1 февраля в сети «Интернет» завершится общественное обсуждение проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», после чего документ будет внесен на рассмотрение в Правительство РФ, а затем и в Государственную Думу. Сегодня этот законопроект не должен остаться вне поля зрения педагогического сообщества. Нормы, прописанные в нем, зачастую кардинально отличаются от норм существующего Закона РФ «Об образовании», вызывают много вопросов. Попытаюсь высказать свое мнение по некоторым из них.
Складывается такое впечатление, что разработчики законопроекта не владеют информацией о реальном положении дел в образовании, о перекосах в оптимизационных процессах, о проблемах сельской школы.Остановимся на статье 49 «Права и свободы педагогических работников, гарантии и меры социальной поддержки».В законопроекте вводится новое название образовательных учреждений, они названы образовательными организациями. Пусть даже так. Но как это будет сочетаться с Законом «О трудовых пенсиях в РФ», со списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж на досрочную педагогическую пенсию? Ведь в списках нет наименования учреждения «образовательная организация».Далее. В проекте говорится, что «размер заработной платы каждого педагогического работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества (интенсивности), а также качества и результативности его труда, педагогического стажа, наличия почетных званий, государственных и ведомственных наград и максимальным размером не ограничивается». Здесь вновь нет никаких гарантий для учителей малокомплектных сельских школ, которые будут стараться работать качественно и результативно, но не будет хватать фонда оплаты труда. Получить бы кровное (я имею в виду ставку). А ведь когда-то ставки и оклады работников образования были «привязаны» к средней заработной плате в промышленности.Коммунальные услуги. Вновь отказ от государственных гарантий? До сих пор по Закону РФ «Об образовании» учителя пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности.В проекте: «Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и проживающие совместно с ними члены их семей имеют право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, размер, условия и порядок возмещения расходов на оплату которых устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации». О бесплатности речь уже не идет. И решать эти вопросы, видимо, будут в субъектах по-разному.По законопроекту право на возмещение расходов на оплату жилых помещений в домах и 50 процентов коммунальных услуг имеют только педработники федеральных образовательных учреждений. Интересно, много ли сейчас федеральных образовательных учреждений в сельской местности?Или другой пример. В законопроекте написано: «Данные меры социальной поддержки сохраняются после выхода этих педагогических работников на пенсию, если они проработали в образовательных учреждениях в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее чем 10 календарных лет и продолжают проживать в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)». Видимо, имеется в виду сельская местность РФ. А если пенсионер приехал на постоянное место жительства, скажем, из Челябинской области в Башкирию? Ведь в республиканском положении говорится об обязательности 10-летней работы в учреждениях сельской местности Республики Башкортостан.В законодательном акте не говорится о возмещении расходов по оплате жилья тем учителям, которые арендуют дом или квартиру на условиях договора с собственником. Муниципалитет не компенсирует расходы специалиста на аренду жилья и коммунальные услуги (ст.154 Жилищного кодекса РФ). В законопроекте ничего не говорится и о том, на ком лежит ответственность за предоставление жилья учителю на селе.Можно сделать главный вывод: законопроект существенно ухудшает положение сельских учителей и оставляет неурегулированным ряд важнейших социальных вопросов.Иван ДЕНИСОВ, председатель Дуванской районной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ, Республика Башкортостан
Комментарии