4 декабря в Российской академии образования прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития высшего технического образования в России».

В начале мероприятия были зачитаны и заслушаны приветственные обращения президента РАО Ольги Юрьевны Васильевой, председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергея Владимировича Кабышева и его первого заместителя Олега Николаевича Смолина.
Выступающие отметили, что взятый нашим государством курс на полный технологический суверенитет, безусловно, лучше взятого ранее курса на импортозамещение, однако здесь очень важную роль играет решение проблемы кадров. Поэтому на университеты возложена крайне важная и ответственная миссия, связанная с подготовкой специалистов по всем отраслям науки, культуры и производства. Кроме того, необходимо позаботиться и о воспроизводстве кадров для самой высшей школы, ибо налицо проблема старения профессорско-преподавательского состава. В заключении Олег Николаевич напомнил старинную мудрость, рожденную в одном из российских технических вузов: «Инженеры создают мир, а мы создаем инженеров».

Председатель Координационного совета Общероссийской общественной организации содействия развитию высшего образования «Лига Преподавателей Высшей Школы» Елена Вячеславовна Ляпунцова рассказала о том, что в современных условиях необходимо делать ставку на гармонию инженерно-технического и гуманитарного образования. И предложила РАО ряд сотрудничество в реализации ряда проектов, разработанных Лигой.

Председатель Экспертного совета при Комитете Госдумы по науке и высшему образованию по вопросам развития информационных технологий в сфере образования и науки Михаил Николаевич Стриханов озвучил статистику по российским вузам.
«На сегодняшний день в стране существует 1234 организации высшего образования, в том числе, 525 филиалов, 10 федеральных университетов, 29 национальных исследовательских университетов, 21 участник проекта «5-100», – рассказал он. – В России зарегистрировано 929 государственных и муниципальных и 305 частных вузов, в которых обучается 4 458 343 студента, в том числе, 2 768 463 – очно. За счет бюджетных средств получают высшее образование 2 172 678 человек. В государственных и муниципальных вузах обучаются 89,6% студентов, в частных – 10,4%. Профессорско-преподавательский состав в целом, по стране, составляет 214,2 тысячи человек, из них ученую степень доктора наук имеют 14,7%, кандидата наук – 57,3%. Если брать возрастной состав, то 13,5% ППС – до 3 лет, 28,4% – 60 и более лет. На одного работника ППС в среднем приходится 13 студентов».
Михаил Николаевич особо отметил: в последнее время наблюдается явное разочарование англо-саксонской системой образования, которую нам пытались навязать на протяжении нескольких десятилетий. Он напомнил, что традиции отечественного образования восходят к гумбольдтовской, то есть романо-германской системе, которая нам гораздо ближе и привычнее. Поэтому хорошо, что мы снова возвращаемся к ней. В то же время, по его словам, полным ходом идет апробация новой модели высшего образования. Сейчас в пилотном проекте участвуют пять вузов, затем проект будет расширен до 20, а в перспективе на эту модель перейдут и все остальные.

Декан транспортного факультета Московского политехнического университета Андрей Владимирович Келлер раскрыл основные тренды и перспективы развития инженерного образования в области инновационного транспорта. Он сказал, что в настоящий момент, в связи с активным и повсеместным переходом на электрические автомобили и беспилотный транспорт, мы являемся свидетелями такой же радикальной трансформации, каким был переход с гужевой повозки на ДВС.
«Вместе с этим следует помнить: переход этот в нашей стране очень сильно тормозится целым рядом серьезных проблем, – подчеркнул Келлер. – Среди них – глубокая пропасть между содержанием университетского образования и требованиями промышленности, кадровый голод как в вузах, так и на производстве, устаревшая материальная база и там, и тут. А еще, к сожалению, вынужден констатировать печальный факт: в транспортные вузы сегодня идут те, кто больше никуда не прошел по баллам, то есть люди, сдавшие ЕГЭ хуже всех. В дальнейшем сделать из них конкурентоспособных специалистов гораздо сложнее, чем из победителей олимпиад и медалистов».
В свою очередь Андрей Владимирович выразил оптимизм относительно перспектив развития его отрасли в целом и вуза в частности, отметив, что Московский политех совместно с «Автодор Холдингом» разработал электромобиль L7, который имеет все шансы в будущем стать доступным народным транспортным средством.

Ректор Российского нового университета, Председатель Экспертного совета при Комитете Госдумы по науке и высшему образованию по вопросам развития негосударственного сектора образования и государственно-частному партнерству в сфере образования Владимир Алексеевич Зернов указал на факторы повышения конкурентоспособности научных школ, без которых невозможно достичь технологического лидерства.
«Сделанная в свое время ставка на отбор лучших из лучших выпускников школ, которые затем концентрировались в таких сильнейших вузах страны как Физтех, МГУ, МИФИ, МВТУ и пр., себя полностью оправдала, – отметил он. – Красноречивый пример: когда академик Капица привез из США подборку задач, которые Фейнман предлагал своим студентам, оказалось, что студенты МФТИ смогли решить, практически, все. А их американские сверстники – только половину. Неудивительно, что в дальнейшем специалисты, подготовленные в наших вузах, сумели реализовать и космический, и атомный, и многие другие глобальные проекты, опередив конкурентов на много лет. И до сих пор по гиперзвуку, например, наши ученые опережают всех остальных. Все это – благодаря грамотной организации интеллектуального труда и концентрации талантливых людей в научных коллективах».
К сожалению, констатировал Владимир Алексеевич, ему, как выпускнику Физтеха, очень грустно наблюдать ситуацию, когда в МФТИ поступает больше всех победителей предметных олимпиад самого высокого уровня и стобалльников ЕГЭ, а потом, спустя годы, вдруг выясняется: почти все они работают под начальством людей, закончивших другие вузы, гораздо менее престижные. С одной стороны, это говорит не в пользу сложившейся системы оценки качества вуза именно по проходному баллу ЕГЭ, с другой – о том, что руководителю мало быть умным, надо еще и иметь для этого соответствующие компетенции.

Ректор РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина, соруководитель научного совета «Инженерное образование в профессиональное самоопределение» Отделения профессионального образования РАО Виктор Георгиевич Мартынов представил свой перечень проблем высшего технического образования и предложил пути их решения.
«Сегодня в вузы поступают дети тех, кто получил образование в 90-е, когда особо ценились юристы и экономисты, а не инженеры, – напомнил он. – Поэтому у этих ребят ценности и приоритеты соответствуют ожиданиям мам и пап. Хуже другое – нам повсеместно рассказывают, как хорошо, престижно и выгодно быть менеджером и блогером, фрилансером, банкиром и пр., об этих людях снимают сериалы, а вот почему-то про геологов, сталеваров, железнодорожников, авиаторов и других технарей ничего не снято. Очень много стали говорить про важность профориентации, однако до сих пор выпускник школы имеет возможность подать заявление в 5 вузов одновременно. Но какая же у него может быть мотивация в таком случае, если ему все равно, куда поступать? Я бы сократил это количество до минимума. И значительно повысил количество дополнительных баллов за золотую и серебряную медали, поскольку это говорит об успешности ученика в целом по всем предметам, а не только по тем, которые нужны для поступления в вуз. Ведь получить на выходе из университета по-настоящему грамотного инженера можно только при наличии у него широкого кругозора».

Научный руководитель Лаборатории развития высшего профессионального образования РАО Николай Дмитриевич Подуфалов обозначил еще одну важную проблему, без решения которой будет крайне сложно повысить качество вузовского образования.
«Подавляющее большинство дидактических систем в стране и мире было разработано еще в «доцифровую эпоху», когда про Интернет в образовании никто не говорил, – сказал он. – А сейчас без цифровых образовательных ресурсов и информационных средств обучения невозможно образование как в школе и вузе, так в детских садах и колледжах. Поэтому мы решили разработать новую, специальную дидактику, с учетом IT, и предложить ее педагогам-практикам. Хочу отметить, что многие образовательные организации, в том числе, вузы, самостоятельно, интуитивно двигались том же направлении и достигли большого прогресса. В частности, очень много полезных наработок в университетах военного и нефтегазового сектора, их опыт стоит изучать всем остальным. Хотя, конечно, специфика вузов очень сильно отличается друг от друга, поэтому единых рекомендаций здесь быть не может».

Начальник Управления сопровождения организации государственной научной аттестации РАН Сергей Иванович Пахомов представил участникам конференции методологию прогноза потребности страны в научных кадрах. Для этого были использованы сложные расчеты, методы математического моделирования с использованием таких параметров как «коэффициент дожития». Обобщив огромные массивы информации, полученной в период с 2008 года (более ранних данных нет, поскольку тогда результаты аттестации еще не были оцифрованы и введены в единую систему), можно делать выводы относительно того, сколько и каких кадров потребуется той или иной отрасли в последующий период.
«Лично меня беспокоит другое, – признался Пахомов. – Я до сих пор не понимаю, что такое «производственная аспирантура», о которой сегодня много говорят. В технических вузах это весьма сомнительная инновация, хотя раньше существовал институт соискательства, и он прекрасно выполнял свою роль, но от него почему-то отказались. А еще стоит обратить внимание на очень тревожный факт: за последние годы количество научных руководителей в целом по стране сократилось, практически, на 50%».

Начальник управления образовательных технологий МГТУ им. Баумана Татьяна Юрьевна Цибизова на примере своего университета обрисовала тенденции инновационного развития высшего технического образования.
«Если проанализировать многочисленные сетевые программы, которые реализует наш вуз, можно увидеть, что треть от общего количества приходится на Китай, – отметила она. – При этом наши восточные партнеры от такого сотрудничества получают больше пользы, чем мы. Есть отдельные примеры сетевого сотрудничества, полезного всем, но их меньше, чем хотелось бы. В плане развития ПИШ (передовых инженерных школ) дела обстоят лучше, у нас даже есть специальный факультет, где готовят кадры для ракетно-космической отрасли, ребята выезжают на космодромы Байконур, Плесецк, Восточный, мотивация у студентов очень высокая. Отлично себя зарекомендовала такая форма работы как практическая подготовка, в рамках которой студенты на какое-то время целиком погружены в производственную среду. Очень много самых благоприятных отзывов о проекте «Магистр+», разработанный НИИ технологии и организации производства двигателей. Странно, правда, что их опыт другие почему-то не спешат перенимать. И вообще, в целом работодатели далеко не всегда заботятся о том, кто придет к ним после вузов. Даже про студентов-целевиков, которых сами же они когда-то заявляли, у них порой нет никакой информации, хотя эти люди должны потом у них работать».

Ректор Российского технологического университета МИРЭА Станислав Алексеевич Кудж рассказал о своем наболевшем: его вуз вкладывает огромные средства в профориентационные проекты, построил несколько крупных Детских технопарков, курирует инженерные классы в столице и очень внимательно следит за повышением квалификации своих сотрудников, однако какого-то встречного движения со стороны партнерских организаций не наблюдается.
«Например, мы запустили проект переподготовки учителей химии, в котором предложили участвовать всем желающим, по стране, – рассказал Кудж. – И что бы вы думали? Московская область делегировала 50 человек, Москва – всего 3, Рязанская область – 2, а в человек по стране едва набралось 200 человек. Это очень мало, согласитесь! Хотя мы не просто предлагаем людям пройти переподготовку, но даже платим им стипендию в размере 20 000 рублей».
Кроме того, ректор МИРЭА выразил недоумение – зачем решено специально ограничивать количество мест для целевого обучения студентов? Ведь если работодатели заявили, что им нужно такое-то количество будущих специалистов, значит, это их сфера ответственности, они должны заботиться о сопровождении студентов на протяжении всего периода обучения, а затем гарантировать выпускникам трудоустройство. Вузы здесь лишь исполняют их заказ, поэтому непонятно, почему именно их решено загнать в рамки.

Заведующий Лабораторией развития высшего профессионального образования Центра развития высшего и среднего профессионального образования РАО Андрей Владимирович Олейник в своей презентации указал на важность приоритетного финансирования университетов и связи уровня образования с качеством жизни.
«Если рассматривать список стран с максимальным количеством жителей, имеющих высшее образования, получится следующая картина, – доложил он. – Япония – 55%, Южная Корея – 54%, Люксембург – и Великобритания – 53%, США – 52%, Австралия, Ирландия и Израиль – 51%. У России – 48%. В то же время, в США на высшее образование тратится 2,6% от ВВП, в Канаде – 2,4%, в Великобритании – 1,8%, в Японии – 1,1%, а у нас в стране – 0,8%. Еще более грустная статистика касается расходов на исследования и разработки: Израиль на них тратит 5,6% от ВВП, Южная Корея – 5%, Япония – 3,3%, Россия же – 1,1%. Это очень и очень мало!»

Начальник учебно-методического управления РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина Андрей Владимирович Душин посетовал на содержание действующих Федеральных государственных образовательных стандартов. По его словам, в них отсутствуют общекультурные компетенции, зато есть одобренные Болонской системой «универсальные компетенции», главное достоинство которых – практикоориентированность. Эти ФГОС не позволяют реализовать полноценное мировоззрение, получить философские и исторические знания, формировать традиционные ценности, гражданскую идентичность и т.п.
«Можно, конечно, обрадоваться тому, что наличие единого социокультурного ядра теперь призвано решить эти проблемы, тем более что сегодня во всех вузах обязательными являются такие дисциплины как «История России», «Основы российской государственности» и «Философия», – заметил Душин. – В то же время возникает вопрос – а почему именно эти предметы, почему только эти предметы? На мой взгляд, для создания гармонично развитой личности в университете необходимо всем студентам преподавать историю (формирует историческое сознание), эстетику (эстетическое сознание), этику (морально-этическое сознание), русский и иностранные языки (языковая культура), основы финансово-экономической культуры (экономическое сознание), педагогику и психология (педагогическое и психологическое сознание), ИКТ (информационное сознание), основы российской государственности и правоведение (политическое и идеологическое сознание), а также философию и логику (философское сознание)».
Ректор Грозненского государственного нефтяного технического университета Магомед Шавалович Минцаев на это заявил, что в его вузе к подготовке студентов стараются подходить с учетом озвученных проблем. И там одинаково внимательно относятся к формированию как национально-культурных ценностей народов Российской Федерации, так и к общегуманитарным и духовно-нравственным ценностям, в полном соответствии с Моральным кодексом выпускника ПИШ.
…И это далеко не все, о чем было сообщено на конференции.

Комментарии