Константин ЧУРКИН, ректор Омского государственного педагогического университета:
– Научный потенциал страны сосредоточен преимущественно в вузах – во всяком случае, по некоторым данным, именно так обстоят дела в 251 городе России. Есть действительно ведущие вузы, признанные всей страной. Понятно, что и относиться к ним нужно соответственно. Если говорить о классических университетах, то это, на мой взгляд, безусловно, – МГУ, Томский, Уральский, Бауманка. Среди специализированных, педагогических, – Российский педуниверситет имени Герцена в Санкт-Петербурге, МПГУ. Конкурировать с ними мы, конечно, не можем. В то же время нас связывают с этими вузами дружеские отношения, участие во многих общих программах. Например, в разработке многоуровневой системы образования, повышении квалификации педагогов. Среди остальных педагогических вузов трудно выделить по-настоящему лучший, на порядок выше других. Хотя бы потому, что они всегда финансировались по остаточному принципу. Правда, сейчас финансирование потихоньку возрастает. В прошлом году нам выделили 100 миллионов рублей, нынче – 134. Но этого не хватает – и не только на приобретение мелкого оборудования, но даже на стипендию студентам.
В нашем университете четыре докторских совета и два кандидатских. Редко найдешь столь «богатый» педвуз. Но для крупных российских университетов, где их 20-30, это, конечно, не цифра. Откуда у нас взяться серьезным научным школам? Нагрузка преподавателей в два-три раза больше средней. Иначе и не прожить на зарплату, которая не дотягивает до сотни долларов в месяц. При таких нагрузках большинство российских преподавателей из-за постоянного переутомления не имеют даже возможности качественно обновлять преподаваемые дисциплины, не говоря уже о полноценной научной работе. ОГПУ трудно тягаться с Омским государственным классическим университетом, не то что с Московским. Хотя есть вещи, которые у нас не хуже. Мы, например, начали заниматься информатизацией образования еще в начале 80-х, одними из первых в стране.
Но я даже не надеюсь, что ОГПУ получит столь лестный титул. Это значит, что особой заботы, которая в принципе нужна сейчас каждому вузу, нам не дождаться. Не будет целевой поддержки научно-педагогических школ, увеличения фонда заработной платы преподавателей, предоставления права на разработку образовательных стандартов и основных образовательных программ, на проведение дополнительных испытаний, приоритетного выделения средств на приобретение оборудования и многого другого, включая увеличение стипендий студентам.
Пока предполагаемые критерии отбора претендентов на категорию «ведущий вуз РФ» почти полностью совпадают с теми, что сегодня используются для рейтинга вузов, составляемого ежегодно Минобразованием РФ. Его особенность в том, что победителей и побежденных отличает шаг в какие-то сотые балла. Практически одновременно несколько вузов могут претендовать на первые места в таблице. С большим отрывом победят только центральные. Предполагаю, насколько будет важным мнение каждого члена экспертного совета. Как можно избежать субъективности?
Думаю, что на большинстве вузов страны деление на ведомых и ведущих скажется отрицательно. Одни официально станут главными, другие – второстепенными. Тем более это плохо для развития регионального образования. Провинциальные вузы принципиально отличаются от центральных по целям и задачам образования. Ведь у нас доступность получения знаний низкая – из-за огромных пространств, из-за отсутствия связи, из-за плохих дорог и неисправного транспорта. Мы готовим особенных учителей – владеющих несколькими специальностями. Понятно, что для них больше важны практические знания, а не научно-теоретические.
На мой взгляд, есть два варианта решения проблемы. Один из них – ведущих вузов должно быть очень мало – как раз те, которые выбраны жизнью. Грех, например, не поднять МГУ – это лучшее, что есть в России. Если ведущих будет много, то деньги растекутся, и результата не получится. Наверняка выпускникам лучших учебных заведений России жить будет значительно легче. Возможно, это приостановит поток «липовых» дипломов. На деле – вуз вузу рознь, а на практике – дипломы равноценны. Но лучший вариант, на мой взгляд, – ведущие вузы должны быть в каждом регионе. Вот тогда можно говорить о развитии образования и науки во всей России, а не только в ее центре.
Комментарии