В прошлый раз мы начали говорить о том, какие бытуют мифы относительно менструации и с помощью каких инструментов общество готовит девушку к ее будущей роли. Формирование женственности начинается в 12-14 лет и строится на сравнении девушки с другими – подругами, близкими родственницами, учителями и эталонами женской красоты: по росту, весу, началу менструального цикла, количеству одежды, кавалеров и т. д. Часто сравнение внешних признаков, а не личностных качеств, приводит к формированию различных комплексов. Как помочь девушкам пройти этап своего женского становления без осложнений? Об этом сегодня расскажет «Академия Always».
Конечно, уже в возрасте 2-3 лет ребенок четко понимает, к какому полу он относится. Чуть позже становятся известны анатомические особенности. Но только с наступлением менструации девочки осознают психологическую разницу между ними и мальчиками, осознают, что им в большей степени присущи эмоциональность, сострадательность, доверчивость, застенчивость, нежность, верность, покладистость, готовность помочь, любовь к детям, потребность в понимании. У психологических различий есть физиологические предпосылки. Вырабатываемые гормоны приводят не только к развитию вторичных половых признаков, но и к изменениям в характере. С началом активной работы гормонов тело и психика стремительно меняются, а потому в фокусе внимания и самих подростков оказывается внешность, появляется первая влюбленность, девушка осознает, что в будущем ей предстоит роль матери. Но женственность как таковая сама не просыпается.
Помимо биологического пола каждый из нас наделен социальным полом – гендером. С детства родители и общество по-разному относятся к сыновьям и дочерям, предписывают им различные стили поведения. Игры в куклы, использование косметики, бантики и кружева в одежде типичны для девочек. Реакция семьи на известие о наступлении менархе тоже определяет дальнейшее отношение девочки к своему телу.
Некоторые матери равнодушно вручают прокладки, некоторые избегают обсуждать тему здоровья, запугивают опасностями отношений с мальчиками, рассказывают о болезненности менструаций (а потом и родов) и о нелегкой женской доле. Как итог – девушки начинают завидовать юношам, стараются им во всем подражать, выбирают мальчишеский стиль одежды, курят, демонстрируют агрессивность и грубость. В общем, превращаются в представителей «среднего» пола, которые по окончании подросткового периода не могут ни устроить личную жизнь, ни влиться в женские сообщества.
И лишь немногие мамы радуются и устраивают дочери в день наступления менархе нечто наподобие праздника. Этот положительный опыт девочке помогает осознать, что она перешла в новую социальную группу и от нее ожидается особый стиль поведения, одежды, общения со сверстниками и детьми.
В связи с вышесказанным «Академия Always» рекомендует поднять тему воспитания женственности на родительском собрании.
Между тем в своей повседневной работе учителю также под силу корректировать установки, например, предложив классу обсуждение: какова роль мужчин и женщин в обществе, как они дополняют друг друга, в чем выражается женственность и мужественность? Начать обсуждение темы социальных ролей «Академия Always» рекомендует на общем для всего класса классном часе, а более подробно обсудить особенности женской и мужской ролей в обществе по отдельности с мальчиками и девочками.
Наедине с девочками педагог может поделиться секретами флирта и кокетства, ухода за собой, а также выявить плюсы менструации. Этот физиологический процесс разделяет жизнь представительниц прекрасного пола на циклы, благодаря чему мы больше, чем мужчины, связаны с природой. С наступлением изменений в организме девушка становится более ответственной: ей нужно вести календарь, помнить о начале цикла, контролировать покупку гигиенических средств – все это способствует взрослению. Знание о своем предопределении как продолжательницы рода делает девочку созидательной и воспитывает чувство прекрасного. После такой дискуссии многие девушки отнесутся к себе и своему предназначению в обществе по-новому.
Еще один способ ощутить принадлежность к женскому роду – это понять связь с культурными корнями. Для этой цели можно организовать поход в историко-археологический музей, чтобы посмотреть на изменения костюма в разных социальных группах, прикоснуться к настоящей люльке, веретену, ухвату и прочим предметам домашнего обихода, которые теперь известны только по сказкам, послушать рассказ гида о свадебных обрядах.
Тем более путешествие во времени интересно совершить в преддверии Нового года и Рождества. Период с 8 по 17 января называют Святками. Люди в это время совершают святочные обряды, гадают, веселятся, ряженые ходят по домам и улицам. Исстари девушки в это время гадали о суженом – это еще один способ социума подготовить девушку к будущей роли жены и матери. «Академия Always» предлагает учителю взять на заметку рождественские народные обряды и рассказать о них девочкам или задать в качестве домашнего задания подготовить доклады, с тем чтобы затем совместно обсудить их в классе.
Гадание на суженого. В полночь на Рождество девушки выходят из дому и спрашивают у первого встреченного мужчины имя. То имя, которое он назовет, и будет именем суженого.
Гадание на кольце. В прихожей гадающие девушки по очереди катают колечко. У кого кольцо покатится прямиком к двери, раньше всех выйдет замуж.
Гадание на количество и пол будущих детей. В рождественский вечер в рюмку наливают воду, опускают в нее колечко и выставляют ее на мороз. Перед отходом ко сну рюмку забирают с мороза и по образовавшейся в ней ледяной поверхности судят о будущих детях. Количество бугорков указывает на количество мальчиков, а количество ямок на то, сколько будет девочек.
Гадание на бубновом короле. В ночь перед Новым годом под подушку кладут бубнового короля и загадывают на человека, который нравится, то, что приснится этой ночью, сбудется.
Гадание на записках. Девушки пишут свои новогодние желания на маленьких кусочках бумаги, складывают их в глубокую тарелку или шапку и перемешивают. Вытаскивают наугад три записки, из которых ясно, какие желания в новом году сбудутся. Можно сложить не только записки, но и украшения из серебра, золота, дерева. Закрыв глаза, наугад вытаскивают первый попавшийся предмет. Достать золото – к богатству, серебро – к достатку, дерево – к бедности, камень, кольцо – к устройству личной жизни, брошь – к романтическому знакомству, цепочка может принести хлопоты или нежелательные обязательства. Вынуть серьги – к сплетням, ненужным слухам, болтовне, а браслет – к активной работе и учебе.
Гадание на «лодочках». В большой таз, наполненный водой, девушки опускают половинки грецких орехов. В каждую скорлупку ставят по маленькой свечке вроде тех, что используют для именинных тортов. Каждая свечка обозначает одну из гадающих, поэтому для удобства лучше брать разноцветные свечи. По краям таза прикрепляются маленькие бумажки с различными пожеланиями: «богатство», «любовь», «удача», «путешествие», после чего свечки поджигают, «лодочки» запускают в плавание и смотрят, к какой бумажке чья скорлупка приплывет. Какая надпись выпадет, такая судьба и будет ожидать девушку в этом году. А по тому, как быстро сгорели свечи, надо судить о том, как скоро девушка выйдет замуж.
Самое новогоднее гадание. В новогоднюю ночь каждый ожидает чего-то необычного, волшебного. Необходимо написать на небольшом листке бумаги все сокровенные желания и, садясь за новогодний стол, положить этот листок рядом с собой. Когда куранты начнут бить 12 раз, листок надо сжечь. Девушки должны успеть проделать этот ритуал до последнего удара часов, а если опоздать хотя бы на минутку, то желания не сбудутся. Оставшийся пепел нужно хранить в течение года.
«Академия Always» желает всем счастливого Нового года и исполнения всех желаний.
Аксинья ДОРОНИНА, клинический психолог «Академии Always»
Комментарии