Мы сегодня больше знаем о мире, чем вчера. Но иногда мне кажется (я не специалист, так что говорю «кажется»), что компьютерно-интернетная эра меняет, и весьма ощутимо, сам механизм мышления, может быть, даже структуру наших мозгов. Во всяком случае у детей, у школьников. Уходит, в частности, вдумчивое чтение как того, что написано на бумаге, так и того, что предстает в новых информационных источниках. Ведь многое в современном телевидении тоже не рассчитано на углубленное размышление, вдумчивое проникновение.
И тут вот над чем я не мог не задуматься: а что если это первородный грех электронной эры, родовая травма информационных технологий? Но ведь Гонконг, Шанхай, Южная Корея, Финляндия разве не опровергают это мое предположение? Там в зоне современных информационных технологий куда большая часть населения, чем у нас. Но это вовсе не мешает им занимать первые места в исследованиях PISA, где главное – выяснение креативности, творческого мышления, умения углубленно проникать в предложенное задание, в предлагаемый текст. Значит, не в самой по себе информационной технологии дело. Дело в том, как и для чего мы ее используем.Еще одна цитата: «Но нет никакой необходимости менять систему образования, приспосабливая ее к обучению детей, рожденных в цифровую эпоху. У новых сторонников распространения новых технологий возникает соблазн внести кардинальные изменения в процесс обучения. Сделать из технологии фетиш очень легко, однако, пожалуй, неправильно. Процессам обучения всегда будут свойственны качества, практически не связанные с технологиями.Включение технологий в процесс обучения не имеет никакого смысла, если это делается, собственно, только из интереса к этим технологиям. Следует разбираться, как использование технологий поможет достичь педагогических целей… Не следует сгоряча отказываться от проверенных и традиционных методов обучения в погоне за применением новых технологий в учебных классах… Навыками критического мышления студент овладевает в большинстве случаев посредством традиционного диалога, участники которого обмениваются мнениями и глубоко анализируют рассматриваемую тему, задавая вопросы и отыскивая ответы на них в контексте реальной жизни. В таких случаях процесс обучения совсем не обязательно должен опираться на технологии. Возможно, это и есть самая трудная задача, которую надо решать преподавателям и руководителям учебных заведений, – как, с одной стороны, избежать применения технологий в учебном процессе, а с другой – в каких случаях целесообразно использовать…Эксперимент с внедрением новых технологий в учебном процессе нужно проводить там, где это уместно. Технологии следует использовать только для поддержания педагогического процесса, но ни в коем случае ради самих технологий».Примером оправданного их применения может служить электронная запись в первый класс. Но, к сожалению, есть не только неоправданные, а попросту опасные и вредные.Вот передо мной приказы и распоряжения по школе. Согласно им каждый учитель должен создать электронное досье, куда должны войти: планирование уроков по всем классам, конспекты уроков, тексты выступлений на педсоветах, круглых и прямоугольных столах, мастер-классах; экзаменационные материалы, контрольные работы, анализ итогов преподавания за последние годы с данными по ЕГЭ и ГИА в сравнении с данными по району, округу, региону; отчеты об участии учеников в олимпиадах; данные о наличии в кабинете справочной литературы и раздаточных материалов, итоги работы классного руководителя, сценарии родительских собраний, школьных вечеров; данные о каждом ученике в отдельности.Не буду касаться юридических вопросов. На каком основании на учителя взваливается огромная работа, не предусмотренная его прямыми учительскими обязанностями (и куда смотрят профсоюзы)? Не забываем ли мы о том, что конспекты уроков, выступления и доклады учителей, сценарии вечеров, методические разработки являются их интеллектуальной собственностью и не могут без согласия авторов выставляться в открытый доступ?Но сейчас зададим лишь один вопрос: а зачем все это нужно? Отвечаю: только затем, чтобы отрапортовать об успехах в области инноваций, показать начальству передовой опыт администратора, заработать какие-то дивиденды. Никакой педагогической необходимости в этой затее я не вижу. Хотя, вполне возможно, ошибаюсь.Но есть тут и еще одна проблема. Я постоянно слышу от учителей, что их отрывают от самого главного – проведения уроков и подготовки к ним. Все эти затеи, показы, презентации, электронные журналы, портфолио отнимают время от чтения, самообразования, подготовки к урокам. Так и хочется сказать: о бедном уроке замолвите слово. И много ли времени наши начальники проводят на задней парте в классе, хорошо ли знают они, что происходит на самом уроке? И не забудем, что все это бумажное и электронное творчество теперь в значительной части определяет стимулирующую часть зарплаты. Я знаю школу, где за невыполнение приказа о создании электронного досье учителя лишают стимулирующей части зарплаты на несколько месяцев, а за создание его добавляют два балла.И еще одна проблема. Речь пойдет об электронном журнале. Не буду писать о том, о чем сказал учитель в письме, опубликованном в газете, – о трате дорогого времени. Не буду писать о том, что мы недооцениваем технические возможности наших учеников. У нас в округе было уже несколько случаев, когда они выводили из строя электронный журнал (бумажного не было, а нужно было аттестовывать!). Не будем говорить о том, как все это отразится на отношении учеников к школе и учителю, ибо для многих из них все это электронный донос. Меня сейчас волнует прежде всего другое. Но сначала некоторые материалы, рисующие сегодняшнюю ситуацию.Читаю недавно вышедшую (увы, уже после смерти автора) книгу Игоря Кона «Бить или не бить?».По приведенным в книге данным, в 2008 году жертвами насилия в России стали 125 тыс. детей, из которых 1914 погибли, 12,5 тыс. числятся в розыске. Потенциальными жертвами насилия считаются 700 тыс. детей, которые живут в социально опасных условиях. По официальным данным МВД, в 2009 году от преступных посягательств пострадали более 100 тысяч детей и подростков. Ведь сказано, что 700 тыс. детей живут в социально опасных условиях. Вот последние сведения. В 2011 году родители совершили 4091 преступление против собственных детей, что в 1,7 раза больше, чем 10 лет назад.По данным социологического опроса, о пережитых наказаниях упомянул каждый второй, причем 16% опрошенных наказывали часто, а 33% редко. По данным исследования, проведенного Институтом социологии РАН в 2009 году, 51,8% родителей признались, что прибегали к физическому наказанию «в воспитательных целях», причем 2,8% делали это часто, 17,8% – иногда, а 31,4% – редко. Женщины прибегали к физическому наказанию детей чаще, чем мужчины. Доля женщин – 56,8%, доля мужчин – 43,2%.А теперь процитирую выступление уполномоченного по правам ребенка в Москве Евгения Бунимовича на совещании, посвященном детскому суициду (а по данным, приведенным чуть позже главой Совета Федерации Валентиной Матвиенко, по числу подросткового суицида мы в мире лидируем): «По исследованию социологов, 40% детей утверждают, что родители редко проявляют к ним любовь или теплое отношение. Более 5% говорят, что родители не делают этого НИКОГДА. Больше половины детей отмечают, что родители НИКОГДА не разговаривают с ними по душам».А теперь я хочу вас спросить: как на наши электронные сообщения прореагируют в тех семьях, о которых мы только что говорили?И второе. Отношения между учителями, между учителями и администрацией, между учителями и учениками, между учителями и родителями – это человеческие отношения. И они не могут быть подменены ни бумажно-бюрократическими, ни электронно-бюрократическими. А человеческие отношения – это живые отношения между людьми, где важно все: и голос, и интонация, и мимика, а главное – степень доверия (сказала же мне недавно одна моя одиннадцатиклассница: «Вы очень хорошо расчихвостили меня и сказали, что я такая и сякая. Но глаза-то ваши в это время смеялись») и, нравится это кому-нибудь или не нравится, умение выслушать и другую сторону. А электронный журнал – это одностороннее движение, это монолог, а не диалог.Но разве не должны родители знать обо всем? Обо всем – нет. Вот, к примеру, я знал, что моя ученица ходит на серьезные любовные свидания. Я что, должен был заложить ее родителям? Кстати, вскоре после окончания школы ее любовник станет ее мужем.Мне нравится анекдот о том, чем отличается джентльмен от воспитанного человека. Воспитанный человек входит в ванную комнату, а там моется женщина. Он говорит: «Пардон, мадам!» Джентльмен входит в ванную комнату, а там моется женщина. Он говорит: «Пардон, месье!» Учитель часто должен быть джентльменом.Но должны же родители знать, как учатся, как ведут себя их дети в школе?! Должны. Но прежде всего в живом общении с учителем. Но, скажут мне, родители перестают ходить на родительские собрания. Да, это так. В первом полугодии я чуть не нарушил принцип, которому был верен все шестьдесят лет работы в школе, – приходить на родительские собрания как учитель-предметник. У меня сильно поднялось давление, я очень плохо себя почувствовал и решил было не идти на собрание в одиннадцатом классе. Но класс выпускной, впереди экзамены – пошел. Пришел – на собрании трое родителей.Что тут делать? Не знаю. Скорее всего, как-то не так проводить собрания. Может быть, в законе об образовании четко определить обязанности школы и родителей в этом отношении? Но в одном убежден – в том, что сказал поэт: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». Понимая огромную роль информационных технологий, мы все время должны думать о человеческом содержании нашей работы и нашего общения. При всем значении процедур главное все же в смыслах.Проблема экзаменов, и я об этом писал в этих статьях, не в процедурах, а прежде всего в смыслах – в самом содержании этого экзамена. Но и это не главное. На слушаниях в Совете Федерации Валентина Матвиенко рассказывала о бедах наших современных детей. Среди них и о том, что качество нашего образования резко ухудшилось. Об этом я много раз слышал от руководителей вузов и вузовских преподавателей. Слышал много горестных суждений учителей и родителей. Никто не отрицает сделанного, достигнутого, успешного, того, что может стать примером. Но сегодня особо важны глубокий аналитический анализ положения дел, трезвая оценка и самооценка. О чем обстоятельно сказано в докладе экспертов Стратегии-2020. Есть в нем раздел и об образовании. Вот лишь несколько констант: содержание и форма образования не соответствуют изменениям в обществе и требованиям времени. Необходимо создание механизмов оценки качества знаний. Происходит имитация реформ. Не работает механизм обновления содержания образования. Как видите, речь здесь идет о смыслах прежде всего.Вот почему так нужны широкие обсуждения, дискуссии, от которых, к сожалению, уже давно отлучен прежде всего учитель. Но порой трезвые голоса ищущей и критической мысли заглушают барабаны и фанфары, для которых существуют только победные рапорты об успехах. И тогда главным становится стремление показать, продемонстрировать, а не сделать. Все больше в центре внимания новое педагогическое слово, и слово это «презентация».Я закончил свой шестидесятый учительский учебный год. Но прежде всего думаю о будущем того дела, которому, простите за излишний пафос, была отдана вся жизнь. Отсюда и тревога, и несогласие, и боль. А то, что все это достаточно спорно, я хорошо понимаю. Только ведь никто же не возражает, не спорит, не опровергает.
Комментарии