search
main
0

Проблемы межпредметной интеграции

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как в различных предметных областях, так и в образовательном процессе в целом практикуется в нашем Центре образования достаточно давно – с 1997 года. С тех пор организация проектной деятельности учащихся стала хорошей традицией.

Наши ученики регулярно получают грамоты на различных олимпиадах, конкурсах, фестивалях. Собрана богатая коллекция проектов не только по различным учебным предметам, но и по темам, связанным с воспитательным процессом, психологическому тестированию, школьной статистике. Часть этих работ представлена в педагогических интернет-сообществах, часть служит методическими пособиями к урокам.

В прошлом году в рамках национального проекта «Образование» наш Центр образования получил грант на приобретение компьютерного оборудования. Одновременно с этим в московском базисном учебном плане появились часы, отведенные для проведения интегрированных уроков по ряду предметов совместно с предметом ИКТ. Понятно, что применение мультимедийного оборудования на каждом уроке становится обязательным условием для реализации качественного учебного процесса, однако внедрение в учебный процесс интегрированных уроков связано с рядом проблем.

Когда речь идет об интеграции, то основная проблема заключается в трудности определения образовательной цели урока. Действительно, для каждого из учебных предметов интегрированного урока эта цель должна быть и сформулирована, и реализована. Но можно ли найти достаточное количество «соприкасающихся» тем в таких предметах, как история и ИКТ, русский язык и ИКТ и так далее. По всей видимости, разрешение этой проблемы следует ожидать в будущем.

Вторая сложность заключается в том, что большинство современных цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) не рассчитано на фронтальную работу на уроке, где организатор и вдохновитель процесса обучения – учитель. В основном создатели таких ресурсов предполагают, что ученик остается один на один с компьютером, и, соответственно, вся технология работы с этим ресурсом организуется по стандартной схеме «пользователь – компьютер». Речь идет не о медиатеках с набором графики, видео- и других мультимедийных файлах, а о таких разработках, в которых предполагается активная деятельность ученика. Фактически применение подобных ЦОР в индивидуальном режиме (каждый ученик работает за своим компьютером) приводит к тому, что оба учителя – и предметник, и информатик – становятся консультантами по некоторым частным вопросам в своих предметных областях. Кроме того, за ними остается право выставлять оценки. Применение этих ресурсов в демонстрационном или фронтальном режимах создателями продукта никак не предусмотрено, и отсюда возникает ряд как технологических, так и методических проблем.

C подобными сложностями мы столкнулись, когда начали проводить интегрированные уроки «Русский язык + ИКТ» в 5-8-х классах. Понятно, что многое в этих уроках зависело от содержательной компоненты. Так, например, в 7-м классе в начале года изучается причастие, и мы попробовали использовать CD-ROM, выпускаемый одним из отечественных производителей учебных программ. Этот диск содержит ряд интересных, содержательных фрагментов и тестовых заданий, которые были использованы во фронтальном режиме. Однако это не была полноценная предметная интеграция, поскольку использование готового ресурса никак не способствовало достижению целей, поставленных преподавателями обоих предметов.

На уроках в 8-х классах, там, где речь шла об описательном обороте, мы нашли действительно продуктивную форму интеграции двух предметов. На протяжении нескольких уроков ученики работали с презентациями PowerPoint и, используя коллекцию всевозможных картинок, применяли эти обороты в качестве комментариев к сюжетам, представленным в презентациях. Оказалось, что содержание тем по русскому языку для 8-го класса позволяет активно использовать возможности PowerPoint и применение словарного сервиса в редакторе Word.

Учащимся 5-х классов, которые впервые вошли в компьютерный класс в сентябре, на первых порах было трудно работать в ОС Windows. Вот на этом этапе больше решались задачи из области ИКТ, когда приходилось обучать их и работе с окнами операционной системы, и с файловой системой, а также работе в программе «Блокнот». Но теперь, к концу третьей четверти, ученики этих классов за 20 минут урока успевают выполнить в «Блокноте» небольшое упражнение из учебника, получить распечатку выполненного задания и сдать ее учителю на проверку. Кроме того, пятиклассники научились работать в локальной сети школы. Впереди – работа в интернете.

Для 6-го класса актуальным стало развитие орфографических навыков. Здесь мы, обнаружив отсутствие удачных тестирующих программ, создали свою тестирующую оболочку на основе электронной таблицы Excel с применением офисного программирования. Отличительные особенности этой оболочки – быстрое изменение содержания теста, легкость в использовании как учеником, так и учителем, наглядность процесса тестирования, когда учитель, находясь в центре аудитории, может видеть на экранах мониторов результат работы каждого учащегося. Еще одно удобство этой оболочки – возможность легкого перехода от режима тренировки в режим контроля, а также создание индивидуальных заданий по одной и той же теме для каждого ребенка. За время работы с этой оболочкой шестиклассники также приобрели навыки работы с операционной системой, научились работать в локальной сети, освоили электронные таблицы. Учителя, в свою очередь, накопили немалое количество полезных и важных методических приемов.

За первый год проведения интегрированных уроков у нас сложилось твердое убеждение, что подобная интеграция – это сложный, достаточно противоречивый, но, тем не менее, необходимый для современной школы процесс, требующий координации усилий всего педагогического коллектива.

Олег Туркин, учитель информационных технологий ЦО №1678, «Восточное Дегунино»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте