Обычно о школьных учителях говорят педагоги, а о педагогах высшей – преподаватели. При этом вроде бы разделяются все педагоги на две разные группы, но на самом деле они входят в одно педагогическое сообщество, у которого и задачи одни и те же, и проблемы, и даже формы и методы работы. Это особенно четко проявилось на II съезде Всероссийского педагогического собрания, прошедшем в Санкт-Петербурге. На этом форуме, где преобладали школьные учителя, громче всего звучали голоса ректорского корпуса.
ЕГЭ – для каждого
Михаил ФЕДОРОВ, ректор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета:
– В последние годы существенно укрепились связи между средним и высшим образованием. Не секрет, что большую роль в этом сыграло введение единого государственного экзамена, который пока проходит в режиме эксперимента, но, как известно, с 2009 года станет обязательным и всеобщим. Много проводится дискуссий вокруг ЕГЭ, правильно говорят коллеги, что он не должен быть единственным. Что должны быть еще разные формы проведения школьных выпускных и вузовских вступительных экзаменов, но, однако, последний год показал и доказал жизнеспособность этого нововведения.
Для высших учебных заведений России, Санкт Петербурга в том числе, было очень важно, что часть нагрузки по приему студентов на первый курс легла на регионы, где принимали единый государственный экзамен. Анализируя результаты сдачи ЕГЭ в этом году, мы видим, что высшие учебные заведения получили много хороших выпускников средних школ, у которых была достаточно высокая оценка по этому экзамену. Знаю, что все же есть какие-то организационные недоработки, проблемы для высших школ Москвы и Санкт-Петербурга. В первую очередь это связано с тем, что демографическая ситуация осложняется, мы теряем каждый год примерно пять процентов выпускников средней школы, но за счет этого единого государственного экзамена для многих ребят на периферии увеличилась возможность поступить в ведущие вузы страны. По нашему вузу видно, что мы получили больше выпускников с периферии, примерно на те же пять процентов, которые мы потеряли в Санкт-Петербургском регионе. Думаю, необходимо провести мониторинг системы проведения и результатов ЕГЭ.
Конечно, первая экзаменационная сессия в декабре 2007 года покажет уровень соответствия оценок, которые школьники получили по единому экзамену, тем требованиям, которые предъявляются высшими учебными заведениями. Именно поэтому мониторинг тут очень важен, ведь нужен анализ для того, чтобы как-то подкорректировать и усовершенствовать эту систему сдачи ЕГЭ.
Мнение о качестве образования интересует всех
Вот уже несколько лет в Москве проводится масштабное анкетирование руководителей образовательных учреждений, педагогов, родителей и учеников, позволяющее выявить те существенные проблемы образования, которые мешают его инновационному развитию и кардинальной модернизации. Московский городской педагогический университет разработал пакет анкет, которыми можно, как выяснилось, пользоваться любому региону. Но первым в масштабе России воспользоваться ими решило Всероссийское педагогическое собрание. Все региональные отделения потрудились хорошо, поэтому стало возможным масштабное анкетирование «Мониторинг мнений педагогической и родительской общественности по вопросам развития образования в регионах России» и получение 70 тысяч анкет. На II съезде ВПС были представлены результаты работы.
Сергей АТАНАСЯН, проректор Московского городского педагогического университета, руководитель Московского регионального отделения ВПС:
– Мы получили 70 тысяч анкет из многих регионов страны и можем теперь утверждать, что:
наибольшее число родителей, полностью удовлетворенных работой школы, выявлено в Калуге (72%), Новосибирске (63%), Санкт-Петербурге (57%), Иванове (55%), Москве (53%) против средней оценки 46%. Респонденты данной категории регионов Хабаровского края (28%), Омска и Калининграда (по 26%), Тюмени (21%) чаще, чем респонденты других регионов, оценивают удовлетворенность работой школы как «больше нет, чем да» и «нет» при средней 13%;
наибольшее число родителей учащихся, высоко оценивших профессионализм учительского состава, выявлено в школах Удмуртии (89%), Калуги (70%), Новосибирска и Санкт-Петербурга (по 63%) и Москвы (60%) при среднем 46%. Наименьшее количество таких оценок дают родители учащихся школ Хабаровского края (22%) и Татарстана (20%);
выявление и развитие интересов и способностей ребенка, по отзывам родителей, принявших участие в опросе, в наибольшей степени осуществляется в школах Калуги (56%), Новосибирска (47%), Санкт-Петербурга (45%), Москвы (42%), Красноярска (39%) против среднего значения 30%. Особенно часто отрицают такую работу родители учащихся школ Хабаровского края (22%), Калининграда (21%), Татарстана (20%) и Ярославля (19%), то есть практически каждый пятый респондент (при среднем значении 13%);
в профилактике подростковой преступности наибольшее количество родителей, отметивших положительный результат, выявлено среди респондентов Санкт-Петербурга (55%), Калуги (54%), Москвы (49%) и Новосибирска (45%), а низкой эффективность по данному показателю считают родители учащихся школ Калининграда (28%), Хабаровского края (22%), Татарстана (20%) и Ярославля (17%). Обращает на себя внимание, что 11% опрошенных родителей учащихся школ Калининграда заявляют, что такая работа не проводится вовсе.
Воспитание – задача государственная
Валерий СОЛОВЬЕВ, ректор Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики:
– Наши коллеги из Московского городского педагогического университета, которые провели такой тщательный анализ анкет, убедились, что 60 процентов родителей и примерно 60 процентов учителей не удовлетворены эффективностью воспитательной работы в школах. Но спрашивается: «Проблема ли это школ? Проблема ли это вуза, техникума или училища?» Нет, проблема воспитания – проблема государственная. Поэтому если мы ее не поставим в общегосударственном масштабе, то отдельно, в каждом локальном учебном заведении, никогда ее не решим. Проблема воспитания подрастающего поколения стала одной из самых важных в жизни общества, ведь во многом от этого будет зависеть, пойдет ли дальше общество по пути социальных преобразований или останется в состоянии дикого капитализма. Кому как не нам, преподавателям школ и вузов, эта проблема наиболее близка? Мы особенно остро ощущаем свою ответственность за ее решение перед молодежью и государством.
К сожалению, в работе с молодежью, в воспитательной работе сегодня у нас больше проблем, чем достижений. У современного российского государства пока нет достаточно продуманной и единой концепции в воспитании молодежи. Об этом говорит и опасный разнобой в учебной литературе по общественным дисциплинам на всех ступенях народного образования, и в идейно-теоретических позициях, обозначенных в крупных законодательных и нормативных государственных актах по образованию, выпущенных за последние десять лет. То нам указывали извести в вузах воспитательную работу полностью, то теперь уже организованы подразделения в агентствах, в министерствах, отвечающие за воспитательную работу. Мы, конечно, эту работу развернули, но тут идет чехарда. Дело в том, что после роспуска комсомола и пионерии, перепрофилизации многих домов пионеров, спортивных школ государство мало что сделало для создания каких-либо коллективных молодежных организаций, досуговых учреждений, а также для развития технического творчества и молодежного спорта. Политические партии также вряд ли могут похвастаться своими успехами в работе с молодым поколением в стране. Поэтому значительная часть молодежи дезориентирована, инертна, социально пассивна и совершенно неорганизованна. Этим пользуются различные радикальные организации и экстремистские движения, которые по-своему и доступно объясняют молодым людям, почему им трудно найти работу, в то время как в стране тысячи иностранных рабочих, почему в государстве социальном, живущем по Конституции, одинаковыми темпами растет количество миллионеров и абсолютно нищих и обездоленных людей. Значительный вклад в развращение и оболванивание молодежи вносят СМИ, особенно телевидение. Эта тема не нова и поднимается не впервые. Но сколько общественность ни кричит, воз и ныне там. Ни в одной цивилизованной стране мира в работе телевидения нет такой навязчивости в пропаганде секса и насилия, между тем программа на ТНТ почти полностью этому посвящена. Ссылка на то, что телевидение – хозяйство независимое и самостоятельное в выборе программ, стала показателем невнимания или равнодушия правительства и законодателей к формированию нравственных устоев общества. В октябре прошлого года в Санкт-Петербурге состоялся городской митинг студенческой молодежи «За нравственность на Российском телевидении». По данным социологических опросов, 80 процентов населения России не приемлет сцены жестокости и распущенности на телевидении, и молодежь также уже не может мириться с этой бездуховностью и пошлостью. Мы надеемся, что и Всероссийское педагогическое собрание также активно выскажется по этому вопросу. Многие из перечисленных проблем уже не существовали бы, если бы Государственная Дума приняла закон о молодежи, который определял бы взаимоотношения общества и подрастающего поколения. А сегодня пока не созданы и не реализуются многие образовательные программы, особенно в начальном профессиональном образовании. Нет гарантий государства по трудоустройству выпускников учебных заведений, замалчиваются проблемы духовно-нравственного воспитания, не поставлены жестко и определенно воспитательные задачи перед средствами массовой информации. В нашем городе принят закон о молодежи, и хотя он достаточно рамочный ввиду отсутствия федерального законодательства, тем не менее правительство Санкт-Петербурга выделяет все необходимые средства для проведения патриотической, культурно-массовой работы, организации работы трудовых отрядов в школах, училищах, колледжах, вузах. В городе по инициативе губернатора Валентины Ивановны Матвиенко открываются новые дома молодежи, досуговые центры для ребят, восстановлена работа студенческих отрядов. С ее участием проводятся многотысячные акции и праздники, посвященные началу учебного года, началу трудового семестра и так далее. В Совете ректоров создан координационный совет по воспитательной работе со студентами, который я возглавляю. Уже в течение четырех лет мы распространяем опыт ведущих вузов города по воспитательной работе, по организации студенческого самоуправления, борьбе с наркозависимостью, пропаганде здорового образа жизни, по интернациональному воспитанию, проводим городские смотры-конкурсы, культурно-массовые мероприятия. В вузах, техникумах, школах большое внимание уделяется патриотическому воспитанию. Учебные заведения шефствуют над мемориалами и братскими захоронениями воинов и жителей блокадного города.
Мы, преподаватели вузов и школ, одна из самых незащищенных категорий работающих сегодня. Зарплата профессора такая же, как и у уборщицы в универсаме или у хорошего дворника. Мы все еще ждем выполнения указа №1 президента Ельцина о достойной оценке и оплате преподавательского труда. Вместе с тем педагоги были и остаются энтузиастами и подвижниками своего труда. Если будет принят такой закон, если будет продолжаться такая же активная работа по принятию законопроектов, которая была в предыдущие годы (по крайней мере, мы видим уже перечень таких законопроектов, которые уже существуют), то в лице педагогов государство найдет очень больших помощников, мы будем соратниками и партнерами в его работе.
Комментарии