Дочка моей подруги учится во втором классе хорошей сергиево-посадской школы у хорошей учительницы, которая, конечно же, работает по новым стандартам, и попасть к ней в класс не так-то просто – моей подруге это стоило некоторого труда, но чего не сделаешь ради того, чтобы твой рисующий, поющий, сочиняющий сказки ребенок раскрыл все свои таланты. И девчонка тянет руку в школе, сидит над уроками, приносит выполненные дома грандиозные «проекты», но получает всё больше четверки: то букву пропустит в ответе задачки по математике (решено все верно, но надо вырабатывать внимательность и аккуратность), то в большом упражнении по русскому допустит единственную ошибку – в слове «окно» выделит корень «ок» («Как же, мама, ведь «окно» – это потому что глаз, око, разве же не поэтому?..»), то на труде вышьет фартук не по трафарету, а придумав орнамент из головы. А то и двойку принесет: полкласса не услышали, когда учительница диктовала домашнее задание, и та решила их за это наказать…
Вот и за очередное задание по русскому наша несостоявшаяся отличница снова притащила домой четверку. Как всегда, одна ошибка. Какая же на этот раз? В словосочетании «ст…льные гвозди» нужно было вставить пропущенную букву. Понятно, вместо «а» вставила «о»! Ну, естественно, ошибка: не бывает же «стОльных гвоздей»! Но нет, как бы не так, у девчонки написано: «стИльные». Стильные гвозди! Нет, решает учительница, так неверно – там должна стоять буква «а», и только буква «а»: стильным гвоздям тут не место, гвозди у нас могут быть только стальные, и все тут. А мы уж было представили себе, какие они забавные, эти стиляги-гвозди: расписанные в полосочку и в крапинку, с залихватски заломленной шляпкой и с особым изыском, по последней моде заостренным кончиком… Жаль, что в школе таким озорным гвоздям не место, что они ошибка, и если хочешь иметь пятерку, то о них нужно навсегда позабыть…Вот так постепенно они и «форматируются», наши ученики: не задают лишних вопросов, выделяя те корни и вставляя те гласные, которых ждут от них учебник с учителем, вышивая по предложенному трафарету и не высовываясь по мелочам… Они хорошо усваивают этот урок, ведь они так хотят получить пятерку. А потом, когда вырастают, эти пятерки им уже становятся не так важны, но попробуй верни себе то странное искажение зрения, которое позволяет увидеть мир таким, каким его видишь именно ты, видел по крайней мере, когда был ребенком…Долго мучилась моя подруга, как объяснить дочке, что не стоит слишком сильно переживать из-за этих полученных за «излишне творческий подход» четверок, так, чтобы не подорвать авторитет учительницы или не умалить интерес к учебе. И сказала так: «Запомни, дочка, еще ни один отличник не изменил этот мир – потому что они слишком много думали о том, какую оценку они за это получат».
Комментарии