Новосибирскую область можно смело назвать центром образования Сибири. Здесь более тысячи школ, 400 учреждений дополнительного образования, детских домов, социальных приютов. 260 тысяч учеников, 102 тысячи детсадовцев, почти 60 тысяч педагогов. Система большая, проблем соответственно тоже немало. Но решаются они динамично и современно, как и подобает образовательному центру Сибири. О том, как это происходит, рассказывает кандидат социологических наук, заместитель министра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Дмитрий МЕТЕЛКИН.
– Дмитрий Александрович, есть ли в области проблема с педагогическими кадрами?- Как и по всей России, основная проблема – молодежь. В системе образования Новосибирской области молодые кадры до 30 лет составляют около 14%. Это в среднем, по районам разброс большой – от 30 до 3%. Сегодня каждый муниципалитет проводит собственную кадровую политику и разрабатывает собственные механизмы для привлечения и закрепления молодых специалистов. По городу Новосибирску пакет мер довольно интересный: выплаты до получения квалификационной категории, оплата жилья для востребованных специалистов, санаторно-курортное лечение, компенсации за проезд до места работы.Для тех, кто отработал пять лет, ежегодно проводится конкурс на получение бюджетного образовательного сертификата. Сертификат дает право на повышение квалификации в учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования России, подтверждая право его обладателя на финансирование в размере 25 тысяч рублей за счет средств бюджета города. В этом году такие сертификаты получили 45 специалистов. Конкурс уникален, он единственный в своем роде не только на территории Сибирского федерального округа, но и в России. Не случайно процент закрепляемости молодых специалистов в Новосибирске стабильно высок. В этом году, например, в школы и детсады города пришли 193 выпускника.- В село молодые едут хуже?- Область предлагает молодым специалистам вполне увесистый соцпакет: субсидии при ипотечном кредитовании, а в сельской местности и при строительстве собственного дома – компенсация платы за услуги ЖКХ для сельских учителей, единовременное пособие при трудоустройстве и т. д. К областным и федеральным мерам муниципальные власти предлагают свои. Например, в Маслянине молодой специалист получает 10 тысяч рублей подъемных единовременно, а затем в течение трех лет плюс 25% к зарплате. В Сузуне школы выплачивают вчерашним выпускникам в первый год работы 3000 рублей ежемесячно, во второй – 2000, в третий – 1000. В итоге набегает ни много ни мало 72 тысячи рублей. Мы не диктуем муниципалитетам, мы объясняем, что, не создав исходных условий, трудно получить результат. Мы бы хотели добиться от них понимания того, что осмысленная кадровая политика должна являться приоритетом.- Дмитрий Александрович, что значит «осмысленная кадровая политика»?- Министерство говорит, что, с нашей точки зрения, это означает отсутствие резких колебаний в кадровой педагогической системе: постепенная смена поколений, отсутствие провалов в возрастной структуре. Наше дело – обозначить проблему и добиться от муниципалитетов ясного понимания ее решения. А уже акценты внутри – как они обеспечивают ротацию, каким социальным пакетом обеспечивают – отдаем им на откуп. – А вы уверены, что муниципалитетам нужен хороший результат в образовательной отрасли?- Если главы районов смотрят в будущее, планируют развитие своей территории, то безусловно. Новосибирский институт мониторинга и развития образования (НИМРО) составляет рейтинг эффективности муниципалитетов по двум основным критериям: образовательные эффекты, то есть доступность общего и дополнительного образования, качество учебных результатов, социализация детей и подростков, охрана и укрепление физического здоровья обучающихся, а также финансирование образовательных эффектов. Под эффективностью мы понимаем экономическую категорию, отражающую вклад управленческой деятельности в конечный результат работы системы. Муниципалитеты наглядно видят результат своих действий или бездействия, а главное, его видит общество и, что немаловажно, руководство области.- Мониторинги что-то меняют в системе образования?- Ну конечно. Например, изучив систему повышения квалификации и профессиональной переподготовки, выявили сущностные проблемы ДПО, перестроили ее, обратив внимание на четыре элемента – самоопределение, актуальность компетентностей, обратную связь, непрерывность. Теперь работник образования сам выбирает свою траекторию профессионального роста – содержание, сроки, место обучения. Разработали систему самооценки и самоконтроля профессионализма. Эта система должна сопровождать человека в процессе всей педагогической деятельности, а уж тем более в ходе активной части повышения квалификации, поэтому она максимально удобна – он в любое время может это сделать с помощью компьютера.- НИМРО недавно провел, на мой взгляд, странный мониторинг – изучались мнения родителей по привлечению и расходованию денежных средств. Странный, потому что школьные поборы управленцами принято если не скрывать, то не замечать, а вы вынесли это на всеобщее обсуждение…- Опрос был заказан нашим министерством, проводился в течение трех месяцев, в нем приняли участие 644 родителя из 151 школы – не только новосибирских, но и районов области. Мы поняли, что ситуация не так катастрофична: 68% опрошенных отметили, что сбор средств ведется не руководством школы, а родительским сообществом – фондами поддержки школ, попечительскими советами и т. д. Увидели и ключевые проблемы: расходование этих средств нередко неподотчетно и непрозрачно, с родителей собирают деньги на те расходы, которые оплачивает муниципалитет, нельзя исключить и наличие корыстного интереса сотрудников образовательных учреждений. А проблемы надо решать, а не скрывать.- Дмитрий Александрович, заработную плату педагогов вы повысили, тоже ничего не скрывая? В некоторых регионах деньги просто перекладывают из одного кармана в другой – подняли базовую часть, не увеличивая размера общего школьного фонда, соответственно стимулирующие выплаты уменьшились…- У нас единственный инструмент повышения заработной платы – повышение подушевого норматива. Мы повышаем норматив, не опуская проблему повышения заработной платы на уровень учреждения. Сейчас он составляет в среднем 30 тысяч на одного обучающегося. По итогам 2013 года мы даже немного обогнали среднюю зарплату в экономике – примерно на 4-5%. В декабре средняя зарплата учителей школ составила 33045 рублей. Планируется, что к сентябрю 2014 года произойдет еще одно повышение.С января 2014 года в регионе вступили в силу новые нормативы подушевого финансирования в школах и детсадах. Основное их отличие состоит в том, что содержание имущественного комплекса образовательных учреждений передано на муниципальный уровень. Из областного бюджета покрываются расходы на зарплаты педагогов и воспитателей, приобретение учебников и пособий, средств обучения, игрушек, инвентаря. В нормативы включены дополнительные средства для приобретения школами учебников, а также установлен повышенный норматив для школ, где работают учителя с высшей категорией. Такие «обманки», о которых вы говорите, чреваты напряжением в системе, с которым рано или поздно столкнутся те, кто не думает о завтрашнем дне.- Как я понимаю, все же именно зарплата сыграла главную роль в том, что в отрасль пошли молодые специалисты?- Да, хотя модернизация, конечно, дала многое в моральном плане. Но водораздел произошел в 2011 году, когда появились стимулы материальные. Тут, знаете, еще одна проблема возникает – удельный вес молодых педагогов, которых дают педагогические колледжи и вузы, совершенно несоизмерим. Из новосибирского педколледжа №1, к примеру, 80% выпускников идут в школы, а НГПУ выдает нам только 18%. Причем оказывается, что педагоги со средним профессиональным образованием менее оторваны от школы. Она ведь сейчас быстро меняется: три года, которые в вузе проходят до первой практики, – это целая эпоха.Возможно, в СПО приходят люди, которые живут не фантазиями, а реальными заботами о хлебе насущном. Их образование носит более прагматичный характер. Они лучше адаптируются в школе, затем реализуя идею обучения через всю жизнь. Мне кажется, проблема в том, что сейчас квалификация «учитель» присваивается вузом. На мой взгляд, это неправильно. Вуз дает не профессию, а образовательную программу, и наши попытки развернуть его к практике обречены на неудачу. До каких пор расширять эту практику, через какое количество часов выпускник станет чувствовать себя уверенно? Пора понять, что профессиональное образование и интеграция в профессиональное сообщество – это разные вещи, которые нужно разделить, иначе получается громоздкая, неповоротливая структура.ЦифраВ системе образования Новосибирской области молодые кадры до 30 лет составляют около 14%.ФактДля педагогов, отработавших пять лет в образовательных организациях Новосибирска, проводится уникальный конкурс на получение бюджетного образовательного сертификата. Он дает право на повышение квалификации в учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования России, подтверждая право его обладателя на финансирование в размере 25 тысяч рублей за счет средств бюджета города.Новосибирская область
Комментарии