Умейте сказать “нет”
Пишет вам бабушка. У меня трое внуков. Младший пошел в 1-й класс. Встречаю его всегда из школы, веду домой, готовим вместе уроки.
Недавно произошел случай, от которого до сих пор не могу опомниться. Встретила, как обычно, внука днем, покормила, занялась хозяйством. Пошла выносить мусорное ведро. На лестничной клетке услышала какой-то шум. Заглянула, а там малюсенький пацан и два верзилы. Они натянули ему на голову пакет, а пахнет чем-то непонятным. Я ведром замахнулась, пригрозила милицией. А один басит: “Топай, бабка, отсюда, пока цела”. Я быстрее домой, стала звонить в милицию. Там сказали, чтобы я как-то задержала их, тогда, мол, приедут. Да куда там! Выглянула я через пять минут, а их след простыл. Может, в другой подьезд ушли.
Рассказала вечером об этом случае домашним. Зять еще посмеялся надо мной: “Нашла кого вызывать. Что милиция сделает? Их, наркоманов, много развелось”. А куда обращаться – я не знаю. Гляну на своего внука-несмышленыша, и сердце кровью обливается. Вдруг и с ним такое станут вытворять, заставят нюхать что-нибудь или принимать наркотики.
Валентина ЕСИНА
Москва
Ситуацию комментирует врач, психиатр-нарколог Московского комплекса социальной помощи детям и подросткам, кандидат медицинских наук Александр Соловов.
Проблема детской наркомании и токсикомании действительно сегодня стоит очень остро. Если в 1991 году в столице было вновь зарегистрировано 58 детей с той или иной формой наркомании, то в 1995 году – уже 178 человек. Причем заболеваемость хроническим алкоголизмом увеличилась незначительно, а наркоманов, токсикоманов стало больше в пять раз. Очень горькое наблюдение: за последние пять лет дети стали употреблять и героин, и кокаин. Порой достаточно одной дозы, чтобы у подростка сформировалась тяга к наркотикам. Неприятной новостью для нас, специалистов, стало появление так называемых “дискотечных наркотиков”. К сожалению, химическая зависимость от того или иного препарата трудно поддается лечению. Поэтому очень важно вести предупредительную, разьяснительную работу. Здесь должны бить тревогу родители, учителя и медицинские работники. Ведь мы и так упустили время. На протяжении многих десятилетий воспитывали детей в духе “запугивания”. Мол, не бери, не трогай. Пришло время пересмотреть наш взгляд на проблему детской наркомании.
Пять лет назад наши специалисты познакомились с программой Бенджамина Спрангера “Навыки жизни”. Эта программа учит детей тому, как противостоять вредным привычкам, как вести себя в экстремальной ситуации, когда предлагают наркотики. Программа рассчитана на детей в возрасте от 8 до 13 лет. Именно в этот период школьники, оказываясь в коллективе, начинают познавать себя, интересоваться всем. Программа состоит из 30 уроков. Она уже реализуется в московских школах. Первые 20 уроков развивают у детей навыки общения. Ребята знакомятся с видами и формами общения, учатся начинать знакомство и поддерживать его. Затем они участвуют в тренингах, приобретая навыки поведения в различных ситуациях. Как оказать сопротивление давлению со стороны, как научиться говорить “нет”, как пережить потерю друга или как прервать нежелательную дружбу. Одним словом, проигрываются различные ситуации. Десять занятий направлены непосредственно на формирование противостояния химической зависимости. Темы уроков: “Употребление, злоупотребление, болезнь”, “Что такое токсические вещества, особенности поведения тех, кто употребляет наркотики” и другие. Итоговое занятие проходит в игровой форме. Оно называется “Не употреблять наркотики – хорошо”. Также проводятся викторины. На занятиях каждый ребенок имеет право высказываться откровенно. Ведут уроки опытные специалисты. Атмосфера непринужденная, что очень нравится детям.
Уверен, в школьную программу надо внедрять специально разработанные антинаркотические программы. Эта работа не терпит отлагательства. Распространением и внедрением программ должны заниматься работники социальных сфер, учителя.
В нашем комплексе опытные специалисты ведут работу как по предупреждению наркомании среди детей, так и по избавлению подростков от пагубной привычки. К нам обращаются дети и родители. Мы оказываем бесплатную помощь всем нуждающимся, даем консультации по всем проблемам, связанным с приемом детьми наркотиков.
Наш адрес: 117393, Москва, ул. Архитектора Власова, 19, телефон для справок 128-98-83.
Жилье для учителя
Вы возвратили мне надежду
“Каждый номер “Учительской газеты” раскрываю с надеждой, – пишет Александр Иванович Бычков. – Как дорого ваше желание помочь учителям, особенно сейчас, в наше время. Год назад я обратился в рубрику “Жилье для учителя”, получил много писем с предложениями, но выбрал школу, которая поближе. Прекрасный директор, хороший коллектив, но, к сожалению, не решается вопрос с квартирой. Была надежда, а теперь, увы, нет. Помогите еще раз”.
Почти каждое письмо в нашу рубрику – это рассказ о судьбе, желание поделиться наболевшим. Скупые строки обьявлений перемежаются чистосердечными признаниями: “Вы возвратили мне надежду, – восклицает Ирина Ивановна Стасюкевич. – В Россию мы переехали из Казахстана. Сейчас я без работы. Чтобы выжить, даю на дому уроки немецкого языка тем, кто собирается в Германию. Может быть, мой опыт и знания где-нибудь нужны?”
“Прибыли мы с сыном из Узбекистана в Димитровград три года назад, – сообщает Эльмира Аслановна Тимергалина. – Сын сейчас учится в десятом классе. Устали с ним скитаться по квартирам. Нет надежды на получение жилья”. Читаешь такие признания, и хочется хоть как-то помочь каждому.
Семейная пара, учителя русского языка и литературы со стажем работы более двадцати лет, переедут в любое село, если им предоставят жилье и работу. Глава семьи, заместитель директора по воспитательной работе, имеет опыт руководства школой. Адрес: 653140, Новосибирская область, Татарский район, село Успенка, Бычкову А.И.
Учительница немецкого языка, стаж работы по специальности четыре года (пять лет была учителем начальных классов), ждет приглашений от директоров школ. Закончила институт иностранных языков. В семье двое детей. Муж имеет очень нужную специальность. Он строитель широкого профиля. Адрес: 646039, Омская область, Москаленский район, село Екатериновка, Стасюкевич И.И.
Учительница физики, педстаж 20 лет (в настоящее время работает завучем), из-за отсутствия жилья вынуждена искать работу. Адрес: 433510, Ульяновская область, г. Димитровград, ул. Зои Космодемьянской, д. 32, Тимергалиной Э.А.
Учительница английского, немецкого языков высшей категории со стажем работы 17 лет ждет писем от директоров школ, находящихся в Центральной части России. Глава семьи имеет высшее педагогическое образование, последние десять лет работает руководителем студии бального танца. Семья нуждается в благоустроенном жилье. Адрес: 155460, Ивановская область, г. Пучеж, ул. Ленина, д. 14/26,кв. 3, Субботиной Н.Г.
Подготовила Надежда ТУМОВА
Рассмотрено на месте
Ни денег, ни автобуса
Село Балаганное находится далеко от Москвы, в Магаданской области. Есть в селе девятилетняя школа. А за полным образованием мальчишкам и девчонкам нужно ехать в Тауйск. Школа там новая, хорошая, со спортивным залом. Все предметы ведут специалисты. Одно плохо, от Балаганного до Тауйска – 18 километров.
В этом году девять ребят из села захотели продолжить учебу. Однако детей до школы подвозят нерегулярно. Вот и приходится ребятам идти пешком 18 километров. А зима суровая, со своим норовом. Однажды пришлось по тревоге поднимать даже солдат погранзаставы. Искали в пургу учеников, не вернувшихся вовремя из Тауйска. Куда только ни обращались за помощью родители! Побывали у сельской администрации, у районной, добрались до области. Однако все безрезультатно. Решили тогда родители написать в Москву, в “Учительскую газету”.
Редакция обратилась к администрации Ольского района с вопросом: “Как можно помочь родителям и детям?” В.Баденко, и.о. главы администрации района, сообщил в ответе, что для подвоза детей в школу выделена машина. Однако она часто выходит из строя. А на ремонт нужны деньги и время. Еще в 1994 году было перечислено 28 миллионов магаданскому предприятию “Автолюкс”, которое обещало предоставить селу Балаганное автобус. Теперь возвратом денег занимается арбитражный суд.
“Проблемы сельской школы не новы, – философски заключает В.Баденко, – в свое время в Балаганном планировалось строительство новой школы. Но времена меняются, и мечты о новой школе пришлось оставить”.
Да, со многими мечтами пришлось нам расстаться. Ясно, что жизнь в режиме суровой экономии диктует свои условия. Но будем надеяться, что все-таки отсудит администрация свои 28 миллионов и порадует мальчишек и девчонок новеньким автобусом.
Надежда СЕМЕНОВА
Кушай, доченька
Воспитательница Галина Петровна Цыбан с любовью смотрит на свою подопечную Оксану: “Отступила болезнь, отстояли девочку. Жаль расставаться”. Пятилетняя Оксана практически с грудного возраста периодически оказывается в детской больнице Анапы. Мать ребенка, выросшая в детдоме, не имеет крыши над головой, бродяжничает. Время от времени приводит она Оксану к воротам больницы и оставляет ее здесь.
Со дня открытия работает в новой детской больнице Галина Петровна. Через ее руки прошло немало вот таких брошенных юных пациентов-“бомжат”. Попадают сюда с простудой, с кишечными расстройствами. Врачи выхаживают, а потом маются, куда пристроить таких детей. Судьба Оксаны решена: из больницы она отправится в детский дом.
Марина ФРОЛЕНКОВА
Фото Марии СТАРКОВОЙ
Краснодарский край
Ваш адвокат
Рубрику ведет Адольф Сергеевич РОЗЕНОЕР
Работаю логопедом в детских дошкольных учреждениях при гороно. Имею сына 6 лет.
Бухгалтерия по месту работы отказала мне в выплате “детских” по той причине, что я получаю пособие по линии собеса как одинокая мать.
Верно ли такое решение?
И.МАРУТИНА
Сасово,
Рязанская область
Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 1994 г. N 133 было изменено место выплаты ежемесячного пособия на детей одиноких матерей и введено ежемесячное пособие на ребенка в повышенном размере. Поэтому по месту работы ежемесячное пособие вам не выплачивается.
Заявление о назначении ежемесячного пособия на детей одинокой матери подается в органы социальной защиты по месту жительства.
С 1 января 1997 г. вступил в силу Федеральный закон “О внесении изменений в ст. 17 Федерального закона “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей”. Теперь одинокая мать получает на ребенка в два раза больше, чем выплачивается на детей, имеющих обоих родителей, а именно 140% от минимального размера оплаты труда.
С 1 января 1997 г. минимальный размер оплаты труда составляет 83490 руб. Значит, ежемесячное пособие одинокой матери на одного ребенка выплачивается в сумме 116886 руб.
* * *
Обычно нам не удается полностью использовать летом отпуск в школе. Когда начинается учебный год, учителей отзывают из отпуска на работу с перерасчетом отпускных. Это означает, что неиспользованные дни отпуска нам остаются в накоплении, а часть отпускных – за те дни, которые остались неиспользованными, мы должны возвратить.
Но нам кажется, что в этом случае подоходный налог берут дважды: и с отпускных, и с зарплаты, когда мы выходим на работу.
Как должен взиматься налог? Неужели возможно двойное обложение?
В.КРАВЕЦ
с.Кулу,
Магаданская область
Нет, двойного обложения не должно быть.
Согласно п.29 инструкции Государственной налоговой службы РФ N 35 от 29 июня 1995 г. при уходе в отпуск исчисление подоходного налога производится с дохода, начисленного работнику с начала календарного года (с учетом начисленных отпускных сумм, приходящихся на налогооблагаемый период).
В случае, когда работник досрочно возвращается из отпуска на работу, исчисление налога производится из начисленного с начала года дохода с учетом полученных отпускных сумм, а также заработков, полученных после выхода из отпуска, с зачетом всей ранее удержанной суммы налога за весь налогооблагаемый период.
* * *
Моя семья с 1979 г. проживает в квартире колхоза “Путь к коммунизму” (ныне АОЗТ “Прикубанское”), которая была предоставлена в связи с назначением меня учителем в школу на территории этого колхоза.
АОЗТ отказывает мне в приватизации квартиры, ссылаясь на решение собрания акционеров. Можно ли приватизировать квартиру без согласия собрания акционеров?
А.КИСЕЛЕВ
Сербино,
Краснодарский край
В соответствии с постановлением пленума Верховного суда РФ N 8 от 24 августа 1993 г. собственник общественного жилищного фонда или уполномоченный им орган может самостоятельно принять решение о бесплатной передаче гражданам занимаемых ими жилых помещений. При возникновении судебного спора он разрешается исходя из установленных собственником условий и порядка передачи жилья в собственность проживающих в нем граждан.
Комментарии