search
main
0

Пробуждение интереса к тайнам

Исследовательская деятельность – важный метод в современном обучении. Ее цель – реализация интересов ребят через исследование выбранной ими темы. Студентам нравится искать, углубляясь в поставленную проблему, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Особенностью студентов СПО является профориентированность, но часто интересы учащихся намного шире, чем та специальность, которой они обучаются. Именно поэтому мы можем назвать исследовательскую деятельность прекрасным методом самореализации студентов. Выбирая интересующий их предмет из общеобразовательных, студенты показывают всестороннюю развитость и эрудицию. Данная деятельность дает возможность не только глубоко изучить интересующий студента вопрос, но и повысить свою оценку по данному предмету.

Если смотреть на исследовательскую деятельность с точки зрения преподавателя СПО, то здесь мы часто сталкиваемся с проблемой нежелания студентов заниматься исследовательской деятельностью, особенно по общеобразовательным предметам, от которых, как говорят сами студенты, они сбежали из школы, но всегда можно найти тему, которая будет соответствовать интересам учащегося. Часто, интегрируя свой личный интерес с предметом, студенты создают наиболее интересные работы.

Такие предметы, как русский язык и литература, являются обязательными не только в школе, но и в любом колледже. Несмотря на то что никто не отрицает важности этих дисциплин и в программе СПО, весьма тяжело привлечь студентов к исследовательской деятельности по этим предметам. И это понятно: с наибольшим успехом учащиеся выполняют работу, связанную с их выбором. Для решения этой проблемы можно обратиться снова к методу интеграции: через литературу или русский язык рассмотреть вопрос, относящийся к профессиональной деятельности студента.

В 2019-2020 учебном году студенты 1‑го курса отделения «Архитектура и дизайн» рассмотрели архитектуру и дизайн интерьеров в произведениях русских классиков. Анализируя текст, студенты не только поучаствовали в исследовательской деятельности, они изучили интересующий их вопрос через предлагаемые предметы. Исследователям удалось ознакомиться с усадебной архитектурой, узнать ее особенности, сопоставить истинное и ложное описание некоторых объектов, которые присутствуют в произведениях писателей. Были студенты, выбравшие объектом исследования замок Хогвардс в фантастическом романе «Гарри Поттер». Ребята определили архитектурные источники, на основе которых был изображен объект в романе, рассказали о них, тем самым изучив разные стили архитектуры, и сделали макет.

Музыка – это тоже одна из любимейших тем молодежи. Именно поэтому тема музыки и литературы или музыки и текста, положенного на нее, также является очень популярной для исследовательских работ. Студентов интересует не только поэзия, положенная на музыку, но и более научные темы. В одном из исследований студентка попыталась рассмотреть не только значение музыки в романе «Мастер и Маргарита», но и определить, часто ли в романе звучит музыка, встречаются музыкальные инструменты, каким образом это определяет принадлежность романа к дьявольскому или божественному.

Еще одной интересной работой стало исследование на тему «Лексика и семантика в текстах группы «Дайте танк (!)». Студентка проанализировала тексты модной группы и доказала, что не вся современная музыка лишена смысла и нравственной основы.

Конечно же, студенты чаще выбирают темы, относящиеся к литературе, чем темы, связанные с русским языком. Часто русский язык требует глубокой работы непосредственно с текстом, что пугает студентов, но планомерно построенная работа, интересная для ученика тема становятся важной составляющей успеха.

Не так давно в программу общеобразовательной школы и затем СПО ввели новый предмет «Родной русский язык». Данный предмет предполагает углубленное изучение некоторых тем русского языка, которым или не уделяется внимание в рамках программы, или же эту тему проходят вскользь. Целью предмета является расширение представлений о духовных ценностях, осознание национального свое­образия русского языка, формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к языку, а через него – к родной культуре.

Данный предмет стал прекрасной основой для развития исследовательской деятельности и формирования определенных умений и навыков, необходимых для выполнения курсовых, дипломных работ в будущем. Студенты в качестве зачетной работы подготовили исследования, выбрав интересующие их темы. Самыми частыми темами стали устаревшие слова, употребление диалектов, их значение, историзмы и архаизмы, значение заимствованных слов. Заинтересованность данной тематикой говорит об интересе молодежи к истории своего народа и родного языка, о важности для них исследовательской деятельности в этом направлении.

Основной целью исследовательской деятельности на уроке «Родной русский язык» является формирование навыков составления научного, официально-делового текста, знакомство с такими понятиями, как «гипотеза», «метод», «объект», «задачи», и применение их на практике. Работая над проектом, студенты учатся подбирать материал, выявлять в нем главное, анализировать, сравнивать, делать выводы. Помимо этого, выбирая интересную для себя тему, студент может самореализоваться, проявить себя, сделать уровень своих знаний глубже и фундаментальнее.

Ольга БРАГИНА, преподаватель русского языка и литературы колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга №26

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте