search
main
0

Проблемы и перспективы. Развитие системы образования Подмосковья

В рамках проведения Дней Московской области в верхней палате российского парламента прошло расширенное заседание Комитета Совета Федерации по образованию и науке. Министр образования правительства региона Лидия Антонова познакомила сенаторов с той работой, которая уже проделана командой региона.

Система образования Московской области – это 4095 образовательных учреждений с контингентом обучающихся и воспитанников 893913 человек, в них работают 101149 педагогических работников. Около миллиона человек учатся и работают в областных и муниципальных образовательных учреждениях Подмосковья, что делает нашу региональную систему образования одной из самых мощных в стране. Достаточно сказать, что это количество превышает население тридцати субъектов Федерации!

Наша система образования включает 1464 общеобразовательные школы (из них 590 сельские), в которых 565 тысяч школьников (на селе – 96 тысяч) и работает почти 47 тысяч педагогических работников (на селе – 11,5 тысячи).

1812 дошкольных образовательных учреждений посещают 232500 детей, работают в ДОУ 27500 педагогических работников.

В 100 учреждениях начального профессионального образования – 32 тысячи обучающихся и 4500 педагогических работников.

В 30 учреждениях среднего профессионального образования – 16 тысяч обучающихся и более 1700 педработников.

В 5 учреждениях высшего профессионального образования – 27500 студентов и 3 тысячи педагогических работников.

В системе образования Подмосковья реализуется целый ряд направлений деятельности, которые являются особенно актуальными в свете задач, поставленных Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым в связи с формированием национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Это разработка, обсуждение и апробация государственных стандартов нового поколения; участие в нацпроекте, позволившее создать в Подмосковье систему морального и материального стимулирования педагогов, обеспечить поддержку инновационных школ и лучших педагогов; поддержка талантливых и одаренных детей; создание и развитие материальной и учебно-дидактической базы образовательных учреждений. Ежегодно в соответствии с новыми задачами ремонтируются и реконструируются школы и детские сады, вводятся в эксплуатацию новые здания, в том числе по индивидуальным проектам.

Реализация этих направлений была бы невозможна без прочного фундамента, созданного за последние годы, когда экономика Подмосковья стремительно развивалась, и это позволяло направлять в систему образования значительные финансовые ресурсы. За 2000-2009 годы консолидированный бюджет Московской области по разделу «Образование» вырос в пятнадцать раз, в 2009 году он составляет 67,4 млрд рублей.

Средняя заработная плата работников отрасли «Образование» Московской области за эти годы возросла в 25 раз!

В этом году не снижались темпы ввода в строй новых образовательных учреждений, отвечающих всем современным требованиям. Всего за 2009 год планировалось ввести 9 новых школьных зданий на 3323 обучающихся и 18 дошкольных учреждений на 2670 мест. А за прошедшие десять лет в строй введены 62 детских сада на 9042 места, 84 школы на 41223 места.

Образовательная инициатива «Наша новая школа» аккумулировала в себя наиболее важные наработки нацпроекта. Характеризуя уровень участия Московской области в национальном проекте «Образование», необходимо отметить, что согласно данным государственной автоматизированной системы информационного обеспечения управления данными проектами Московская область стала лучшей среди субъектов Российской Федерации в 2008 году. Другой емкой характеристикой является количество финансовых средств, вложенных в реализацию нацпроекта. Высокая результативность проекта объясняется беспрецедентным масштабом его финансирования.

Успешным для области мы считаем участие в реализации комплексного проекта модернизации образования. Поддержка инициативы участия региона в подобном конкурсе и реализации проекта в течение трех лет со стороны губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова и глав местного самоуправления основана на глубокой убежденности в значении проекта не только для системы образования, но и для социально-экономического развития области в целом.

Объективный анализ достижений, подведение итогов – условия успешного включения в работу над новой задачей: реализацией в регионе национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Эффекты КПМО и задел «Нашей новой школы» мы рассматриваем в единстве. Наша новая школа – это новое понимание качества (результатов) образования. Новая система оплаты труда, направленная на конечный результат, на поощрение лучших педагогов. Новые стандарты качества условий обучения и эффективности сети образовательных учреждений. Новые инструменты и кадры в системе управления образованием. Открытая школа, в которой действуют стимулы к обеспечению соответствия содержания и качества образования общественному заказу. Наша школа – предмет внимания и деятельного участия со стороны местного сообщества.

Говоря о реализации нацпроекта, мы не должны забывать и об областной целевой программе развития образования, которая обеспечила его мощную поддержку. Так, фактически за 2006 – 2008 годы было профинансировано мероприятий программы на общую сумму около двух миллиардов рублей, из них почти 1 миллиард 100 миллионов рублей за счет средств бюджета Московской области, 600 миллионов рублей за счет федерального бюджета и 145 миллионов из бюджетов муниципальных образований.

Эти средства были направлены на обновление содержания и технологий образования, внедрение новых организационно-управленческих и финансово-экономических моделей, подготовку кадров, улучшение материально-технической базы на всех уровнях системы образования.

Одним из важнейших направлений деятельности правительства Московской области в сфере образования является работа по поддержке талантливой и одаренной молодежи Подмосковья. У нас сохранены стипендии губернатора детям и подросткам, проявившим выдающиеся способности в науке, искусстве и спорте, стипендии детям-инвалидам. Будут продолжены сборы талантливых детей, входящих в сборные команды области для участия во всероссийских предметных олимпиадах. В этом году школьники Московской области участвовали в финалах федеральных предметных олимпиад, сохранили свои позиции: 53 школьника из 103, представлявших область в финалах олимпиад, то есть каждый второй, стали победителями и призерами. А Андрей Корольков из Химок и Лариса Акулкина из Раменского завоевали престижнейшие награды на международных олимпиадах по физике и биологии.

Московская область с самого начала активно включилась в апробацию проекта федеральных образовательных стандартов общего образования второго поколения, подготовленных коллективом ученых Российской академии образования.

На основании полученных данных и экспертных оценок участники апробации сделали вывод о том, что федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения дают возможность обеспечить вариативность образования, широко применить деятельностный и компетентностный подходы для полноценного гармоничного развития личности, способной к самореализации в современном обществе. В регионе создаются условия для индивидуализации обучения старшеклассников. Так, например, в гимназии №2 Зарайска на протяжении более 7 лет реализуется модель обучения по индивидуальным учебным планам. Каждый подросток имеет возможность вместе с семьей и педагогами выбрать для себя уровень сложности предметной программы, определиться с темпом обучения и объемом программного материала. А в школе полного дня №17 (спортивно-оздоровительной модели) Клина работают спортивные классы-группы – команды олимпийского резерва (с использованием кадров и базы Ледового дворца имени Валерия Харламова). В Подмосковье школ полного дня около 40, из них 23 – региональные экспериментальные площадки. Школа полного дня обеспечивает интеграцию основных общеобразовательных и дополнительных программ, в таких образовательных учреждениях дети программируют возможные направления своей деятельности, имеют возможность работать индивидуально и в группах, в классе.

Таким образом, новая вариативная школа полного дня становится наиболее привлекательной как модель учреждения, обладающего многоаспектным потенциалом для решения задач, определенных президентом и нашедших отражение в образовательной инициативе «Наша новая школа».

В Московской области системно проводится работа по созданию, апробации и внедрению учебных предметов, обеспечивающих знания обучающихся о традициях, истории, культурном наследии, географии, экономике родного Подмосковья.

Учеными нашего областного университета, академии последипломного образования были разработаны учебно-методические материалы: «История Московской области», «Родное Подмосковье», «Духовное краеведение Подмосковья», «Русское речевое общение».

Последовательно реализуются меры по поддержке русского языка как языка межнационального общения и консолидации общества. В Московском государственном областном университете создан Центр русского языка с отделениями в муниципальных образованиях, регулярно проводятся конференции по данной тематике, «круглые столы». В Центре разработаны программы и учебное пособие по изучению русского языка мигрантами (как детьми, так и взрослыми), разработан курс дистанционного обучения русскому языку, с 2008 года проводятся открытые дистанционные олимпиады.

Сегодня с уверенностью можно сказать: в системе образования Московской области идут планомерные и последовательные изменения по основным направлениям модернизации российского образования.

Лидия АНТОНОВА, министр образования правительства Московской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте