В отличие от любви, которой, как известно, все возрасты покорны, компьютеры почему-то покоряются не всем. С увеличением возраста число активных пользователей среди учителей снижается. Люди не стремятся осваивать новую технику. Действительно, зачем учителям, проработавшим в школе двадцать, тридцать лет, переучиваться? Откуда возьмется у них желание тратить много личного, неоплачиваемого времени на то, чтобы в итоге прийти к тому же результату: качественному обучению детей. Ведь никто не будет спорить, что методики, которые используют учителя со стажем, работают, и работают хорошо.
Выпускники сдают экзамены, поступают в вузы, становятся грамотными специалистами. И поэтому, сколько ни говори о том, что компьютер позволяет сделать обучение более интересным для ученика, наконец, интерактивным, преподаватели старшего возраста будут утверждать, что все это они могут обеспечить и без применения информационных технологий. И это тоже правда.
Однако ситуацию при желании можно изменить. И пути ее изменения не раз обсуждались чиновниками и прессой. Нужно четко сформулировать цель, объяснить каждому преподавателю (лично и наглядно!), для чего применять ИТ в преподавании их предмета. Было бы нелишним ввести систему поощрения преподавателей, использующих информационные технологии.
Но даже эти, казалось бы, действенные методы не решат проблему окончательно. Ведь многие преподаватели, выросшие в «безмашинную эпоху», просто боятся этих мигающих, пищащих, живущих своей жизнью монстров. Многие участники процесса переподготовки учителей говорили нам, что, общаясь с учителями старше 45 лет, первое время много сил уходит на то, чтобы снять психологический барьер, побороть страх «нажать не ту кнопку».
Сами курсы порой тоже отталкивают преподавателей. В определенном возрасте у каждого человека формируется своя модель обучения, которой курсы нередко противоречат. Кроме того, часто на повышение квалификации люди отправляются по приказу, а не по желанию. И тут на них обрушивается огромный поток информации. Причем преподавателям пытаются насильно привить чуждую им мысль: компьютер необходим, он полезен.
Оправдывая свою приверженность традициям, учителя говорят, что им уже поздно учиться, возраст, мол, не тот. Однако есть и такие, кто с удовольствием осваивает технику. Правда, эта группа не такая многочисленная, как первая. В противовес первым эти учителя того же возраста говорят, что учиться никогда не поздно, и удивляются, как их коллеги продолжают общаться с современными детьми без использования информационных технологий.
Тот факт, что среди учителей старшего поколения есть приверженцы обучения с использованием ИТ, наталкивает на мысль, что освоение компьютера не связано с возрастом. О том же говорят специалисты Федерации Интернет Образования, отмечая, что от общего числа студентов 19% составляют учителя в возрасте 45-50 лет и 3% – старше 55 лет. В сумме это одна пятая всех студентов ФИО.
Выходит, что возраст – не главный фактор. Но почему одни преподаватели приходят на курсы, применяют информационные технологии, а другие нет?
Конечно, это связано в первую очередь с желанием развиваться, двигаться вперед, соответствовать времени. Но если отвлечься от компьютеров, на поверхность всплывет еще одна причина. Страх и опасение у человека вызывает все новое. Но проходит время, и он привыкает к новинке. Вспомните первоначальное отношение к кнопочным телефонам, потом – к мобильным, даже к магнитным карточкам в метро. Вот только время всем нужно разное. Кому-то достаточно нескольких минут, кому-то нужны месяцы, кому-то годы, а кто-то вообще не принимает новой техники, удовлетворяя свои потребности старой.
Наконец, не стоит забывать, что есть люди, которым тяжело общаться с любой техникой. Они с трудом разбираются с инструкциями по применению бытовой техники, даже с самыми подробными, пошаговыми. И это качество не зависит от возраста.
Все это подтверждает, что степень использования компьютера связана все-таки не с возрастом, а с личными психологическими особенностями человека и мотивацией.
Однако это вопрос слишком важный для современного образования, чтобы вот так отговориться и забыть об учителях с большим стажем работы. Ведь их доля в образовательных учреждениях по-прежнему очень велика. Поэтому нужно искать способы привлечения опытных преподавателей к использованию информационных технологий.
Комментарии