Наше общество нуждается в здоровом гражданине, занимающем активную жизненную позицию, имеющем четкую и целостную систему нравственных ориентиров и приоритетов, которая мотивирует его на здоровьесозидающий образ жизни. Вместе с тем непростая история развития нашего государства (особенно в постсоветскую эпоху), глобальный экономический кризис, несовершенная система здравоохранения, ускорение темпов жизни и увеличение информационных потоков не могут не сказаться на здоровье нации. Поэтому необходимо искать пути сохранения и развития человеческого потенциала на основе системы традиционных для России гуманистических ценностей в ракурсе междисциплинарного подхода к проблеме здоровья и межведомственного взаимодействия.
Этим проблемам и была посвящена Всероссийская молодежная конференция с элементами научной школы «Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения», которая проходила в МГПИ по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.В работе конференции приняли участие молодые ученые из 18 регионов Российской Федерации (Астраханской, Владимирской, Ивановской, Курской, Московской, Ленинградской, Нижегородской, Саратовской, Самарской, Свердловской, Смоленской, Тамбовской, Тюменской областей, Ставропольского края, республик Кабардино-Балкария, Карелия, Тыва), специалисты из Латвии, Китая, Австралии, Греции, Украины. Работа конференции транслировалась в сети «Интернет», в том числе в Twitter.Молодых ученых приветствовали первый вице-президент Паралимпийского комитета РФ, председатель Общероссийского движения «Образование – для всех», член-корреспондент РАО Олег Смолин и первый заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Вениамин Каганов.Перед участниками конференции выступили главный специалист по гигиене детей и подростков Минздравсоцразвития РФ, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН В.Кучма, директор Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования Т.Волосовец, вице-президент Синьдзяньской ассоциации по науке и технологии, член комитета Китайской ассоциации по науке и технологиям, член китайской фармацевтической комиссии, академик Международной академии интегративной антропологии Халмурат Упур, главный научный сотрудник Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения Е.Скворцова и другие ведущие специалисты.В.Кучма отметил, что модернизация системы медицинского обеспечения в образовательных учреждениях нуждается в скорейшем изменении нормативной базы. Для этого был разработан и передан в Министерство образования и социального развития РФ «Порядок и стандарт оказания медицинской помощи детям в общеобразовательных учреждениях», определяющий организационные, диагностические, лечебно-оздоровительные и профилактические мероприятия, входящие в обязанности работников школьной медицинской службы. Т.Волосовец посвятила свое выступление влиянию информационных технологий (Интернета, компьютерных игр, мобильных телефонов) на психическое, физическое и нравственное здоровье детей, сделав вывод о том, что в ближайшее время необходимо провести масштабные исследования по выявлению детей группы риска и детей, которые уже имеют зависимость от компьютерных игр, Интернета и телефона и нуждаются в помощи психологической службы в образовательном учреждении. Е.Скворцова привела данные анализа современной ситуации с потреблением алкогольных напитков среди школьников Российской Федерации, представила результаты исследований, проведенных Центром мониторинга вредных привычек среди детей и подростков Минздравсоцразвития России в период с 1999 по 2011 год. Директор Научно-исследовательского центра развития ребенка и здоровьесберегающей деятельности в образовании МГПИ, заведующий лабораторией новых технологий НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН П.Храмцов и ведущий научный сотрудник лаборатории Научно-исследовательского центра развития ребенка и здоровьесберегающей деятельности в образовании МГПИ, профессор кафедры физической культуры, ЛФК и врачебного контроля Ивановской государственной медицинской академии Росздрава Н.Нежкина уделили особое внимание необходимости обновления нормативов оценки физической подготовленности детей различного возраста с учетом гендерного подхода и уровня здоровья обучающихся и воспитанников, новым подходам к мониторингу здоровья в образовательных учреждениях.На пленарных заседаниях, секциях и «круглом столе» участники форума обсуждали механизмы реализации государственной политики в области сохранения и укрепления здоровья детей, подростков и молодежи, проблемы и перспективы развития потенциала института образования в развитии ресурсов здоровья подрастающего поколения и формирования здорового образа жизни человека, методологию здоровьесберегающей деятельности в образовании, подходы к созданию здоровьесберегающей среды как условия сохранения здоровья детей и молодежи в условиях непрерывного образования в системе «детский сад – школа – вуз», актуальные вопросы здоровьесберегающего образования и феноменологии здоровья.В рамках конференции состоялись три обучающих семинара с элементами мастер-классов, где были наглядно продемонстрированы формы организации образовательного процесса с учетом приоритета формирования у обучающихся и воспитанников культуры здорового и безопасного образа жизни. В ходе конференции были выработаны предложения Министерству образования и науки РФ, Министерству здравоохранения и социального развития РФ, Департаменту образования, вузам, ведущим подготовку по педагогическим, психолого-педагогическим и медицинским специальностям, и конкретно МГПИ, а также учреждениям дополнительного профессионального образования.С резолюцией конференции и ее материалами можно ознакомиться на сайте www.mhpi.ru/conf-zdr.
Комментарии