search
main
0

Проблема «великих вымираний». Учебная дискуссия по биологии как способ активизации познавательной самостоятельности школьников

Одним из способов активизации познавательной самостоятельности старших школьников мы считаем использование в образовательном процессе учебных дискуссий.В переводе с латинского языка discussion означает «исследование» или «разбор». Иначе говоря, это коллективное обсуждение конкретной проблемы, часто предполагающее сопоставление различных позиций, идей, мнений и предложений.

Урок-дискуссия требует большой подготовки не только со стороны учителя, но и со стороны обучающихся. Эффективность использования дискуссии в воспитательно-образовательном процессе как метода обучения определяется целым рядом факторов. Назовем некоторые из них:- актуальность выбранной проблемы. Избранная для дискуссии задача должна иметь различные решения, относительно которых нет однозначных ответов. Желательно, чтобы проблема, выносимая на дискуссию, требовала для своего решения совместных действий, организации совместной деятельности;- информированность, компетентность и научая корректность участников дискуссии (дискутантов);- владение учителем методикой дискуссионной процедуры;- соблюдение правил и регламента и др.Целями дискуссии в зависимости от ее конкретной темы могут выступать:1) развитие критического мышления школьников;2) исследование, анализ той или иной проблемы;3) рассмотрение различных подходов при аргументировании тех или иных суждений, обучение школьников дискуссионной процедуре и формирование у них культуры полемики, обучение уважительному отношению к оппоненту;4) умение отвечать в эмоционально напряженной обстановке;5) реализация творческого потенциала обучающихся и др.Во время дискуссии оппоненты могут не только противостоять друг другу, но и дополнять друг друга. Главным условием повышения эффективности дискуссии является сопоставление различных позиций участников дискуссии.Результатом дискуссии должна быть реализация поставленных целей. Но результаты дискуссии связаны не только с поставленными целями, но и с актуальностью проблемы. Если проблема взята широко, то результатом может быть упорядочение информации, поиск альтернатив, теоретическая или практическая интерпретация, научное и методическое обоснование. Если проблема носит конкретный, узкий характер, то вероятность решения проблемы повышается. Подобные четко выдержанные дискуссии дают положительный результат, так как на их завершающем этапе принимаются конкретные решения.Каждая дискуссия обычно проходит три стадии: ориентация, оценка и консолидация. Рассмотрим последовательно названные стадии дискуссии.Стадия ориентации предполагает адаптацию участников дискуссии к самой проблеме, друг другу, к общей атмосфере и т. д. В результате завершения первой стадии дискуссии формируются проблема, цели дискуссии, осуществляется знакомство с дискутантами, устанавливаются правила, регламент дискуссии, происходит уточнение научных терминов и др.Вторая стадия – оценка – предполагает выступление участников дискуссии, их ответы на возникающие вопросы, сбор максимального объема идей, предложений, пресечение учителем личностных амбиций и отклонений от темы дискуссии, подведение мини-итогов и т. д.Стадия консолидации заключается в анализе результатов дискуссии, согласовании мнений и позиций, совместном формулировании решений и их принятии.При изучении школьного курса биологии нами проводится ряд дискуссий по различным проблемам биологической науки. Приведем примерный перечень тем возможных учебных дискуссий по биологии (см. таблицу).​Олег ПЕТУНИН, заведующий кафедрой естественно-научных и математических дисциплин Кузбасского регионального ИПК и ПРО, д-р пед. наук, профессор, отличник народного просвещения, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-1996

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте