Переход ребенка в пятый класс во многих семьях ожидается с тревогой. Если в начальной школе учительница была любимая и единственная, расставание с ней чревато стрессами. У моей внучки такой единственной и любимой не было. Так что и особых переживаний не наблюдалось. А вот в одном из классов, где проводила свои исследования кандидат биологических наук, нейропсихолог Валентина Дмитриевна Еремеева – мой главный консультант в трудных ситуациях, случилась драма.
В самом начале сентября за первую же контрольную дети получили очень много двоек. Новые учителя отказывались работать с этими ребятами. Класс, состоящий в основном из мальчиков, и раньше доставлял администрации немало хлопот. Теперь же учителя средней школы утверждали, что ситуация катастрофическая, мальчики не имеют понятия о дисциплине, не выполняют домашних заданий, абсолютно не подготовлены…
На специальный педсовет пригласили психологов, завучей, рассерженных новых педагогов и тех, что учили этих ребят раньше. Все подготовились. А речь вдруг пошла не о способностях, не об уровне знаний, а о любви и преданности. Учительница, которая подхватила этот класс, когда он остался без руководства, довела до конца прошлого учебного года, взволнованно, страстно заговорила о том, как трогательно переживали мальчишки, когда узнавали, что ей попадает от администрации за какие-то огрехи, как охотно соглашались помочь. Еще весной начали узнавать, кто будет у них классным руководителем на следующий год. Много раз бегали смотреть на будущую свою наставницу. Горячо обсуждали первые впечатления и решили для начала, что она очень красивая. «Они вас заранее полюбили», – пыталась защитить она своих питомцев. «Это же мальчики!» – подчеркивали нейрофизиологи. – У них чисто логическое, рациональное начало развивается, как правило, медленнее. Еще год-другой, и они будут удивлять вас своими успехами в учении. Не торопитесь, не расстраивайтесь!» А главный эмоциональный подарок приготовили педагогам психологи. Они провели опрос среди ребят на темы «Твой любимый учитель» и «Для чего ты ходишь в школу». Тут было столько трогательных, радостных и тревожных, печальных признаний, что не откликнуться на них просто невозможно. На этой возвышенной примиряющей ноте педсовет и закончился. А история новых отношений только началась.
Новый учитель – не просто новое лицо в классе, не только другой характер, к которому ребенок по-своему приноравливается. Это новая логика, новый стиль мышления, который нужно сначала понять. За три-четыре года в начальной школе многие дети чисто интуитивно так хорошо усваивают особенности поведения, реакций своего единственного учителя, что некоторые даже ухитряются угадывать, что он скажет, как будет решать очередную проблему. И если учитель сильный, властный, под его влиянием может измениться собственный стиль мышления ребенка, еще не окрепший, не сложившийся окончательно. Психолог одной из питерских гимназий рассказывала мне о поразительных результатах тестирования пятиклассников. В самом сильном классе, получив задание нарисовать дерево, все как один нарисовали его в левом верхнем углу тетрадного листка и размером с монетку. «Недаром же я их учила начинать работу с левого края, отсчитав четыре клеточки!» – удовлетворенно констатировала этот результат их строгая учительница. А в параллельном классе, пройдя выучку другого педагога, дети рисовали дерево во весь лист, не заботясь о полях и клеточках, щедро раскрашивая ствол и листья. Психологическая задавленность ребят в первом случае может, по мнению специалистов, оказаться для кого-то драматичной. Есть случаи, когда дети, демонстрирующие блистательные результаты под руководством своей учительницы, теряются, не могут ответить на простые вопросы, если они задаются другим педагогом, в другой форме, в непривычном порядке. Вроде бы хотел учитель как лучше, а вышло совсем плохо. Нейрофизиологи часто говорят в такой ситуации о стирании индивидуальности, нарушении естественного процесса формирования собственного стиля мышления.
У Валентины Дмитриевны накоплен уникальный материал, который можно назвать алгеброй школьных симпатий и привязанностей. Алгеброй, на которой держится гармония отношений учителя и ученика. Она проста и сложна одновременно. Как правило, лучше понимают друг друга люди с одинаковыми или близкими праволевополушарными предпочтениями: левополушарные учителя хорошо выучивают таких же или примерно таких же левополушарных детей. И наоборот. Это не значит, что левшу не может учить правша. Может и часто учит довольно успешно. К сожалению, при этом гаснет иногда в ребенке что-то свое, индивидуальное. «АС плюс СД» – диктует на геометрии учительница – строгий логик. А мальчик, бурно жестикулируя, пытается выстроить в пространстве невидимую пирамиду: «Я правильно показываю, Мария Ивановна?» – «Ты мне мешаешь, Петров! Пиши: АС плюс СД», – сердится Мария Ивановна, сведя волшебный воображаемый процесс к сухим формулам. И мальчик сникает.
Что же получается? Не тот учитель хорош, у которого все хорошо учатся, а тот, который позволяет каждому учиться в своем темпе и своим способом? А еще лучше, если левшу учит левша. На этот счет у Валентины Дмитриевны есть прекрасная цитата. Ученики второго класса слушали рассказ Ушинского о курице, которая высиживала утят. Детям предложили написать, какова главная мысль этого рассказа. Один мальчик написал: если ты курица, то не учи утят.
Этот афоризм следует отнести не только к учителю…
Санкт-Петербург
Комментарии