«…Планов и реформ не счесть – Где же ваши ум и честь? От инфляции не скрыться. Ни на газ, ни на водицу, Ни на транспорт, ни на свет Средств у нас сегодня нет…» Этот отрывок из стихотворения одной воронежской учительницы обращен к тем, от кого сегодня зависит судьба российского образования. Строки, наполненные возмущением и гневом, довольно четко характеризуют одну бородатую проблему – проблему долгов за коммунальные услуги учителям, работающим в сельской местности.
По данным Воронежского обкома Профсоюза работников образования и науки, общий долг перед сельскими учителями области составляет 200 миллионов рублей, и копится он с 1995 года.
Уж за одиннадцать-то лет вопрос можно решить, при желании и наличии политической воли руководства. Но можно сделать и по-другому: «заговорить» проблему, привыкнуть к ней, приучить сограждан, а потом начать переворачивать ее с ног на голову. Если это удается, виноватыми оказываются уже не те, кто не выплачивает компенсации по льготам, а сами учителя. Парадоксально, но факт: было время, когда их обвиняли в том, что они упрямо ожидают обещанных льгот вместо того, чтобы «проявить сознательность» и заплатить самим.
За прошедший учебный год нескольких педагогов Воронежской области привлекли к суду за то, что они не оплачивают коммунальные счета. Мало того что людей судили, их еще и стыдили, отчитывая и грозя отключением газа и электричества.
Почему такое оказалось возможным, станет понятно, если вспомнить об одном областном законе, принятом в мае прошлого года Воронежской областной Думой. Это закон «О мерах социальной поддержки по оплате жилья и (или) коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих в сельской местности».
Во-первых, закон разъяснил, каким именно категориям граждан предоставляется социальная поддержка «в виде возмещения расходов по оплате жилья и (или) коммунальных услуг». В статье 3 «Особые условия предоставления мер социальной поддержки», в частности, говорилось, что предоставляются они только тем гражданам, кто «осуществляет свою профессиональную деятельность в сельской местности» «не менее 75% нормы рабочего времени». А в статье 4 «Форма и порядок предоставления…» подчеркивалось, что соцподдержка осуществляется «в форме ежемесячных денежных выплат».
Если говорить конкретно об учителях, то особенность закона в применении к ним была такова, что данные статьи гарантировали оплату ежемесячных денежных выплат (ни льгот, ни норм потребления, а именно выплат) только тем, кто загружен не менее чем на 75 процентов ставки. Если учесть, что далеко не каждый учитель в сельской школе может работать на полную ставку и что там, где детей мало и действует нормативное финансирование, на достойную зарплату рассчитывать не приходилось, – педагогов оставалось только пожалеть. Те из них, кто не набирал по часам ставку, оказывались лишены даже надежды на компенсацию коммунальных расходов.
Вслед за этим законом администрация Воронежской области приняла постановление «Об установлении размера и порядка предоставления субвенции бюджетам муниципальных образований для социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности». И в этом постановлении на основании уже известного нам закона говорилось: «Установить размер ежемесячной денежной выплаты на осуществление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на оплату жилья и коммунальных услуг 215 рублей…»
Что можно компенсировать на эти деньги, не очень понятно. Например, тонна угля в селе стоит примерно три тысячи рублей. Чтобы протопить дом, на зиму нужно 3-4 тонны. По старым нормам оплаты льгот сельские учителя почти 2,5 тонны должны получать бесплатно. Эти нормы никто не отменял, и как с ними соотносятся 215 рублей, непонятно.
Принятый областной Думой закон педагоги встретили с возмущением. Воронежский обком Профсоюза работников образования и науки начал целую кампанию в защиту интересов сельского учительства. Одним из первых было отправлено письмо прокурору Воронежской области. Самым спорным условием получения льгот стали 75 процентов нормы рабочего времени. В письме председателя обкома Тамары Бирюковой об этом сказано так: «Это положение не является правомерным, так как статьей 55 Закона Российской Федерации № 3266-1 «Об образовании» определено безусловное право педагогических работников, осуществляющих педагогическую деятельность в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Указанной статьей федерального закона субъектам Российской Федерации предоставлено право своими законодательными актами устанавливать размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, но не условия предоставления этих льгот отдельным категориям работников (в частности педагогических), которые уже определены федеральным законом».
Ответом на письмо профсоюза стало представление областной прокуратуры в Воронежскую областную Думу, в котором от депутатов потребовали устранить нарушения законодательства. Так как в областном законе «уменьшен объем льгот, предоставлявшихся до 31.12.04, а также сужен круг субъектов – носителей льгот». Представление прокуратуры было рассмотрено на заседании областной Думы, и требования признали обоснованными. После чего депутаты создали рабочую группу, которая должна была привести областной закон в соответствие с федеральным.
Представление прокурора рассматривалось 23 сентября прошлого года. А 23 декабря депутаты приняли в первом чтении проект закона «О внесении изменений в закон Воронежской области «О мерах социальной поддержки по оплате жилья и (или) коммунальных услуг…»
Казалось бы, можно радоваться, ошибки исправлены? Но нет, 6 марта теперь уже 2006 года обком профсоюза снова вынужден был обратиться к прокурору области: «Вышеупомянутый закон до сегодняшнего дня не приведен в соответствие с действующим федеральным законодательством. А принятый депутатами 23 декабря в первом чтении проект закона «О внесении изменений в закон Воронежской области «О мерах социальной поддержки по оплате жилья и (или) коммунальных услуг…» также противоречит федеральному законодательству. Во-первых, натуральные льготы должны будут предоставляться на учителя без учета членов его семьи, хотя в представлении прокуратуры по этому вопросу было дано подробное разъяснение. Помимо того, в феврале Верховный суд РФ в очередной раз подтвердил, что ограничение права сельских педагогов на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением пределами социальной нормы площади жилья незаконно. Соответствующие законы Владимирской, Псковской и Самарской областей были признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими в части, ограничивающей указанное право педагогических работников.
Во-вторых, законопроектом не учтены те педагоги, которые проживают в городах, а работают в сельской местности.
Из-за нехватки бюджетных средств депутаты Воронежской областной Думы решили пойти по самому простому пути – свести к минимуму затраты на социальные программы. Но этого допустить нельзя. Подобная политика может вызвать взрыв недовольства у учителей, привести к новым акциям протеста, поскольку положение воронежского учительства на протяжении последних лет остается крайне тяжелым».
Опасение насчет акций протеста неожиданно быстро оправдалось. Когда 23 марта проект закона «О внесении изменений…» был снят депутатами с рассмотрения на заседании областной Думы, председатели сельских райкомов профсоюза обратились в обком с просьбой подать заявку на пикетирование областной Думы. Однако первый заместитель председателя областной Думы Татьяна Мещерякова пообещала, что на апрельском заседании закон о поправках будет принят. И пикет решили отложить.
В начале апреля пришел ответ областной прокуратуры на второе письмо обкома профсоюза. В нем, в частности, говорилось, что прокуратурой данная проблема контролируется и что в принятом в первом чтении новом законопроекте также допущены нарушения и на них указано. Также принесен протест на постановление обладминистрации, в котором все коммунальные льготы сельского учителя оценены в 215 рублей. Это тоже противоречит федеральному законодательству.
Финальную точку в этой истории наконец-то поставила областная Дума, утвердив окончательную редакцию закона «О внесении изменений в закон Воронежской области «О мерах социальной поддержки по оплате жилья и (или) коммунальных услуг…», которая соответствует федеральному законодательству и не вызывает нареканий ни у профсоюза, ни у прокуратуры.
В чем смысл этих изменений и каков порядок предоставления льгот сельским учителям? На этот вопрос отвечает заместитель руководителя Главного управления труда и социального развития Воронежской области Надежда ХАРИНА:
– Если с 1 января 2005 года взамен ранее имевшихся натуральных льгот сельские учителя получали ежемесячные денежные выплаты, а услуги ЖКХ оплачивали полностью, то теперь им возвращены бесплатные услуги по содержанию и ремонту жилья (за исключением частных домовладений), а также по снабжению теплом и электричеством. Сельские педагоги, живущие в домах без центрального отопления, бесплатно обеспечиваются топливом по нормам, установленным органами местного самоуправления.
Сельский педагог, имеющий право на льготы, для их получения должен обратиться с заявлением в филиал областного государственного учреждения «Управление трудовых отношений и социальной защиты населения» (бывший райсобес), предъявив паспорт, документ, подтверждающий статус сельского педагогического работника, и справку о виде домовладения. Пенсионер из числа педагогов, проработавших на селе не менее десяти лет, дополнительно предоставляет пенсионное удостоверение.
Здесь проверят право обратившегося на меры социальной поддержки, внесут информацию о нем в базу данных и выдадут справку для предъявления в организации, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, как основание для получения льгот.
Расходы организациям, бесплатно предоставляющим сельским педагогам указанные услуги, возмещаются по договорам, заключенным ими с филиалами госучреждения «Управление трудовых отношений и социальной защиты населения». Договора с ООО «Воронежрегионгаз» заключаются Главным управлением труда и социального развития Воронежской области.
Так как действие нового закона распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2005 года, то будет возмещена разница между ежемесячными денежными выплатами, полученными сельскими педагогами в 2005 году, и суммой оплаты названных жилищно-коммунальных услуг, произведенной ими в 2005-2006 годах.
Для этого потребуется написать заявление в филиал ОГУ «Управление трудовых отношений и социальной защиты населения Воронежской области», документально подтвердить суммы оплаты услуг ЖКХ, начисленные в 2005-2006 годах, и ежемесячных денежных выплат, полученных в 2005 году.
Надо иметь в виду, что сельский педагог, одновременно имеющий право на меры социальной поддержки по другим основаниям, предусмотренным федеральным и областным законодательством, может воспользоваться по своему выбору только одним, наиболее выгодным для себя законодательным основанием.
Комментарии