В конце весны в Набережных Челнах прошел форум учителей начальных классов Волжско-Камского региона на тему «Опыт реализации ФГОС», который провели по инициативе На-бережночелнинского института социально-педагогических технологий и ресурсов. И сейчас, после прошедших экзаменов, каникул и отпусков, в преддверии нового учебного года уместно вновь поднять эту тему, чтобы задать вопрос: а что же нам все-таки делать с новыми стандартами?
– Мы изыскали финансы и нашли возможность провести это мероприятие, чтобы обучить учителей работе с новыми стандартами, – отметил в своем выступлении мэр Набережных Челнов Василь Шайхразиев. – Педагоги начальных классов у нас в городе активно сотрудничают с воспитателями, посещают группы, знакомятся с детьми, а работники детсадов осваивают школьную программу, чтобы ориентировать свою деятельность на школу и знать, какой выпускник сада нужен школе. Это помогает сделать переход из детсада в 1-й класс максимально безболезненным, сохранить преемственность образования и воспитания, свести стресс первоклассника к минимуму.
По словам Василя Гаязовича, педагоги нередко выстраивают свою деятельность на основе стереотипов. «Мы говорим, что учитель остается с учеником один на один, – привел он пример. – Но это неправильно, педагог не должен оставаться с ребенком один на один! А где общество, где родители, где остальные школьники? Несмотря на то что с каждым из детей мы работаем отдельно, необходимы системный подход и участие всех заинтересованных субъектов образовательного процесса».
Стоит отметить, что НИСПРТ (бывший НГПИ) действительно старается подходить к делу комплексно, системно, проводит полномасштабное повышение квалификации учителей, в том числе начальных классов. Причем не в процессе учебного года, а до его начала, чтобы педагоги встретили 1 сентября во всеоружии и были готовы работать по новым стандартам. Здесь огромное внимание уделяют и теории, и практике, причем процесс передачи опыта и обучения новым технологиям проходит как в виде лекций и семинаров, так и на мастер-классах, где специалисты наглядно демонстрируют своим коллегам преимущества тех или иных подходов. По мнению первого заместителя министра образования Республики Татарстан Данила Мус-тафина, все еще много проблем существует с подготовкой и принятием школами своей собственной образовательной программы, которую необходимо составить на основе единых требований, установленных новыми ФГОС.
– При составлении и обсуждении таких документов очень важна активность учителей начальной школы, – считает Данил Махмутович. – Как показал наш мониторинг, 84% уже разработанных программ не содержат всех требований, заложенных в стандарте. И для исправления ситуации необходимо, чтобы в разработке и принятии программы участвовали все педагоги учреждения, которым придется по ней работать. Нельзя все сваливать на директора и его заместителей, ведь рядовому учителю виднее, что необходимо заложить в программу, а дело администраторов – грамотно оформить его требования.
Среди наиболее частых недочетов, которые касаются программ образовательных учреждений, – отсутствие в них разделов, связанных с коррекцион-ным обучением. Ведь стандарт обязывает проводить коррекци-онную работу во всех учреждениях.
когда охвачены все этапы образования, а не только один первый класс.
Новый ФГОС помогает по-новому взглянуть на оценку достижений учащихся. На сегодняшний момент уже каждый педагог осознал, что необходимо оценивать изменения динамики развития ребенка, а отнюдь не сравнивать результаты его труда с неким эталоном. К тому же система оценивания должна быть сформирована на основе не только предметных, но и мета-предметных знаний.
На форуме было затронуто немало вопросов, напрямую связанных с внедрением новых стандартов. Каким должно быть портфолио ученика и как мы должны его оценивать; как при составлении программ школы учитывать специфику самого учреждения и регионального компонента; как вводить ФГОС в малокомплектной школе, где учителям нередко приходится работать сразу в двух классах; как в новых условиях выстраивать взаимоотношения с родителями, коль скоро для этого должен быть разработан и подписан общественный договор?
Но главная проблема, как всегда, касалась подготовки учителей. По единодушному мнению делегатов и организаторов, очень важно подготовить таких выпускников педвуза, у которых была бы не только общая теоретическая подготовка в рамках своего предмета, но и конкретные знания и умения, необходимые для того, чтобы сразу начать работу в школе, без длительного и болезненного вхождения в роль педагога.
Начальник Управления образования Набережных Челнов Ра-миль Xалимов заметил, что, прежде чем вводить новые стандарты, необходимо подготовить для них почву, создать материальную базу, обеспечить финансирование.
– Мы должны от имени форума потребовать, чтобы все педагогические учреждения – как вузы, так и ссузы – готовили своих студентов, основываясь на ФГОС, – заявил Рамиль Xалимов.
– Учащимся не нужно давать устаревшие знания и нормы, которые уже отошли в прошлое, они должны сразу включаться в работу. Нужно признать, что, хотя мы и пытаемся ориентировать детсады на школу, а школу связать с садами, все-таки пока преемственность здесь не всегда наблюдается. Педагоги дошкольного образования должны быть точно так же хорошо подготовлены в плане знания ФГОС, как и учителя начальной школы. Иначе приходится потом переучивать детей, что, на мой взгляд, еще хуже, чем учить их с нуля.
Как отметили участники форума, между детсадом и школой должна существовать преемственность в плане единых подходов и требований. Однако пока что это выполнить достаточно сложно, поскольку ФГОС и ФГТ мало состыковываются между собой. Следовательно, возникает вопрос о разработке госстандарта и для дошкольных учреждений.
– Систему педобразования часто и, увы, во многом справедливо критикуют за то, что мы не всегда идем в ногу со временем, не успеваем готовить для школы учителей, способных владеть современными методиками, – рассказывает ректор Набережночел-нинского института социально-педагогических технологий и ресурсов Файруза Мустафина. – На это не надо обижаться, а делать правильные выводы и стараться изменить систему подготовки, чтобы повысить качество подготовки выпускников до необходимого уровня. Несколько лет назад мы взяли курс на подготовку учителя нового поколения и для студентов 5-го курса организовали спецкурс, на котором опытные преподаватели учат будущих педагогов, как составлять планы, пользоваться документацией. Этого нет нигде, и этим мы гордимся. Мы стараемся работать в тесном контакте не только со школами города и с управлением образования, но также со всеми муниципальными органами, заинтересованными в поддержке системы образования.
Комментарии