На какие только хитрости не идут сегодня наши российские библиотеки и их милейшие сотрудницы, чтобы привлечь в свои залы читателей, заставить их оторваться от Интернета, персональных компьютеров, айпадов и других новомодных гаджетов. На улицу с книжками выходят, наряжаясь в костюмы литературных героев, с детьми хороводы водят и даже по примеру музейщиков организуют ночь в библиотеке, сдабривая многочасовую познавательно-литературную программу сладким столом, мастер-классом по фотографии, плетением фенечек и аквагримом. А что же в этой «гонке на выживание», то есть в борьбе за читателя, делать вузовским библиотекам? Как меняется их жизнь сегодня? Об этом наш разговор с Аркадием МИНАКОВЫМ, доктором исторических наук, директором зональной научной библиотеки Воронежского государственного университета.
– Аркадий Юрьевич, библиотека ВГУ в своем роде уникальна, ведь в ее основе – фонды старейшего в дореволюционной России Юрьевского университета, второго после МГУ по времени создания. Тем не менее и вам сегодня приходится конкурировать с Интернетом.- Такова современная реальность. Наша библиотека действительно одна из крупнейших вузовских научных библиотек страны. ВГУ входит в первую двадцатку вузов страны по самым различных показателям, в том числе и по финансированию. Соответствующую строчку занимает и библиотека. У нас свыше трех миллионов книг на бумажных носителях, есть издания с электронными версиями, их можно увидеть на библиотечном сайте.Наш отдел редких книг насчитывает свыше 100 тысяч экземпляров. Это богатейшая коллекция, есть книги XVI века, самое старинное издание 1525 года – книга Эразма Роттердамского «De lingua» («О красноречии»). А всего у нас около 200 редчайших изданий XVI-XVII веков: Платон, Аристотель, Гесиод, западноевропейские богословы. Это раритетное историко-культурное ядро нашей книжной коллекции.Книги, о которых рассказывает Аркадий Юрьевич, в 2006 году оказались для библиотеки ВГУ таким же неожиданным сокровищем, каким сегодня все назвали бы вдруг обнаруженную библиотеку Ивана Грозного. Правда, в Воронеже этот книжный клад никто специально не искал, он долгое время пылился в подвалах старых университетских корпусов. Сразу после Великой Отечественной книги сложили сюда, посчитав место вполне подходящим: дождь не заливает, и ладно, а разбираться в них тогда особо было некогда, требовалось срочно восстанавливать город после бомбежек. В итоге на книжные пыльные залежи обратил свое внимание новый директор ЗНБ, когда в 2006 году он был назначен на свою должность и проводил ревизию всех имеющихся фондов. Вот так, внимательно вглядевшись, что называется, себе под ноги, Аркадий Юрьевич и стал автором главной в регионе книжной находки-сенсации. Часть книг срочно перевели в музейные условия хранения (есть в библиотеке и такие), а остальные постепенно приводят в порядок и переносят в более подходящее для них место.- Сейчас ситуация меняется в гораздо лучшую сторону, – говорит Минаков. – Университет активно строится, появляются новые здания, нам предоставляют помещения и новое, в том числе компьютерное, оборудование. В итоге в библиотеке появились и успешно развиваются два важнейших научных направления, совершенно новых до недавнего времени. Это внедрение электронных библиотечных систем и индекса научного цитирования.- Расскажите подробнее об этих новых направлениях.- Первое – это внедрение электронных библиотечных систем, то есть больших электронных библиотек, в которых собрано множество учебников, учебных пособий, монографий по различным предметам как естественного, так и гуманитарного цикла. Подключение к этим системам бесплатное. Вначале тестовое, для того чтобы вуз мог ознакомиться с содержанием этой системы, и мы в тестовом доступе предлагаем нашему профессорско-преподавательскому составу изучить содержание и дать свои рекомендации. На основе этого мониторинга принимаем окончательное решение: закупать эти весьма дорогостоящие системы или нет.Вообще использование ЭБС имеет и свои плюсы, и свои минусы. Главный плюс – экономия учебников и средств на их приобретение. Если в электронной библиотеке есть хотя бы одна версия учебника, это означает стопроцентную обеспеченность студентов, так как сегодня все они пользуются гаджетами и могут в любой момент получить доступ к этому учебнику. Мы посчитали для сравнения, что обойдется вузу дешевле – оплата и приобретение всех необходимых по министерским нормам учебников или приобретение электронной библиотечной системы с электронными версиями этих учебников. Второе оказалось намного выгоднее.А главный негативный момент в следующем. Электронные системы сегодня напоминают продуктовые советские наборы: есть нужные продукты, но много и тех, что идут «в нагрузку». Мы покупаем библиотеку онлайн, в которой только 65% книг нам действительно необходимы, а 35% мы просто обязаны купить. Отчего это происходит? Возможно, создатели ЭБС не всегда понимают специфику вузов. Чтобы исправить положение, надо дать вузу возможность выбора.Но с другой стороны, к 2015 году мы полностью обязаны перейти на пользование электронными библиотечными системами. Все рабочие программы, на основе которых читаются курсы, лекционные, семинарские занятия, спецкурсы, курсы по выбору, – все они должны иметь в качестве информационной базы хотя бы несколько изданий из ЭБС. Другими словами, мы переходим на пользование электронными учебниками, вступаем в электронную реальность, хотим мы этого или не хотим. А бумажные издания будут сокращаться.- Сколько студент должен будет платить за пользование ЭБС?- Ничего не должен, ему достаточно просто быть студентом, и он сможет пользоваться внутривузовской сетью – интранетом – бесплатно. Но за пределами сети скачать книгу будет нельзя.- А список зарубежных интернет-издательств для преподавателей – это тоже бесплатно или нет?- Тут сложнее. Когда есть внебюджетные деньги, мы оплачиваем пользование этими системами, и они доступны. А когда нет, подписка на какое-то время прекращается, и тут каждый ищет свой выход из ситуации. Чаще всего наши преподаватели просят зарубежных коллег, те скачивают необходимую информацию и пересылают ее нашим по электронной почте.Дело в том, что сейчас мы только начинаем внедрять такие системы, недостатков, конечно, еще много, но общий вектор задан правильно, и мы понимаем, что от этого никуда не уйти, и за этим будущее. Сейчас мы закупаем несколько библиотечных электронных систем, которые своим контентом покрывают все наши потребности на всех факультетах и по всем дисциплинам. Когда эти системы заработают, то у нас на каждый спецкурс, курс по выбору, общий лекционный курс будет как минимум по одному электронному изданию. И преподаватели обязаны будут войти в эту электронную реальность, включить ее в свои рабочие программы.- А про какое второе новое направление в работе библиотеки вы говорили?- Это индекс научного цитирования, который сегодня необходим для работы любого вуза. Есть такая электронная библиотека elibrary.ru – базовая платформа, при помощи которой определяется российский индекс научного цитирования как отдельного преподавателя, так и каждого вуза. По этой программе можно определить рейтинги преподавателей любого факультета любого вуза, определить, кто лидер, а кто аутсайдер.- Библиотека берет на себя роль жюри?- Сам принцип оценки формальный. Первый показатель – определение лидера по количеству публикаций, и более состоятельным оказывается тот, у кого публикаций больше. Но оценка их качества остается под вопросом. А есть рейтинг, основанный на количестве цитат и ссылок на работы наших ученых. Например, в нашем списке историков – преподавателей ВГУ лидирует академик Пряхин Анатолий Дмитриевич, у него мы видим 40 публикаций, введенных в систему. А занимаются наполнением системы наши библиотечные операторы, они вводят в библиотечные системы и каталоги труды наших ученых.В итоге на сегодняшний день мы имеем вот какие критерии: количество публикаций, количество ссылок на эти публикации и индекс Хирша – показатель частотности цитируемости.Подобная система давно введена и действует на Западе, на ее основе происходит непрерывная ротация научной преподавательской среды. Если ты не соответствуешь определенным критериям, на работу в престижных вузах, а то и просто в вузах, можешь не рассчитывать. Недаром такая система называется системой эффективного контракта. Рейтинг цитирования становится одним из определяющих критериев в оценке труда преподавателя. А следующим шагом, основанным на результатах всех рейтингов, будет определение дифференцированной заработной платы, возможность продления контракта и так далее.- В такой системе роль библиотеки меняется, точнее сказать, возрастает. Получается, что вы должны отслеживать новые публикации, собирать данные, оцифровывать, составлять каталоги, и все это в конце концов будет определяющим при оценивании труда каждого преподавателя?- Да. У нас уже примерно 20 человек работают на эту цифровую библиотечную систему. А в целом по стране в этой гонке рейтингов уже участвуют около 600 вузов, и это помогает определению реального места каждого вуза. В итоге рейтинг вуза определяет его финансирование, режим большего или меньшего благоприятствования, количество и объем грантов и так далее. На сайте нашего вуза, на главной странице, теперь появилась строчка «Международные и отечественные рейтинги», сейчас ВГУ по количеству публикаций и индексу цитирования вышел на 11-е место. Мы уступаем таким мощным университетам, как МГУ, РГГУ, Санкт-Петербургский государственный университет – киты, финансирование которых в десятки раз больше, чем у нас. Еще впереди Казанский федеральный университет, Финансовый университет при правительстве, Национальный исследовательский томский госуниверситет, Уральский федеральный, другими словами, обычный классический Воронежский университет, не имеющий никакого особого статуса, оставляет позади себя целый ряд федеральных и национальных исследовательских университетов. А помогает наглядно все это увидеть наша вузовская библиотека. Вот таково новое место библиотеки в жизни вуза, как видите, оно очень высокое.Воронеж
Комментарии