29 июля состоялось Всероссийское селекторное совещание, перед участниками которого выступил первый заместитель министра образования и науки Андрей Свинаренко. На совещании ставились проблемы, которые на первый взгляд кажутся неразрешимыми, и предлагались решения, которые необходимо воплощать в жизнь уже сегодня.
Без тепла, без туалета, без отдыха
Сухие цифры и факты говорят о том, что дела обстоят не лучшим образом:
• По итогам проверки 65 тысяч образовательных учреждений по состоянию на 1 июня Роспожнадзором выдано более 50 тысяч предписаний, к ответственности привлечены более 14 тысяч должностных лиц, 600 юридических лиц, приостановлена деятельность более тысячи образовательных учреждений, четырех тысяч помещений в этих учреждениях.
• В каждом шестом образовательном учреждении России нет канализации, в каждом пятом – центрального отопления; в 7% образовательных учреждений требуется капитальный ремонт.
• Горячим питанием обеспечено около 80% учащихся начальных классов (в основном завтраками) и 52% учащихся 5-11-х классов. При этом имеются серьезные нарушения рациона питания. Зафиксированы крайне низкие дотации из бюджетов на одного ребенка (полтора рубля).
• Большое количество российских школ работает в 2-3 смены.
• Нарушение требований санитарных норм в части завышенной учебной нагрузки учащихся начальных классов (6-7 уроков), учащихся основной и средней школ (8-10 уроков) приводит к тому, что рабочий день ребенка равен 14-16 часам.
Самой сложной проблемой остается дефицит педагогических кадров. На сегодня в общеобразовательных школах России не хватает 45-50 тысяч учителей. Наблюдается устойчивая тенденция старения кадров. Каждый седьмой учитель – пенсионного возраста. Это неудивительно, потому что материальное положение педагогов по-прежнему нищенское. С 1 января 2005 года при общем повышении ставок и окладов на 20% реальное повышение зарплаты за 5 месяцев 2005 года, по данным Росстата, составило лишь 7,4% из-за снижения учебной нагрузки, уровня доплат и надбавок. Средняя зарплата в образовании на май 2005 года – 5504,4 рубля, или 68% средней зарплаты по отраслям экономики.
Пустая корзинка
Проблема выживания – не специфическая, характерная только для сферы образования. Но российских учителей она затрагивает, наверное, в первую очередь.
Чиновники постоянно ведут разговоры об увеличении стоимости так называемой потребительской корзины. В 2005 году Минздравсоцразвития России даже подготовило и согласовало с Минфином и Минэкономразвития России новый вариант проекта Федерального закона «О потребительской корзине». Но чем оборачивается на деле «забота о человеке»! Согласно предложенной методике предусматривается рост цен только на продовольственные товары
(6,2 %), а цены и тарифы на услуги и непродовольственные товары оставлены на уровне 1999 года. Хотя всем известно, что последние растут не только каждый год, а порой каждое полугодие. Так, за первые шесть месяцев 2005 года цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги выросли на 29,1%, медицинские услуги – на 10,7%, услуги пассажирского транспорта – на 10,4%. По данным Центра стратегических разработок, осенью ожидается новый взлет цен на нефтепродукты, по прогнозным оценкам Минэкономразвития РФ, рост тарифов ЖКХ в 2006 году составит также не менее 30%, а до 2010 года предполагается их рост не менее чем на 85%. В результате рост стоимости потребительской корзины для трудоспособного населения предусмотрен лишь на
2,7 % при значительно превышающем его росте инфляции (в 2005 году инфляция составит 11 %, а по некоторым оценкам – и до 13%). Используя эту замечательную методику, Правительство РФ прогнозирует уровень прожиточного минимума в 2005 году в среднем на душу населения в размере 2653 рубля, на 2006 год – 2783 рубля.
Вместе: «за» льготы, «против» травматизма
Забуксовало социальное партнерство. Бюджетная сфера в волнении: как проводить коллективные переговоры и заключать соглашения на федеральном (отраслевом), региональном и территориальном уровнях? Правовые трудности создают… реформы – федеральных органов исполнительной власти, а также федеративных отношений и местного самоуправления. Препятствие заключается в том, что юридически отсутствует полномочная сторона работодателя в лице его представителя, способная ответственно принимать на себя обязательства в сфере социального партнерства.
Учитывая сложившуюся ситуацию, ЦК профсоюза в октябре 2004 года подготовил и внес через ФНПР в Государственную Думу поправки к Трудовому кодексу РФ по уточнению и законодательному закреплению правового положения государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления как работодателей в бюджетной сфере. Сейчас проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс РФ» находится в стадии подготовки ко второму чтению в Государственной Думе РФ.
В этих условиях Министерство образования и науки РФ в первую очередь заботится о реализации Отраслевого соглашения – это гарантия стабильности социального диалога. В июне состоялось первое заседание Отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. На заседании был одобрен в целом проект плана мероприятий на 2005 год по выполнению Отраслевого соглашения, принято решение об организации работы по подготовке проекта нового отраслевого соглашения на 2006-2008 годы.
План мероприятий таков:
• продолжение совместной регистрации и анализа региональных соглашений и коллективных договоров вузов;
• подготовка рекомендаций субъектам РФ и муниципальным образованиям по уточнению методики формирования субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации на финансирование расходов для реализации основных общеобразовательных программ, в том числе дополнительного образования, в части расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения и др;
• разработка рекомендаций субъектам РФ и муниципальным образованиям по модели расчета нормативов бюджетного финансирования реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей;
• создание совместных рабочих групп по вопросам формирования системы социальных норм и нормативов (стандартов) в сфере образования; совершенствования оплаты труда работников образования и сферы молодежной политики; разработки проекта положения о порядке аттестации руководящих и педагогических работников образовательных учреждений;
• подготовка и согласование проекта ведомственного нормативного правового акта об утверждении перечня минимума необходимых работ (услуг) при проведении забастовки в учреждениях (организациях) системы образования;
• совместная разработка и утверждение положения об особенностях режима рабочего времени работников образования;
• разработка совместных предложений о порядке и условиях назначения досрочно трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью; о едином порядке установления и предоставления действующих по состоянию на 31 декабря 2004 г. льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям специалистов, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа); о создании отраслевой профессиональной пенсионной системы с обязательным участием средств бюджетов всех уровней и иных источников;
• обобщение отчетных материалов с анализом причин производственного травматизма за 2004 год и завершение подготовки правил по охране труда для кабинетов повышенной опасности общеобразовательных учреждений;
• реализация Соглашения о взаимодействии Студенческого координационного совета профсоюза с Рособразованием на 2005-2007 годы; проведение совместного совещания Рособразования и президиума ЦК профсоюза с участием президиума СКС по итогам оздоровительной, культурно-массовой, физкультурной работы со студентами в 2005 году.
Налоги – в долгий ящик
Один из болезненных вопросов для профессионального образования – введение налогов на имущество и на землю, которые, как предполагается, уже с 1 января 2006 года будут вынуждены платить все вузы, другие учреждения профессионального образования.
Суммы выплат будут очень велики, кое-где равные финансированию вуза из федерального бюджета (и даже превышающие эту сумму). Если государство не сдержит свои обещания компенсировать эти налоги, то многие вузы будут вынуждены отказаться от баз отдыха, баз практики для таких специальностей, как геолог, географ, биолог и т.д. Все это, в свою очередь, негативно скажется на качестве фундаментального образования.
По информации руководителя Рособразования Григория Балыхина, Правительство РФ намерено заложить в бюджет 2006 года компенсацию за уплату этих налогов вузами. Компенсация в связи с уплатой налога на имущество уже просчитана на основании данных, полученных от ректоров вузов. Это 7 млрд. рублей. По земельному налогу ясности гораздо меньше, поскольку его величину определяют субъекты РФ и муниципалитеты. На сегодняшний день Рособразования остановилось на цифре 10 млрд. руб., исходя из средней стоимости одного квадратного метра земли в России примерно 2 тыс. руб. (стоимость одного квадратного метра колеблется от 300 до 4-5 тысяч рублей).
По мнению Григория Балыхина, эффективным решением этого вопроса может стать принятие региональных законов о преференциях для вузов по уплате земельного налога. В Москве подобный документ уже принят – для всех учреждений образования, науки, культуры, здравоохранения введена бессрочная льгота, в соответствии с которой они освобождаются от земельного налога.
Нас ждут великие дела
Вышеперечисленные трудности бюджетной сферы, системы образования не терпят проволочек. Их нужно преодолевать сегодня, немедленно. Однако есть и другие насущные вопросы, которые, по мнению Министерства образования и науки РФ, нужно решить в новом учебном году. Список дел емкий и очень непростой для выполнения:
• обеспечение безопасности, в том числе противопожарной, образовательных учреждений;
• проведение текущего и капитального ремонта образовательных учреждений;
• укрепление материально-технической базы учреждений, приобретение оборудования;
• привлечение квалифицированных педагогических кадров, в первую очередь в учреждения для детей-сирот и детей с ограниченными возможностями;
• введение подушевого финансирования образовательных учреждений и привлечение внебюджетных средств в сферу образования;
• поэтапная реформа оплаты труда работников образования;
• увеличение охвата детей дошкольным воспитанием в детских дошкольных учреждениях;
• отработка модели профильного образования;
• реструктуризация сети образовательных учреждений с учетом позитивного и негативного опыта (было подчеркнуто, что необходимо руководствоваться не только соображениями экономической целесообразности, но и задачей обеспечения качества образования);
• развитие дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях;
• сохранение сети учреждений дополнительного образования;
• реформирование системы образования детей с ограниченными возможностями;
• разработка второго поколения государственных стандартов образования;
• поиск механизмов участия работодателей в совершенствовании подготовки кадров учреждениями профессионального образования, в государственном прогнозировании рынка труда, в контроле качества образования, в попечительских советах образовательных учреждений.
Комментарии