search
main
0

Проблема «Город солнца» на таежной реке

За последнее десятилетие в России появились и расширили свое влияние новые религиозные движения. В отечественной литературе они получили название – секты. Они возникают в результате отделения от церкви части верующих. Характерными чертами секты являются: сравнительно небольшое количество последователей, добровольное, постоянно контролируемое членство, стремление отгородиться от других религиозных объединений и изолировать от мирской жизни, претензия на исключительность установок и ценностей, убеждение в «избранничестве Богом», проявление оппозиционности и непримиримости к инакомыслящим.

Чем секты привлекают молодежь?

Ответ на этот вопрос я вижу в общем состоянии духовной культуры нашего современного общества, снижении уровня нравственности населения, пропаганде алкоголя, наркотиков, сексуальной распущенности. Еще одна причина – сам человек. Познание мира бесконечно, поэтому всегда было и остается что-то непознанное. Людей всегда тянуло к тайному и загадочному. Все эти общественные проблемы – духовную жажду, психологическое состояние, доверчивость и тягу к чуду – активно используют в своих корыстных целях организаторы сект.

Секта ВИССАРИОНА

Подробнее мне хотелось рассказать о секте Виссариона. Этим летом я побывала в ней. От города Абакана до таежной деревеньки Тюхтята примерно километров сто пятьдесят. Это первое из многочисленных сел Курагинского района Красноярского края, где за последние семь лет обосновалось более ста переселенцев из разных городов и губерний России, да и из многих стран мира, под крышей Церкви Последнего завета. Об этой общине я слышала давно. Хотелось своими глазами посмотреть на людей, которые оставляют шумный, тревожный мир цивилизации, бросают свои дома и квартиры в Москве, Киеве, Санкт-Петербурге, Риге, Лос-Анджелесе и Софии, без сожаления расстаются с работой, высокой заработной платой и положением в обществе. Оставляют родных, друзей и знакомых и совершенно добровольно, по зову души и сердца, едут в Сибирь. В дремучую тайгу, чтобы быть рядом с единоверцами, а главное – с Учителем, как Виссариона именуют в общине.

И вот мы наконец доехали до деревни Тюхтята. Ничего особенного при встрече с жителями деревеньки Тюхтяты, где большинство людей приезжие и верующие, я не обнаружила. Обыкновенные мужчины и женщины, веселые и шаловливые детишки. Одежда у женщин не такая, как в городе. Они носят прямые длинные юбки и в основном вязаные кофты. Почти не употребляют парфюмерию. Все мужчины носят длинные хитоны. С позиции веры это объясняется тем, что такие одеяния вбирают энергию земли и способствуют оздоровлению. Наряды украшаются вышивкой, плетением, кружевом. Все мужчины носят бороду. Люди приветливые. При встрече всегда здороваются и улыбаются. Переночевав, мы с рассветом отправились в главный опорный пункт общины Виссариона, большое село Петропавловка, растянувшееся в одну широкую улицу по берегу таежной речки. Село поражает своей красотой. Это и пейзажи, и архитектура села, особенно храм, и гостиный двор, перевезенный и заново построенный из Малой Минусы. Здесь мы многое узнали об истории, о символах, обрядах и заповедях секты.

Основатель движения – Тороп Сергей Анатольевич, 1961 года рождения, уроженец Краснодара, с 1967 года проживал в городе Минусинске. Образование среднее, последнее место работы – участковый инспектор милиции. Женат, имеет троих детей. В 1991 году провозгласил себя Иисусом Христом во втором пришествии. Проделал турне по 40 городам России, вещал о близком конце света, критиковал существующее положение вещей, призывал к спасению от общемирового катаклизма в «земле обетованной» – на юге Красноярского края. Он предложил построить в тайге «Новый Иерусалим» – «Город солнца».

Повсюду в деревне можно встретить символ движения, он и на шее в виде медальона у сектантов, и на домах, и, естественно, на вершине храма и внутри. А символом движения стал крест в круге, что означает единство четырех религий, признанных Виссарионом главными: даосизма, буддизма, христианства и ислама. Им же посвящены четыре годовых поста. Цветные фотографии Торопа, собранные в своеобразные иконостасы, в домах его последователей являются объектом религиозного поклонения.

Также мне удалось ознакомиться с заповедями Виссариона, которых насчитывается 61. Так, например, прелюбодеяние всячески осуждается, однако поясняется, что это касается только людей, состоящих в браке. Убийства быть не должно, но если речь идет об убийстве животного, то оно позволительно в случае необходимости. Лгать нельзя, но, когда ложь может принести больше добра, чем зла, она допускается, и так далее.

Незаметно пролетел день в Петропавловке. Дело шло к вечеру. Сектанты стали собираться на одной из полян деревни. Как позже оказалось, они собрались для совершения обряда Священного круга. Верующие, взявшись за руки, встали в круг, в центр которого поместили зажженную свечу. Затем произнесли молитвы, спели песни, например: «…люди дайте руки друг другу, а Богу ваши сердца!» Вообще верующие считают, что свеча «очищает пространство от темных энергий». Поэтому ставят ее на стол перед едой.

Школа для детей общины находится в деревне Черемшанка. В ней обучаются 80 человек. Мне выпала уникальная возможность поговорить с директором этого учебного заведения Николаем Яковлевичем. «Мы работаем по государственной программе, – говорит он. – Классы у нас небольшие. Зато учителям есть возможность детально работать с каждым учеником».

Из беседы с доктором я узнала, что верующие уделяют большое внимание здоровью, в основном за счет образа жизни. По его словам, в общине Виссариона люди в 6-7 раз меньше болеют, чем в тех же Курагинском, Каратузском, Минусинском районах. Прирост населения за счет рождаемости у нас почти в 10 раз выше, детская смертность зарегистрирована у нас в прошлом году в трех случаях. Доктор считает, что лучшее лекарство – это улыбка на лице.

За время моего пребывания в Тюхтятах у меня появилось много друзей, в том числе и дети верующих. По их словам, каждый подросток в общине должен определить для себя тему занятий, т.е. к какому ремеслу у него есть склонность. Мальчики должны уметь либо ковать железо, строить дома, либо работать на гончарном круге, заниматься резьбой по дереву, плести из лозы мебель, корзины. Девочки – вязать, ткать, вышивать, вкусно готовить, заниматься музыкой.

Недавно в общине провели социологическое исследование. Среди опрошенных мужчины составили 58,7%, женщины – 41,3%. Средний возраст первых – 37 лет, вторых – 36 лет. Образовательный ценз: лица с высшим образованием, в том числе имеющие ученую степень, составили 65,22% опрошенных, 20,65% имели среднее специальное образование и лишь 14,13% – среднее. Семейное положение: 68,09% состоят в браке. Таким образом, платформу движения составили семьи интеллигентов. Среди приезжих оказалось много людей творческих профессий – художников, музыкантов, модельеров. Много иностранных граждан из Германии, Латвии, Литвы, Эстонии, Америки, Украины. Что же заставило этих людей кардинально поменять прежний образ жизни, порвав с привычным миром, и уехать в сибирскую тайгу на встречу неизбежности? Среди типичных причин можно назвать: потерю смысла жизни, значимых ориентиров, бездуховность, растущую разобщенность и индивидуализм современного общества, рост преступности в городах, социальную незащищенность.

После того как я ознакомилась с другими сектами мира и России, я пришла к такому выводу, что в общине отсутствует характерный для так называемых тоталитарных сект жестокий общеобязательный режим жизни. Здесь наблюдается скорее обратное – бесконтрольность. В большинстве своем люди живут семьями в собственных домах. Нет ограничения сна, отдыха, общения.

И все-таки у меня оставалось чувство неудовлетворенности. Много встречала интересных людей, многое посмотрела и разобралась вроде бы в образе жизни верующих общины. Однако сам Виссарион остался загадкой. Хотелось понять, что это за человек, чем обладает, чем увлек за собой такую массу народа? Первое впечатление? Человек талантливый, развитой. Умеющий владеть аудиторией, глубоко знающий человеческую психологию и грамотно этим пользующийся. Он так самоуверен в своем амплуа, что ни у кого не вызывает сомнения в том, что говорит людям, причем говорит не свысока, не унижая собеседника, а спокойно, доброжелательно.

Какой же вывод можно сделать из всего сказанного? Считаю, что масса рядовых верующих стала жертвой не столько Виссариона, Мунна и других, сколько всей драматической переломной ситуации в стране. Не захотев тихо вымирать поодиночке, люди бросили вызов обществу.

Александра ЕРМОЛОВА, ученица 11-го класса, Усть-Абакан

Что думает молодежь о сектах?

Мною было опрошено 114 человек. Это ребята с 11 до 17 лет. Вот несколько мнений:

В секте собирают людей и разговаривают с ними, это действует на них как гипноз. Мое отношение к секте отрицательное.

Денис Кремпа, 13 лет

Секта – это общество, которое противоречит общепринятой вере, там колются, курят, создают свои законы. Я плохо отношусь к секте, потому что они грабят, убивают, подчиняются властителю секты.

Алина Кузнецова, 13 лет

Секта – сбор преступников. Отношение – ужасное.

Артем Шепелев, 13 лет

Отношение плохое, потому что эти люди против Бога.

Саша Семенихин, 14 лет

Секта – это группа людей, которые исповедуют другую веру. Они могут убить себя и кого-нибудь еще. Отрицательно отношусь.

Алена Глянцева, 14 лет

Секта – это люди, которые вымогают деньги, а другие им верят. Мое отношение плохое. Они губят людей морально, психически и финансово.

Рома Головкин, 15 лет

Не люблю, когда большое количество людей поклоняются ненужным принципам. Это мое отношение к религиозным сектам. Я думаю, Бог – внутри нас, и ему не надо посланников в виде лидеров сект.

Александра Смертина, 16 лет

Секта – это группа людей, у которых свои правила и порядки. Мне не нравятся секты, так как члены их навязывают свое мнение другим.

Федор Швецов, 15 лет

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте