search
main
0

Проба пера

Один день из жизни Тианат
“Искры творчества” – так называется сборник детских стихотворений и рассказов авторской школы “Юный литератор” при 14-й средней школе Махачкалы. В него вошли самые удачные произведения: стихи, рассказы, новеллы, этюды и статьи, написанные ребятами 10 – 11-х классов за несколько лет учебы на аварском, даргинском, кумыкском и лезгинском языках. Дети пишут о любви к матери, к родине, природе и жизни. Тианат Сайпуллаева в рассказе “Один день из моей жизни” описывает сцену вторжения чеченских бандформирований в Дагестан.
Авторская школа “Юный литератор” – первая творческая школа в республике. Она имеет свой устав и учебный план. Ее учебно-воспитательная деятельность и методическая система направлены на развитие городского ребенка в родной языковой среде и в традициях культуры народов Дагестана.
Учебный план существенно отличается от общеобразовательной школы. Ключевые предметы (дагестанская литература и культура, основы творчества) изучаются на родном языке. Введены и новые дисциплины: литература народов Востока, этика и эстетика, ораторское искусство. Изучаются русский и английский языки, русская литература, история, география, предметы естественного цикла.
Главным предметом в школе стали “Основы творчества”, которые идут с 5-го по 11-й класс по два часа в неделю. Уроки ведут известные в республике поэты, прозаики и публицисты Курбан Акимов, Магомед Атабаев, Ахмед Гамзатов, Ильяс Гасанов и другие, приглашенные из творческих организаций в школу.
В 1999-2000 учебном году ребята из “Юного литератора” неоднократно занимали на городских и республиканских литературных вечерах, олимпиадах, конференциях призовые места. Они удостоены дипломов и почетных грамот.
В 2000 году состоялся первый выпуск “Юного литератора”. Ученица Заира Ханова окончила школу на золотую медаль, Айшат Гаджиева и Зумруд Омарова получили серебряные медали. Пятнадцать выпускников из девятнадцати собираются поступить на гуманитарные факультеты университетов Дагестана и продолжить творческий путь в большую литературу. Хочется пожелать дальнейших успехов творческой школе и юным литераторам.

Саида МАГОМЕДОВА,
кандидат филологических наук
Махачкала

Творить молитвы, корабли и песни
“Дети о войне” – так называется сборник, выпущенный домовым комитетом общественного самоуправления микрорайона Велозаводский (Москва) при содействии Комитета общественных связей столичного правительства. В нем собраны стихи, проза и рисунки школьников 1-11-х классов.
Конечно, детское творчество отличается наивностью и незамысловатостью. Но самое главное в нем – искренность и неподдельная любовь, уважение к ветеранам. Может быть, бессознательно, но открытая детская душа заостряет внимание не на том, как хорошо, что “наши победили”, а на конкретных людях, отдавших свое здоровье во имя Победы, “за каждый прожитый в мире день”. Слова десятилетнего Володи Живых не наигранны, они – от чистого сердца, и это трогает.
Давно уже минули
Те давние года,
Но дедушкины раны
Болят, болят всегда.
Прадедушка семиклассника 469-й школы Алеши Сабаева прошел всю войну. Награжден медалями “За оборону Москвы”, “За отвагу”, “За взятие Берлина”. Командовал расчетом легендарной “Катюши”, несколько раз был ранен. “Но и после войны,- пишет мальчик,- прадедушка остался героем. Он погиб от рук хулиганов, вступившись на улице за честь женщины. Меня назвали Алексеем в память о моем мужественном прадедушке”.
В стихах девятиклассницы Натальи Курбатовой, несмотря на ее юный возраст, уже есть глубокая мысль:
Чтоб счастье человечеству дарить,
Чтоб сделать жизнь добрей и интересней,
Всем миром мы научимся творить
Молитвы, храмы, корабли и песни.

Сборник “Дети о войне”, уверен, будет способствовать дальнейшему духовному развитию юных авторов.
Михаил БОНДАРЕВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте