search
main
0

Проблема? Справимся. Заметки о жизни «особой» сельской школы

В совершенно особых условиях приходится жить и работать людям на Севере. Здесь и лето короче, и морозы сильнее, и солнце ниже стоит над горизонтом, и кислорода в атмосфере не хватает. Здесь не созревают овощи и фрукты, а те, что все-таки попадают на стол северян, преодолевают долгий и трудный путь. Здесь каждый мужчина не понаслышке знает, как ловить рыбу или охотиться на лесного зверя, а женщины сами могут писать поваренные книги с рецептами огромного количества блюд из ограниченного числа продуктов.

«Особые» условия

Население на Севере малочисленное, а заселенные территории огромны, поэтому машина (лодка, катер) здесь не роскошь, а средство выживания. Вокруг немногочисленных северных городов расположено большое количество мелких поселков, сел и деревень. Вокруг, но не рядом с городами. Да и между самими поселками и деревнями – огромные расстояния, заполненные лесами, болотами и капризными северными реками с нескончаемыми притоками. В большинство таких населенных пунктов трудно добраться весной и осенью, а есть и такие, куда, если перефразировать известную песню, «только вертолетом можно долететь». И везде живут люди, а значит, есть дети, которых нужно учить. Поэтому есть школы и учителя.

Вот и в небольшом поселке под названием Луговской, в 30 км от города Ханты-Мансийска, находится обычная общеобразовательная школа, работающая в таких «особых» условиях.

«Особые» ученики

Как и в большинстве сельских школ, детей в Луговской сегодня учится немного – чуть больше двухсот человек. Казалось бы, что может быть проще: научить и воспитать такое количество учеников силами опытного педагогического коллектива?

Но трудностей хватает. Из-за удаленности от города в поселковой и школьной библиотеках не хватает нужной литературы, особенно справочной и научно-популярной. Ученики не всегда могут попасть в музеи и библиотеки города Ханты-Мансийска, а о посещении театров и говорить не приходится. И дома детей не балуют, к тому же многие ребята из многодетных, малообеспеченных, неполных семей. В поселке мало возможностей найти работу, поэтому у некоторых ребят отсутствует стимул получать профессиональное образование.

Но все же школа работает, и работает в полную силу. Раз нельзя попасть в городской музей, нужно создать свой – музей истории поселка. И такой музей в школе создан. С трепетом несут туда школьники все, что выпросили у родителей или соседей, а порой даже нашли на свалке. Потом вместе с учителем истории долго реставрируют «раритеты» поселковой истории и оформляют экспозицию.

Невозможно найти нужную книгу в библиотеке – значит нужно освоить интернет. А интернет благодаря приоритетному национальному проекту «Образование» в школе уже есть. И несколько компьютерных классов.

Трудно состязаться с учащимися других школ в летних видах спорта, потому что порой просто невозможно доехать до соседнего села: с одной стороны – река Обь, с другой – ее притоки, а с третьей и четвертой – нет дороги. «Ничего. И с этой проблемой справиться можно», – решили учителя физкультуры. И теперь их ученики осваивают зимние виды спорта и побеждают!

А еще хочется детям проверить, насколько они талантливы, на что способны. И в этом своих учеников поддерживают учителя: под их руководством школьники пишут учебно-исследовательские работы и участвуют в заочных конкурсах. И на школьной конференции представить доклад – почетная задача. Ну а если работа заслуживает внимания, то и на районной, окружной конференциях выступают наши ребята не хуже других, и даже в Москву их приглашают.

«Особые» учителя

Есть в школе и кружки, и ученическое самоуправление, и общественная организация. Проводятся олимпиады и конкурсы, теперь появилось даже профильное обучение. Есть все, что считается обычным для хорошей городской школы. Но здесь, в школе маленького поселка Луговской Ханты-Мансийского района, такая работа школы и такие результаты стали возможны только благодаря энтузиазму учителей. Для этого необходима государственная поддержка и методическая подготовка. А ведь педагогам порой даже на курсы повышения выехать трудно!

Тем не менее уже трем педагогам Луговской школы присужден грант Президента РФ «Лучший учитель», и еще трем – грант главы Ханты-Мансийского района. А когда в школе работают такие учителя – выигрывают и дети. Выигрывают в районных олимпиадах, выходят в финал окружных и всероссийских конференций и конкурсов и получают денежные гранты и награды от главы района. Но самое главное – поступают в высшие учебные заведения и получают возможность всю жизнь заниматься любимым делом так, как это делают учителя школы поселка Луговской Ханты-Мансийского района.

С. В. НИКИТИНА, педагог-организатор, учитель русского языка и литературы средней школы, пос. Луговской, Ханты-Мансийский автономный округ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте