еще за одной дверью – увлеченный спор, а заглянув в аудиторию, где работает номинация “Практико-ориентированное обучение”, вижу биолога Надежду Акатову из Астраханской области, держащую в руках живую лягушку: “Вам неприятно брать ее в руки? Это лишь потому, что вы слишком мало знаете о ней”.
Заканчивается защита, начинается любимый всеми поколениями конкурсантов “хобби-клуб”. Химик Любовь Иванова из Орла любит горы, а Михаил Белоглазов, преподаватель физкультуры из Мордовии, умеет ходить на руках, при этом в зубах у него букет роз. А еще на жюри обрушиваются танцы в национальных костюмах, песни под гитару, аккордеон и фортепьяно (кому-то из учителей для участия в “хобби-клубе” даже понадобился небольшой духовой оркестр), стихи, а то и целые поэмы, театральные постановки и вернисаж из собственных картин.
Вечером измотанные, но гордые собой учителя отправляются в Большой театр на “Жизель”. На солистов Большого взирают с некоторой снисходительностью, мол, неплохо, конечно, но у нас бы теперь и это получилось не хуже.
День третий
Для кого-то пятница – последний рубеж, за которым – долгожданные выходные. Наши конкурсанты не исключение, для них это тоже рубеж, за которым главное испытание конкурса – уроки в московских школах: или пан, или пропал. После этого уже ничего нельзя будет изменить. Либо ты соберешься и покажешь все, на что способен, либо… Но об этом думать совсем не хочется.
И тут тринадцатый снова хитро подмигивает конкурсантам из-за угла: если раньше учителя привозили в Москву уроки, заранее подготовленные, просмотренные методистами и несколько раз отрепетированные на самых разных – своих и чужих – детях, то на сей раз все куда сложнее. Тема становится известна накануне – что в классном журнале значится, с тем и работайте. Естественно, следуя той программе и тем учебникам, по которым занимаются в этой школе. Стопроцентная импровизация выходит, где в помощь тебе – не матерые методисты, а лишь собственные опыт, голова, фантазия да капелька озарения. И, наконец, главное нововведение: нет больше предметных номинаций, где физики борются с физиками, а литераторы – с литераторами, а оценивают эти баталии узкие специалисты – те же физики и литераторы. Отныне все иначе – номинации проблемные, и задача жюри усложняется. В номинации “Традиции в образовании” смотрят на “энциклопедичность знаний и широту педагогического мышления”. Тот, кто претендует на звание “учитель-исследователь”, должен уметь экспериментировать, искать “новые пути интеграции с другими областями знаний”. “Активные формы обучения” – здесь важно, умеет ли учитель наладить в классе групповую и индивидуальную работу. “Инновации в образовании и развивающее обучение” – в эту номинацию берут смелых, незашоренных и неординарных, тех, кто “стремится расширить рамки устоявшихся представлений о педагогике и методике преподавания”. “Информационные технологии” и “Здоровьесберегающие технологии” – номинации маленькие, но гордые. В одной живут те, кто не мыслит преподавания без компьютера, в другой – сторонники гармонии тела и духа. Есть еще “Учитель-воспитатель” (чтобы стать им, нужно преисполниться духом сотрудничества), номинации “Практико-ориентированное обучение”, “Вдохновение и педагогический артистизм”, “Развитие творческих способностей детей” (все названия говорят сами за себя).
Забегая вперед, скажу, что, как и все новое, неизведанное, подобное номинационное деление вызвало шквал яростных споров и массу нареканий. Одни говорили о том, что предметный принцип устарел, наскучил и вообще несовременен. Другие кричали, что границы настолько размыты и расплывчаты, что отличить критерии оценивания одной номинации от другой практически невозможно. По мнению Евгения Травина, финалиста конкурса “Учитель года России-2000” и члена жюри в номинации “Практико-ориентированное обучение”, сколько-нибудь стройной системы, по которой было бы видно, чем одна номинация отличается от всех прочих, не представил никто. Да и сами учителя признавались, что им было все равно, под каким “заголовком” выступать: они готовили урок по своему предмету, используя старые добрые отработанные приемы. Многие жаловались на то, что не смогли посмотреть уроки коллег-предметников, так как те работали в других школах. Одним словом, все правы и не правы одновременно. Опыт, он на то и опыт, “сын ошибок трудных”, чтобы привести к какому-то результату. А уж к хорошему или плохому – это надо анализировать. В конце концов до следующего конкурса еще целый год, за это время при желании можно извлечь все уроки и сделать все выводы. И уберечь конкурсантов-2003 от ненужных потрясений, которых вполне можно будет избежать.
Но вернемся в день сегодняшний. В пятницу учителя едут в московские школы проводить “разведку боем”. Десять номинаций – десять школ Западного округа. Детей видят только издалека, в актовом зале. Кто из этой сотни сядет завтра за парту в твоем классе – неизвестно. А впрочем, кто бы ни сел – все они умненькие, сообразительные и доброжелательные. Других не держим. Учителя-хозяева стараются вовсю, сбиваются с ног, готовые выполнить любое пожелание закрепленного за ними конкурсанта. Нужны пробирки? Пожалуйста. Ах, не такие, а с широким горлышком и узким донышком или вообще без донышка – без проблем. Позвоним в соседнюю школу, поднимем на ноги весь округ, но не волнуйтесь, из-под земли достанем. И не только пробирки, но и мячи, скакалки, любые книги и репродукции, самого черта в ступе, лишь бы вам было хорошо. Москва большая, гостеприимная и хлебосольная, чего тут только нет.
День четвертый
Не успели оглянуться – суббота. Пора. Бояться не стоит, за тем и ехали сюда, чтобы поразить, блеснуть, показать, научить. Условия боевые: на все про все – сорок минут – полчаса на урок и тут же десять на самоанализ. Среди всеобщей нервозности случаются и забавные моменты, разряжающие ситуацию. Так, Евгений Ямбург, директор московской школы N 109 и председатель жюри номинации “Инновации в образовании и развивающие технологии”, ошибается адресом и приезжает “судить” конкурсантов номинации “Практико-ориентированное обучение”. До начала уроков остается всего пара минут, и в этот момент всем, конечно, не до смеха. Но как только первая суматоха улеглась и Евгения Александровича благополучно транспортировали в нужную ему школу N 1018, напряжение и нервную дрожь как рукой сняло. Не успели оглянуться – звонок. Это уже шестой, последний урок закончился, и куда только время бежит? А на торжественном обеде, который учителя школы N 812 дают в честь своих номинантов, вдруг выясняется, что местный завуч по УВР Ирина Соснина когда-то училась в одной далекой сельской школе с Александром Гаряевым, физиком из Перми. Земляки и однокашники радостно обнимаются, а затем Александр Владимирович, несмотря на свою сломанную ногу, приглашает даму на танец.
День пятый
Итоги первого тура будут подведены только завтра. Что может быть мучительнее ожидания? Чтобы отвлечь учителей от тяжелых раздумий, переживаний и кусания локтей, организаторы устраивают “дискуссионный клуб” с участием Олега Миронова, уполномоченного по правам человека в РФ. Высказаться на тему “Защита детства и прав ребенка” хочется всем 78 участникам, жаль, время – деньги, а и с тем и с другим у наших учителей вечные проблемы.
Все как один говорят горячо. И не только о гипотетической возможности научить ребенка отстаивать свои права, о гипотетической необходимости вырастить граждан, уважающих законы, но и своем личном вкладе в эти “гипотезы”. Так, математик из Карелии Марина Бамбуляк рассказала, что в петрозаводском общеобразовательном лицее N1, где она работает, 8-11-й классы – юридические. Кроме того, существует клуб “Адвокат” для старшеклассников. В Махачкале, по словам учителя истории и обществознания Вадима Мамцева, за каждой школой закреплен сотрудник милиции. Особый интерес вызвало выступление Малики Исламовой, историка из Чечни: “У нас в республике проблемы, перед которыми все остальное меркнет. Складывается ощущение, что для чеченцев нет места в России. А ведь однажды чеченские дети вырастут…” Ей возразила Ирина Липатова, историк из Петербурга: “А почему мы жалеем лишь чеченских детей? А те сотни, тысячи ребят, что днюют и ночуют в подвалах и знать не знают другой жизни? Их разве не жалко?”
В заключение обсуждения биолог из Владимирской области Сергей Циклов внес два конкретных предложения: “Запретить рекламу пива и реанимировать на телевидении редакцию детских и юношеских программ”. А Николай Усков, учитель немецкого языка из Красноярска, пошел еще дальше: “Нас спасет лишь тотальная цензура”.
Ильгизар ГАДЕЛЬШИН, Татарстан: “В классе только мальчики”
День шестой
Понедельник – день тяжелый. Особенно если на карту поставлены твои самолюбие, профессиональное тщеславие, одним словом – твоя победа. Подведение итогов первого тура – процедура болезненная. И несмотря на то, что в этом году в финал выходят не пятнадцать, а целых двадцать шесть человек, большая часть конкурсантов все равно остаются “за бортом”. Горько, обидно, не всегда понятно, от ощущения несправедливости слезы так и текут. На многие вопросы помогает ответить “Откровенный разговор” с жюри. Где был допущен промах, какая ошибка стала роковой, а может быть, во всем “виноват” заочный тур: в этом году оценка за поданные предварительно документы играла немаловажную роль в выборе 26 финалистов.
А в это время первые победители – “26 бакинских комиссаров”, как они тут же себя окрестили, дают пресс-конференцию для журналистов и членов Большого жюри. Но так как финалистов больше обычного, определен лимит выступлений – 20 секунд. В противном случае придется прозаседать весь день. Непростая задача – быть кратким и точным, рассуждая о модернизации образования. А именно такова тема пресс-конференции. Но полуфиналисты умудрились в нескольких предложениях ответить на вопрос: “Если бы вы были разработчиком программы модернизации образования, какой пункт вы внесли бы в нее обязательно?”
Любовь Манаенкова, учитель начальных классов Шапкинской СШ Тамбовской области: “Необходимо учесть традиции старой школы”.
Игорь Смирнов, учитель немецкого языка, директор СШ N9 г. Гатчины Ленинградской области: “Школа должна быть автономна – в финансовом, технологическом, методическом планах”.
Светлана Казанина, преподаватель специальных дисциплин профессионального училища N16 п. Сыркова Новгородской области: “Сначала необходимо модернизировать сознание общества”.
Валерий Панов, учитель информатики СШ N4 г. Касимова Рязанской области: “Обязать все вузы страны признавать результаты единого государственного экзамена”.
Вопрос, на который был дан самый лаконичный ответ, задал участникам конкурса учитель года России-1997, директор центра творчества и ремесел “Школьное подворье”, член Большого жюри Александр Глозман. Он попросил поднять руки тех полуфиналистов, которые хотели бы видеть своих детей учителями. “За” проголосовали почти все.
День седьмой, восьмой, девятый
А вот и второй тур – мастер-классы на сцене. Дни заняты ими с утра и до самого вечера. 20 минут на выступление, 10 – на самоанализ. Тема свободная, хочешь – домашние заготовки показывай, хочешь – изобретай что-нибудь прямо на ходу. Главное – научи. Всех и всему. Вчерашние соперники в роли сегодняшних учеников – от этой доброй традиции конкурсу, пусть даже тринадцатому, не отказаться никогда.
Пумс! Бамс! Плюх! Это не набор звуков. Это изящное стихотворение в стиле футуристов, повествующее о трагической гибели утки в непроходимых болотах Крайнего Севера. Тот, кто считает, что написать такое под силу любому и серьезного умственного напряжения сие занятие не требует, просто не был на уроке Елены Дмитриевой, литератора из Нижневартовска. Она, конечно, может научить вас писать еще более гениальные стихи, но и уважение ко всем литературным стилям, течениям и направлениям привьет обязательно. Победу Игорю Смирнову принес простой, казалось бы, урок-знакомство: “Зовут меня так-то, живу там-то, работаю тем-то. А вы?”. Класс подобрался исключительно дамский, а учитель был так хорош, что ни девушки, ни Большое жюри и глазом моргнуть не успели, как были быстренько обучены всему необходимому. А вот Ильгизар Гадельшин, учитель ОБЖ из Татарстана, предпочитает работать с мужчинами. Урок – не место для “плезиров” и “политесов”, тут важна жесткая дисциплина. Такая же, как в армии. О том, что такое армия, Ильгизар Анварович, кстати, знает не понаслышке – недаром с гордостью носит краповый берет, отличительный знак спецназовцев. Да и тема разговора более чем мужская – “Организация и вооружение мотострелкового отделения (МСО)”. Ученики досконально изучили личный состав, вооружение и боевые возможности МСО. И даже создали макет боя в ящике с песком. Открытым остался только один вопрос, какое отношение все эти в высшей степени ценные и полезные знания имеют к основам безопасности жизнедеятельности?
День десятый
Вот уж когда действительно ничего изменить нельзя. Все судейские конверты запечатаны и отданы Виктору Садовничему, главе Большого жюри. Все баллы и рейтинги он считает сам. В одиночестве. А пока ученый муж священнодействует, конкурсанты ведут активную общественную жизнь: встречаются с учредителями “Учителя года” – Владимиром Филипповым, Владимиром Яковлевым, главным редактором “Учительской газеты” Петром Положевцем – и спонсорами – руководством издательства “Просвещение” и компании “Майкрософт”.
День последний
Ранним утром 26 финалистов угощаются пирогами в Екатерининском зале Кремля на приеме у президента Путина. А уже в три часа начинается торжественная церемония закрытия конкурса. Чего и кого тут только не было: и живой Зураб Соткилава, и живые пеликаны, но главное – нашли своих хозяев шесть “Хрустальных пеликанов”. Один большой и пять малых. Елена Дмитриева, литератор из Нижневартовска, географ Дмитрий Тодышев из Абакана, “англичанка” Юлия Мищенко из Тольятти, биолог Сергей Циклов из Владимира и, наконец, единодушно признанный победителем “немец” Игорь Смирнов из Гатчины – вот они, герои тринадцатого, лица тринадцатого, не побоявшиеся перемен и вставшие над ними. “Учительский вальс” в исполнении Иосифа Кобзона, главного учителя российской сцены, звучит для них. И фейерверк – тоже для них. И “ливень” из денежных грантов, компьютеров и путевок они тоже честно заслужили.
На праздничном ужине к Смирнову не подойти. Вокруг – неиссякающая восторженная толпа. И все же умудряюсь перекричать ликующие возгласы:
– Игорь Борисович, а вы не суеверны? Не боялись участвовать в тринадцатом конкурсе?
– Совсем не суеверный, наоборот. На закрытии в Кремлевском Дворце мне достался билет на тринадцатое место…
Анна ХРУСТАЛЕВА,
Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)
Комментарии