Сегодня в начальной школе обучаются школьники, которые способны быстро перерабатывать большой объем информации и совершенно не могут долго концентрироваться на каком-то одном деле. Речь идет о так называемом поколении Альфа.
Поколение Альфа – дети, родившиеся примерно с начала 2010‑х до середины 2020‑х годов. Их родители – представители миллениалов (1980‑1996 гг.), реже зумеров (1996‑2012 гг.). В сфере развлечений в детстве все больше доминируют умные технологии, социальные сети и стриминговые сервисы, при этом одновременно снижается интерес к традиционному телевидению и обучению в целом.
Альфа-поколение – новое поколение эры iPhone, искусственного интеллекта и COVID-19. Они погружены в цифровой мир, с младенчества свободно пользуются электронными гаджетами, не могут ни на чем долго задержать внимание. К их особенностям относят толерантность и ранимость, многозадачность и неумение концентрироваться, мобильность, инаковость восприятия времени и пространства, способность к эмпатии. Исследователи выделяют следующие ценности: высокий моральный стандарт, здоровый образ жизни, толерантность, эмпатичность, заботу об экологии и непереносимость фальши.
Перед учителями встает проблема: как работать с такими детьми? Приведу несколько примеров из личного опыта.
- Сотрудничайте. Нужно стараться все время ответить на главный вопрос ребенка: «Зачем это нужно?» В работе со школьниками важно уметь договариваться, находить точки соприкосновения, ведь авторитарный режим в стиле «Иди делай!» не сработает, такие дети часто закрываются, и мотивация к обучению угасает. Принцип один: «Если будешь есть много сладкого, у тебя начнут болеть зубы, придется идти к доктору, который будет их лечить и даже, возможно, вырывать, решай сам, хочешь ты этого или нет».
- Общайтесь. Дети данного поколения всегда открыты для разговоров о себе, друзьях, семье. Им близки цифровой мир, искренний интерес без негатива и осуждения. Можно устраивать различные флешмобы с записью поздравлений к Дню матери, Новому году и т. д.
- Вовлекайте. Старайтесь день, урок, неделю начинать с таинства: загадки, игры, легенды. Например, при изучении темы «Отличие формы слова от родственных слов» можно воспользоваться легендой: «Мише приснился страшный сон, он не различает, где это слово, а где другое». Далее строить урок в формате помощи Мише.
- Будьте гибкими. Меняйте подходы, давайте ребенку возможность попробовать себя везде, даже если сегодня он хочет быть балериной, а завтра космонавтом. Самоуправление, дежурство в классе помогают разнообразить и сделать интересной школьную жизнь. Например, дайте задание составить самостоятельно диктант по теме «Парный согласный по звонкости/глухости» из 15 слов с проверочным словом. Объедините детей в пары. Принцип: один диктует, другой пишет. Потом обмен ролями. В конце каждый проверяет работу и выставляет свою оценку.
Не забываем о геймификации (игровые технологии), интерактивных технологиях: квизы, квесты, обзоры, интервью, тесты, короткие видеопрезентации, заседания научных клубов и прочее.
Повышение функциональной грамотности должно быть на деле, а не на словах. Например, красивое письмо нужно не только тебе самому, а для того чтобы тот, кто читает твои записи, понимал тебя. Можно дать задание списать небольшой текст (у каждого он должен быть свой), далее обменяться тетрадями с соседом. Сосед должен прочитать твой текст без искажений.
В этом и заключается практическая значимость обучения.
Николай САФРОНОВ, полуфиналист конкурса профессионального мастерства «Учитель года Москвы»-2023, лауреат городского фестиваля педагогического мастерства «Профессия дальнего действия»-2023, участник конкурса «Первый учитель», призер конкурса «Современный московский учитель», автор учебных пособий ГК «Просвещение», магистр педагогики, учитель начальных классов, председатель методического объединения учителей начальных классов школы №1362
Комментарии