search
main
0

Процедуры и смыслы. Часть С. Чистой воды брак

Но это все цветочки. Ягодки впереди. И какие ягодки! Итак, в первую очередь читательский опыт. Но вот передо мной огромный том «Единый государственный экзамен. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов». 48 печатных листов. За короткое время вышел уже третьим изданием. Тиражом каждый раз по 25 тысяч экземпляров. Под редакцией И.П.Цибулько. А Ирина Цибулько – руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМов ЕГЭ, ведущий научный сотрудник ФИПИ, мать-основательница ЕГЭ по русскому языку. На совещаниях, когда учителя спрашивают, какими пособиями по ЕГЭ пользоваться, им отвечают: «Если там Цибулько, то берите». Это официоз. Тем более у нее под рукой банк данных ФИПИ.

Вот несколько тем сочинений, предложенных в этом пособии. Все формулировки беру, конечно, из книги, ничего не меняя. Проблема увлечения подростков виртуальным общением. Проблема романтики труда ученого. Проблема отбора людей в армии спасения. Проблема «информационного взрыва». Проблема влияния фамилии на отношение к человеку. Проблема влияния популярных артистов на подростков. Проблема воспитания истинных мастеров исполнительского мастерства. Проблема возникновения потребности людей покупать цветы. Проблема канцелярита. Проблема воздействия шума на человека.Теперь скажите мне: если в первую очередь в сочинениях на предложенные темы нужно опираться на читательский опыт, то на какие литературные произведения можно опереться в сочинениях на названные темы? Я ежедневно и помногу читаю. У меня огромная библиотека. Но я таких примеров привести не могу.Я привел 10 тем из тридцати. Давайте называть вещи своими именами. Это чистой воды брак. 33% брака. Что за это бывает на производстве? Знаете, наверное. А здесь переиздают. И почему молчат омбудсмены, почему не спешат на защиту несчастных детей?Но и это еще не все. Самое удивительное, что они понимают под читательским опытом. Передо мной книга Г.Т.Егорьевой о том, как готовить учеников к написанию части С и как самим им готовиться к этой части ЕГЭ по русскому языку. М., 2012. Издание четвертое. Здесь есть особое приложение: «Банк» примеров из художественной литературы и публицистики».Выделены проблемы. Скажем, проблема человека и природы, проблема семьи. Проблема сохранения и развития русского языка (актуальность этой проблемы особенно хорошо осознаешь после прочтения этой книги), проблемы, связанные с отрицательными качествами людей (45 примеров), проблемы, связанные с положительными нравственными качествами личности (54 примера). Поражает круг начитанности. Ну вся русская программная по школе классика. Но не только. Здесь и «Бесы», и «Братья Карамазовы» Достоевского, и «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, и «Отверженные» Гюго, и «4510 по Фаренгейту» Брэдбери, и Герберт Уэллс, и Ж.Верн, и протопоп Аввакум, и «Царь-рыба» Астафьева, и Хемингуэй. Неужели так много наши дети читают? Да нет, конечно. А зачем читать-то! Все давно в приготовленном к употреблению виде.Вам нужен пример про любовь? Пожалуйста, есть он у нас для вас: Юрий Бондарев «Берег». «Любовь русского лейтенанта Никитина и немки Эммы, их человечность – это стремление преодолеть национальные и идеологические барьеры». Только не подумайте, что это что-то вроде концентрата или полуфабриката. Да нет. Это продукт, готовый к употреблению: засовывайте его прямо в сочинение, и за два таких примера вам три балла за читательский опыт начислят. Только не обращайтесь к жизненным впечатлениям: они стоят подешевле. И зачем жизненные примеры, когда столь велик выбор для вашего читательского опыта.Особенно волнуют примеры на антиалкогольную тему. Судите сами.Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание». «Мармеладова пьянство сделало жалким существом, который, осознавая крайне бедственное положение семьи, тем не менее не находит в себе сил справиться с этим пороком».М.Горький «На дне». «Актер – пьяница, который страдает от пустоты и бессмысленности своей жизни. Пьянство привело его к тому, что он даже забыл свое имя, любимые монологи и роли. Картина страшного «дна» в пьесе – это закономерный финал тех, кто ищет спасения от жизненных проблем в пьянстве».Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». «Глава «Пьяная ночь» показывает картину распада человека под влиянием алкоголя».В.Ерофеев «Москва – Петушки». «Для Венечки Ерофеева беспробудное пьянство стало иллюзорным спасением от пошлости жизни, однако этот путь ведет только к смерти на самом дне общества».Горько за Мармеладова и Актера, к которым авторы, их создавшие, и нормальные читатели относятся с состраданием. Обидно за русских людей, которых изобразил Некрасов в главе «Пьяная ночь». И не могу не обратиться к ней. Когда сочувствующий крестьянам барин Павел Веретенников скажет: «Умны крестьяне русские, / Одно нехорошо, / Что пьют до одурения…», ему страстно ответит Яким Нагой:ВидовалВ страду деревни русские?В питейном, что ль, народ?Нет меры хмелю русскому,А горе наше меряли?Работе мера есть?У каждого крестьянинаДуша что туча черная -Гневна, грозна – и надо быГромам греметь оттудова,Кровавым лить дождям,А все вином кончается.И особенно больно за прекрасного русского писателя Венедикта Ерофеева, которого полностью отождествили с его героем, которого тоже звали Венечка. Хорошо помню, что вот так нужно было преподавать литературу согласно методическому письму Министерства просвещения о преподавании литературы в связи с антиалкогольной кампанией. У меня самого тогда из статьи сняли «Вакхическую песню» Пушкина за «Поднимем бокалы…». Но мне казалось, что за прошедшие четверть века мы все-таки немного поумнели. Оказывается, не все.Но вот о чем я с особой болью думаю: а не таков ли читательский опыт части (или большинства) авторов сочинений по заданию части С ЕГЭ по русскому языку? Тот читательский опыт, который приносит баллы ученикам и даже дивиденды школе? А ведь ни в одном методическом письме, где каждый год подводятся итоги экзамена, нет никакого сущностного анализа этой части экзаменационной работы. И не стоит ли создать авторитетную комиссию, которая без всяких административных последствий для выпускников, учителей, школы, проанализировав хотя бы тысячу работ в части С, дала нам ответ о том, что же происходит на самом деле. А в том, что мы взвешиваем наши успехи на испорченных, даже вообще негодных весах, у меня нет сомнений.Но это еще не предел. Летом 2011 года на экзамене был предложен вот какой текст. (Я его уже приводил, но, как говорят юристы, в связи с новыми открывшимися обстоятельствами необходимо к нему вернуться и рассмотреть его с большей полнотой и в новых связях. Поскольку подшивки «УГ», наверное, у многих нет под рукой, мне не остается ничего другого, как еще раз этот текст воспроизвести.)«На свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной. Я думаю: зачем бередить прошлое? Для чего вспоминать то, что забыто даже моими земляками? Все ушло навсегда – хорошее и плохое, – плохое не жалко, а хорошего не вернешь. Я вытравлю из сердца это прошлое, никогда больше не вернусь к нему. Но однажды я комкаю в кулаке свою писанину и бросаю в угол. Бегу по лестнице. В заулке озираюсь по сторонам. Никого нет. Мама ушла за морошкой, все на покосе.Дом выдался из посада вниз, к реке. Как во сне подхожу к нашей березе. Здравствуй. Не узнала меня? Высокая стала. Кора лопнула на многих местах. Муравьи бегают по стволу. Нижние ветки обрублены, чтобы не заслонять окошки избы. Вершина стала выше трубы. Не бели, пожалуйста, пиджак.Помню, была весна и твои листочки уже проклюнулись. Их можно было сосчитать, так мала ты тогда была. Оборвали мы у тебя два больших корня. Несли через лавы, а брат говорил, что ты засохнешь, не приживешься под зимним окном.Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. Брата уже не было дома, когда ты окрепла и набрала силу. А где ты взяла эту силу под зимним окном? Надо же так вымахать! Уже выше отцовского дома.Но надо быть современным. И я отталкиваюсь от березы, как от ядовитого дерева».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте