search
main
0

Проба пера

VII Всероссийский конкурс: стихи придут к читателю

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.
Овидий

 

Конкурс «Проба пера» стал привычным, то есть в хорошем смысле традиционным. По осени к нам, в Московский городской Дом учителя, начинают поступать заявки на конкурс и сами стихи. Мы сначала удивлялись: ведь еще не объявили, не назначили, не призвали, а поэты уже рядом.

Действительно, ведь и Александр Сергеевич Пушкин осенью много писал и признавался: «И с каждой осенью я расцветаю вновь». И мы, организаторы конкурса, поняли: мы сроднились с теми, кто пишет стихи, они в нас поверили и готовы довериться…

Хочется немного разобраться в том, почему в такое жесткое, во всем регламентируемое время люди пишут стихи и хотят услышать стороннюю оценку своих (часто первых) авторских опытов. Ответ стали искать у современников.

Есть у нас поэт Умка, она же Анна Георгиевна Герасимова, российский автор-исполнитель песен, рок-музыкант, поэт, литературовед, литературный переводчик, кандидат филологических наук. Написала она, почти подслушав наш вопрос, следующее: «Дело в том, что я себя поэтом не считаю и пишу не специально, а просто так получается. Это происходит не очень часто, но зато всю жизнь, практически с тех пор, как я научилась писать. Это такая привычка, нечто вроде физиологического отправления. Слова имеют привычку складываться у меня в голове в ровные строчки с рифмованными окончаниями. Я их не неволю и практически не модерирую, иногда немножко редактирую. Они главнее, умнее и древнее, чем я. Я их люблю, уважаю и немного удивляюсь им. Иногда узнаю из них что-то новое о себе и окружающем».

Мы с ней согласны, потому относимся к тем, кто участвует в конкурсе, бережно и с любовью. Ведь стихи для них – это форма самовыражения.

В этом году каких-то особых поэтических юбилеев не было. Но русская поэзия дала миру не только такие звучные имена, как Пушкин, Лермонтов, Некрасов. Наша поэзия представлена и более скромными, но занявшими свое место в нашей культуре и даже истории именами. Например, Петра Андреевича Вяземского, Александра Ивановича Одоевского, Василия Андреевича Жуковского, Николая Михайловича Языкова. Без них наша поэзия не была бы столь гармоничной и полной.

Это поэты неповторимой человеческой и художнической индивидуальности, но всех их объединяют отношение к миру как к целостному явлению и стремление закрепить эту целостность в слове. Эти качества мы пытались при отборе найти в стихах, присланных на конкурс.

Участие в конкурсе чрезвычайно важно для многих… Мы сознательно поддерживаем начинающих поэтов, потому что помним совет Ивана Сергеевича Тургенева: «Никто не может сказать про себя, есть ли у него талант и к чему именно, – это должно созреть в человеке, как плод на дереве, но всякому, даже лишенному творческого дара, необходимо сосредоточиться и придать себе известное направление, а то непременно рассыплешься и не соберешь себя потом». Участие в конкурсе дало возможность сосредоточиться и приблизиться к тому, чем каждый из учеников и учителей хотел бы заниматься. У нас постоянное и очень квалифицированное (и в то же время очень доброжелательное) жюри. Мы можем видеть, как робкая проба пера, не отвергнутая с принципиальностью строгим жюри, на следующий год выглядит гораздо лучше. Стихи начинают получаться. Мы убеждены, что сегодня такой конкурс – это тоже «охранная грамота» для нашего языка и литературы. А уж дети и учителя, которые пишут стихи, – явление штучное. Его надо уважать, беречь, ему надо помогать.

Стихи были заявлены на конкурс не только из Москвы. Участвовали поэты из Тамбова и Тамбовской области, Пензы, Хабаровска, Рязани, Подмосковья… Представлено для отбора более 500 стихотворений. Среди поэтов школьники, учителя, студенты, есть преподаватели вузов и даже бабушка одной ученицы! При этом учителя, которые сами пишут стихи, ведут и поэтические объединения в школах. Много лет такое объединение ведет Татьяна Николаевна Кизим из школы №1861. Сама Татьяна Николаевна была победителем в нашем конкурсе. Но вот теперь она член Союза писателей России. Стихи ее всегда отличались не просто тонким лиризмом, но и скрытой глубиной чувства Родины, родной земли, любовью к русской природе:

Раскатился август валиком из сена,
Поджигает солнце рыжую дугу.
Только не спешу я вырваться из плена
Запахов душицы, мяты на лугу.
Я б еще умчалась сойкой через поле
В рощу под березы, чтобы зелень кос
Обвила все тело легкое, хмельное,
Мягким дуновеньем летних теплых грез,
Их сжигает колкий августовский зной.

Воспитанники Татьяны Николаевны часто занимают призовые места в конкурсе «Проба пера». И в этом году были отмечены ее ученицы из поэтической студии Дарья Цигуняева (7‑й класс) и Дарья Кузнецова (6‑й класс), тоже первыми премиями в номинации «В начале пути…».

Стихи на конкурс представлены очень разные по темам и аспектам. В них нет идеологической заданности, желания блеснуть изящной рифмой. В этих стихах много искренних чувств, желания разобраться в сложных и неожиданных столкновениях с действительностью, выстроить свое отношение к стране, в которой живешь. Почти полностью можно процитировать стихи Ивана Удальцова, выпускника 463‑й школы, а теперь студента (1‑е место на конкурсе):

Россия – это лабиринт,
Система сообщающихся склянок.
Внутри нее всегда огонь горит,
Но свет его почти всегда неярок:
Его крадут изгибы и углы.
Но нет и нет – а вдруг блеснет бескрайне
И выхватит из вековечной мглы
Узор надежды. Прочее все – тайны.

Настоящим открытием конкурса этого года стали две девочки, которые в конкурсе участвовали впервые. Настя Кузнецова, ученица 9‑го класса школы №962, всех поразила, написав глубокую поэтическую стилизацию от имени Ленского. В ее стихах явные признаки одаренности, способность проникать в глубину поэтического шедевра Пушкина и самостоятельность мысли. При этом не пострадал и герой пушкинского романа. Настя его полюбила, поняла и об этом рассказала, по сути, в своих стихах. Мы задали ей вопрос:
– Почему ты начала писать стихи?

Вот ответ Насти:
– Это началось как-то стихийно, как будто независимо от меня. Поэзия возникла в моей жизни как облечение в форму тех бесконечных душевных переживаний, что годами терзали мое сердце. Поэзия стала продуктом одного непрекращающегося искания, бессрочного поиска ради поиска и очередной попыткой раскрыть собственную сущность, дать ответы на вечные вопросы «Кто я?», «Что есть Бог и как его познать?», «Каковы мои отношения с Богом?».

Очень важно сегодня понимать, как связаны эти одаренные дети со школой. В случае с Настей связь тесная и попечительская. Вот что о своей ученице сказала Инесса Андреевна Жаворонок, учитель русского языка и литературы школы №962, кандидат филологических наук:
– Настя – девочка талантливая, самодостаточная, цельная и очень честная. Я учу ее с шестого класса. Сейчас она уже в девятом. И это счастье – такая ученица. Любая работа в ее исполнении – истинно творческая, умная, многосторонняя. Настя не тщеславна, а очень естественна. Такие дети вселяют уверенность в завтрашнем дне.

Отмечена первой премией конкурса и Дарья Свистушкина, ученица 11‑го класса школы №1793 имени Героя Советского Союза А.К.Новикова. Стихи Даши отличаются не только несомненной способностью к рифме, композиции стиха. Но прежде всего она в состоянии во многом понять и оценить эпоху, в которой ей довелось взрослеть:

Нас запирают за стекло
С помехами и скрежетом.
Набор из кадров – затекло:
Клише – улыбка – где же ты?..

Конечно, можно сказать, что стих обнаженно фиксирует реальность. Но обязанность взрослых – слушать молодых и услышать… В школе №1793 талантливую ученицу услышали.

– Даша учится в моем классе два года по программе профильного образования гуманитарного направления, – рассказывает классный руководитель, учитель русского языка и литературы Лариса Николаевна Иродовская. – Очень талантливая, трудолюбивая, целеустремленная ученица – гордость учителя. Даша мотивирована на изучение предметов гуманитарного цикла, в чем и добивается больших успехов. Мечтает посвятить себя поэзии и связать свою жизнь с педагогикой.

Разговор с наставниками этих девочек был важен. Он подтвердил, что талант выживает там, где ему помогают. Мы тоже старались услышать всех, кто доверил нам не только чувства, но и мысли. Стих – это не метр, не соотношение ударных и безударных слогов. Это движение поэтической речи, в которой отражаются самые глубокие чувства и мысли поэта. Мы рады, что конкурс для многих становится праздником, на котором тебя слушают и читают не соперники, а друзья. Так считают сами участники конкурса.

Их вы сможете прочитать в сборнике, который непременно по традиции Московский городской Дом учителя скоро издаст. Стихи придут к читателю.

Лариса ЧЕРНИЧЕНКО,
Московский городской Дом учителя

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте