В школьном коридоре было шумно. Как всегда на переменках. Мальчишки и девчонки бегали и кричали. Маленький вихрастый четвероклассник Гришка Попов несся по коридору, ловко увертываясь от других мальчишек. Когда его взгляд наткнулся на Настю Козину, Гришка отчаянно крикнул: «Настя!» и устремился к ней. Он с ходу толкнул ее к окну.
– Военная тайна! Секрет! – понизил он голос и в упор посмотрел ей в глаза.
– Какой? – Настя была готова вцепиться в Гришку, чтобы вытрясти из него секрет.
– Никому! Смотри! Через два дня собрание класса! После уроков! Евгения Михайловна будет проводить!
– Ну и что?
– Там узнаешь! Скажи тебе, ты сразу всем девчонкам разболтаешь.
Гришка побежал дальше.
Настя хотела рвануться вдогонку, но передумала и обиженно отвернулась к окну…
Гришка увидел Сережу Симонова и бросился к нему.
– Сережа! Военный придет к нам в класс! Через два дня! Только никому не говори! Это тайна!
– А кто он?
– Сержант! Настоящий!
Гришка помчался дальше, к Мише Киселеву. Казалось, если он своей тайной не поделится со всем четвертым «Б», она разорвет его на части.
Не мог Гришка пробежать и мимо старосты класса Саши Никитина:
– А точно у нас сержант будет вожатым?
– Там и узнаешь.
До конца перемены Гришка еще нескольким одноклассникам под самым строгим секретом сообщил о предстоящем событии в четвертом «Б». И потом на уроке он загадочно улыбался, давал понять, что ему известно то, что другие не знают. Хотя секрет знал уже весь класс.
Вожатый Юра
Четвертый «Б» собрался в своем классе. Наконец дверь открылась, и в класс вошел вожатый. По знаку Евгении Михайловны все встали и снова сели. Вожатый спокойными отчетливыми шагами подошел к учительскому столу. Девочки зашептались:
– Какой красивый. Куда нашим десятиклассникам до него.
Высокий, широкоплечий, с прямой крепкой фигурой, он был выше самого рослого десятиклассника и уж точно сильнее его. Лицо у него было смуглое, немного обветренное. Глаза черные, веселые. Вожатый был такой нарядный, будто пришел с военного парада. На каждом погоне у него были пришиты по три золотистые поперечные полоски. Фуражку он держал в руке. Его зеленые брюки были так отглажены, что мальчишки только вздохнули от зависти. И черные ботинки были начищены до солнечного блеска.
– Ребята! – сказала Евгения Михайловна. – Мы хотели назначить вожатым кого-нибудь из старшеклассников, но вы знаете, что недалеко от школы находится мотострелковый полк. Мы попросили выделить для вас вожатого сержанта Михайлова. И вот он перед вами. Задавайте ему вопросы.
– В каких войсках вы служите? – встал Миша Киселев, показывая, что в военном деле он разбирается.
– В мотострелковых. Полк наш – мотострелковый, хотя есть у нас и артиллеристы, и танкисты, и саперы, и связисты.
– А нам вас как называть? Товарищ сержант?
– Товарищ командир, – поправил Мишу Гришка.
– Зачем же так. Я для вас не командир, а вожатый. Зовите просто Юрой.
– А мы в походы ходить будем?
– Захотите – пойдем.
– Хотим! Хотим! – послышалось со всех сторон.
– А еще что? – не унимался Гришка, которому хотелось задать как можно больше вопросов.
– Будем соревнования проводить, игры, прогулки, и в учебе друг другу помогать.
– А в футбол играть будем?
– Поиграем.
– Я предлагаю начать с похода в роту Юры, – прекратила град вопросов Евгения Михайловна. – Сходим туда всем классом, посмотрим, как живут солдаты. У них не в пример нам порядок и чистота царят каждый день. Может быть, чему полезному научимся.
Из повести «Евгения Михайловна, Юра и четвертый «Б»
Комментарии