Образование – это индустрия, направленная в будущее.
Сергей Капица
Повышение качества образования может быть достигнуто различными путями, одним из которых является развитие, дальнейшее совершенствование опережающего управления в системе «учитель – ученик». Важнейшим элементом опережающего управления является технология проблемно-модульного обучения школьников в средней школе.
Проблемно-модульное обучение учеников в средней школе является условием, при котором обеспечивается в том числе практическая реализация опережающего управления в системе «учитель – ученик», а также достигается целевая функция обучения в целом – качество.
Результаты исследований в области современных технологий обучения учеников в средней школе позволяют сделать вывод о том, что опережающее управление в системе «учитель – ученик» относится к одному из типов стратегического управления образовательной организацией. В свою очередь технологии его реализации могут быть весьма разнообразными, в том числе посредством применения проблемно-модульных подходов.
Опережающее управление
Опережающее управление – тип управления, при котором на ранних этапах обнаруживаются различного рода мешающие факторы, не позволяющие в установленные сроки и с должным качеством достигнуть поставленных целей, а также вносятся корректирующие воздействия до того момента, когда мешающие факторы приведут к негативным последствиям.
В настоящее время, к сожалению, разнородность различных негативных факторов в образовательном процессе редко учитывается педагогами, на них обращают внимание тогда, когда они уже дают свои «всходы». Отсутствуют и классификация негативных воздействий, и, как следствие, их ранжирование.
Актуальность рассмотрения опережающего управления в системе «учитель – ученик» определяется также фактором, что на государственном уровне существует заказ на повышение качества образовательных услуг во всех типах образовательных организаций.
Главная идея обеспечения качества в условиях опережающего управления в системе «учитель – ученик» основана на том, что понятие «улучшение качества» должно употребляться применительно к любой сфере образовательной деятельности, отношения между учителем и учеником должны строиться на паритетных началах, учитель должен не навязывать ученику те или иные парадигмы, а подводить его к ним в рамках целевой функции, вызывать интерес к изучаемому материалу.
В данных условиях взаимодействия учителя и ученика на ранних стадиях будут отмечены те или иные отклонения от программы действий. Поэтому учитель на самых ранних стадиях будет иметь возможность осуществить комплекс необходимых мероприятий, направленных на демпфирование негативного проявления или его максимальное устранение.
Очевидно, что указанный вариант организации учебного процесса обеспечивает, во-первых, максимально раннее обнаружение отклонения в действиях обучаемого, во-вторых, результаты обнаруженного отклонения никоим образом не скажутся на всем процессе обучения школьника, в-третьих, у педагога будет достаточно времени на исправление (корректировку) допущенных отклонений, в-четвертых, присутствует возможность обсуждения между учителем и учеником сложившейся обстановки при освоении учебного материала (особенность заключается в том, что обсуждение будет происходить чуть ли не по факту возникновения отклонения), в-пятых, ученик имеет возможность детально разобраться в той ошибке, которая была им допущена.
Не является ли все перечисленное существенным вкладом в качество образования?
Качество образования не некая абстракция, а конкретный измеритель результативности достижения цели. Определение цели закладывает основу для принятия решений и стратегического выбора среди альтернативных направлений деятельности.
Следовательно, рассуждения должны быть каким-то образом реализованы на практике, в образовательном процессе. В настоящее время в общей и специальной литературе по рассматриваемой проблемной области приводится множество методических подходов, которые в той или иной степени обеспечивают выполнение вышеперечисленных вариантов взаимодействия в системе «учитель – ученик». Одним из наиболее востребованных подходов на практике является подход, основанный на проблемно-модульном обучении.
Проблемно-модульное обучение
Технология проблемно-модульного обучения не нова. Она имеет достаточно давнюю историю, причем связана как с теорией, так и с практикой. Есть свое место у проблемно-модульного обучения и на педагогическом фронте.
Большая совокупность разнообразных методических и педагогических приемов подпитывается исходными принципами технологии проблемно-модульного обучения. Например, принцип системного квантования и дидактически адаптированная концепция инженерии знаний (элемент технологии ПМО) – системообразующая составляющая для большой совокупности маркерных технологических приемов классификационно-разделительного построения смысла обучения, ранжированного обобщения знаний, смыслового обобщения, дискретного объединения дидактических единиц…
Перечисленные методические подходы прежде всего оказывают влияние на формирование у обучаемых системного взгляда на изучаемый в отдельно взятом блоке материал, структуризацию знаний, углубленное проникновение в суть изучаемого материала, выявление и структурирование изучаемой теории, а также ее приложений в рамках рассматриваемой целевой функции исследований, иными словами на развитие составляющих методологического стиля усвоения при обучении.
Системы обучения, построенные на блочном принципе, позволяют сжимать учебную информацию и экономить учебное время. Довольно широко используются блочные системы обучения в опыте учителей естественно-математического цикла. Это связано с более четкой аксиоматичностью и структурированностью естественно-математического знания по сравнению со знанием гуманитарным. Именно эти качества позволяют формировать укрупненные блоки учебного материала, представлять его в сжатом, компактном виде, удобном для системного изучения и целостного представления.
Исследование передового педагогического опыта показывает, что составляющие элементы технологии ПМО находили и находят свое применение на практике, демонстрируя эффективность и оказывая влияние на повышение качества учебного процесса. Главным недостатком традиционного обучения является фрагментарность и разрозненность знаний, разбросанность по отдельным предметам и системам преподавания конкретных учителей.
В проблемно-модульном обучении эти элементы не только систематизированы, интегрированы в единое целое, но и породили новое синтетическое качество гибкую результативную технологию, обеспечивающую гарантированное достижение обучаемыми четко определенного уровня компетентности.
Таким образом, повышение качества образования возможно различными путями, одним из которых является развитие, дальнейшее совершенствование опережающего управления в системе «учитель – ученик». Важнейшим элементом опережающего управления в системе «учитель – ученик» является технология проблемно-модульного обучения школьников в средней школе.
Внедрение сформулированных в статье подходов в образовательный процесс в средней школе, на наш взгляд, обеспечит повышение его результативности.
Желание узнавать новое
Когда училась в старших классах средней общеобразовательной школы №270 Санкт-Петербурга, почувствовала, что стала получать удовлетворение от объяснения одноклассникам изучаемых материалов. Дальше – больше: появилось желание узнать новое вне рамок школьной программы. Школу окончила успешно, с золотой медалью.
Жизнь подсказывала и вела. Следующим шагом в моей жизни стал Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена. Окончила университет, переехала в Москву, и вот я занимаюсь любимым делом – обучаю школьников английскому языку в школе №354.
На мой взгляд, учитель – это призвание, своеобразная миссия, состояние души. В школу нельзя ходить на работу, в школе надо жить.
Святой долг учителя не только научить школьников знаниям и умениям, но и привить им любовь к окружающим, к Родине, ко всему, что делает человека человеком.
По-моему, сообразно образованию, педагогическому опыту и житейской мудрости учитель в своей деятельности должен сеять доброе и вечное. В своей работе учитель должен быть:
– профессионалом;
– добросовестным тружеником;
– апологетом сохранения и умножения знаний и умений обучаемых;
– хранителем постулатов учебного процесса;
– помощником школьников в трудные моменты обучения;
– воспитателем гуманных, человеческих отношений между школьниками;
– проповедником честности и правдивости, нравственной чистоты, простоты и скромности в общественной и личной жизни;
– воспитателем чувств любви и уважения к старшим, заботы о младших;
– воспитателем неприятия несправедливости, непорядочности.
Очевидно, что приведенный список не является окончательным, жизнь в состоянии привнести в него определенные особенности, и так будет всегда. Но основные, базовые постулаты, которыми должен руководствоваться педагог в своей профессиональной деятельности, для того чтобы профессия учителя была востребована постоянно, перманентны, незыблемы и актуальны.
Представленный список, на мой взгляд, в полном объеме относится к деятельности учителя, в том числе и будущих поколений. Нельзя идти вперед, совершать прорывы в познании мира без детального и полного изучения того, что уже существует. А здесь без учителя никак.
Поэтому учитель – это профессия не только будущего, она вечна!
Мы все разные, по сути.
И дела у нас разны.
Что же нас объединяет?
Мы учились у страны.
Нас по жизни вел учитель.
Знанья нам передавал.
Говорил о чем-то мудром.
И на путь нас наставлял.
Это звание – учитель,
Это мир и это суть!
В жизни все бывает разным…
Об ученье не забудь!
Мария ТАРАСКИНА, учитель английского языка школы №354 имени Д.М.Карбышева
Комментарии