Система. Во всем должны быть последовательность и системность, во всем! В образовательных технологиях тоже должна быть система – вот залог качественного образования. От простого к сложному, от старого к новому, от аналога к «цифре». Во всем мире современные технологии проникают, просачиваются, как цифровой ливень, во все сферы деятельности человека.
Есть еще категория лиц, которые путем убеждения окружающих, утверждениями, мол, «я дама прошлого века, человек аналоговый, неоцифровываюсь» оправдывает свою некомпетентность, нежелание заниматься самообразованием и саморазвитием. Эдакие человеки в футляре с раскрытыми зонтами, прячущиеся от вездесущей «цифры». Перефразировав известную поговорку, хочется сказать, что «цифра», она такая – везде брешь найдет, и не спасет от этой живительной влаги, проливающейся нам на головы, ни один аналоговый зонт. Потоки инновационных технологических обновлений проникают во все сферы жизни человека. В современном мире быть педагогически грамотным специалистом невозможно без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. Главной целью педагога является обучение ребенка деятельности. Учитель организовывает взаимодействие обучаемых в познавательном процессе.
Где продолжает развиваться маленький человек, выйдя из дома, в котором современные родители максимально облегчают жизнь и себе, и своему чаду? Тут у них и «Алиса», и робот-пылесос, и плейстейшен, и все остальные прелести «умного дома».
Конечно, ребенок, выйдя из дома, попадает в детский сад, начальную школу и далее движется по всем ступеням образовательной лестницы. Поговорим про начальную школу, она мне ближе. И вообще, говорить надо про то, что лучше всего знаешь. Приходит деточка в школу, а тут его дама классная Мариванна с колокольчиком в руке, с деревянной указкой и меловой доской встречает… Серьезно?! Так ребенок и психологическую травму получить может. Дома свет выключается по хлопку в ладоши, а в школе тем, кто выше прыгнет. Дома окна робот – мойщик окон моет, а в школе – дяденька, который на веревке висит за окном и качается, жуть какая-то!
Могут ли образовательные организации, да и сами педагоги, оставаться безучастными к процессу формирования полноценной личности человека будущего? Конечно, это было бы преступлением! Филигранное владение современными технологиями должно стать неотъемлемой частью работы всех строителей душ человеческих, и педагог является ярчайшим представителем этой философской профессии. Если вы не будете сами подпитываться этой живительной влагой прогресса, то быстро окажетесь за бортом корабля под названием «Образование», да и, к слову сказать, других субмарин и фрегатов. Так что спасение утопающих, как говорится, – дело рук самих утопающих, образовывайтесь! Ведь интеллект – это умение подстраиваться под меняющиеся условия жизни. А уж нам, педагогам, чего-чего, а его (интеллекта) не занимать.
У каждой классной дамы есть свой выверенный практикой метод обучения. Одна предпочитает метод проектов, другая ставит в начале урока проблему и на протяжении урока решает ее, третья использует исследовательский метод. Это зависит от выбранной нами педагогической технологии, призванной мотивировать обучающихся на активную, осознанную, целенаправленную работу в процессе обучения.
С какой целью педагогические технологии внедряются в образовательный процесс? Чтобы найти оптимальные формы и методы обучения. Для чего? Чтобы повысить качество знаний.
Любая педагогическая технология направлена на формирование личности, повышение мотивации обучающихся и, как следствие, повышение качества образования. Применение современных образовательных технологий рассматривается как основа качественного образования.
Вот и стараемся мы с вами быть продвинутыми пользователями цифровых технологий вкупе с уже отработанными традиционными методиками преподавания, иногда применяя элементы магии.
Педагог – ключевая фигура, как дама на шахматной доске, современного образовательного учреждения, от его профессионализма зависит качество образования, поэтому современный педагог должен быть креативным: владеющим современными образовательными технологиями, эффективно взаимодействующим с семьями учеников, открытым и готовым к новшествам современного общества, мотивированным на работу с обучающимися, способным к личностному и профессиональному развитию.
Говорят, что скоро школа полностью откажется от учителя-человека и заменит его учителем-ботом. Хочется порассуждать на эту тему. Школа без классных дам – это как беспилотный автомобиль: вроде оборудован автоматикой для безопасного управления, но я бы не рискнула сесть в такой, вот в гнездо села, а в автомобиль без водителя-человека – нет. Мне кажется очень трудно, я бы сказала, невозможно просчитать и заложить в программу все нестандартные ситуации, которые могут случиться с нами на дороге, в школе, в жизни. Безусловно, инновационные технологии в школе нужны – это развитие и движение навстречу будущему. Но без Мариванн боязно как-то. Без мастерства педагога, без обнимашек и поглаживаний по голове ученика, без одобрительного взгляда учителя или замечания, без вовремя подставленного плеча. Ни одни современные технологии не справятся! Жизненный и педагогический опыт педагога ни раз и не два буквально помогал спасти жизни и здоровье учеников, это и в моей педагогической практике случалось, и в истории сотни раз тому подтверждения имеются.
Как говорила одна дама позапрошлого века в одном известном произведении для детей, автор которого, кстати, был учителем математики и классических языков: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всех обширных возможностей образовательных технологий. Поэтому, подводя итог, приглашаю всех классных дам прошлого века присоединиться к длительному забегу и направиться вперед, в будущее со своим накопленным багажом – чемоданом навыков и саквояжем умений, сочетая корзину педагогических методов с приемами, в том числе прихватив с собой интерактивные технологии, не забыв картонку и маленькую собачонку, к достижению результатов современного образования! Взяли разбег, побежали и взлета-а-а-аем!
Встречаем человека будущего на пороге школы. А порог-то не должен оказаться гранью, разделяющей инновационно-технологический мир за воротами и аналоговое школьное пространство. Поэтому расстарались мы, Василисы Премудрые, и встречаем деток при полной цифровой оснащенности хлебом-солью, предлагая опытом и знаниями поделиться.
Попадая в храм науки через цифровые ворота, ребенок как бы остается в своей же естественной оцифрованной среде – меньше стресса, быстрее и безболезненнее проходит период адаптации к школе. А тут еще юному покорителю цифровых потоков электронный пропуск выдают (ключ сказочный от ворот цифровых), который может электронным кошельком оборачиваться, родителям сообщать о приходе и выходе из дворца, с функцией отслеживания количества и качества принятой во время образовательного процесса пищи, количества употребленных калорий. Волшебство, да и только! Магические технологии!
Вот и музыка волшебная зазвучала, приглашает ребяток по светлицам разойтись и наукам обучаться. Это раньше ее звонком называли, а сейчас язык не поворачивается… Автоматически включается и выключается и на разные лады играет, настраивает на учебный процесс. Классике мировых и советских хитов обучает.
Классная дама Мариванна в светлице стоит, учеников своих встречает, улыбается загадочно, явно готовилась – новые технологии осваивала. Журнал электронный открыла, на кнопочки нажимает, видит, кто прихворал в классе, кому освобождение дали от активных подвигов в спортзале ввиду слабости после болезни, а кому родители эночку уже поставили да причину отсутствия указали – помогают ей, любят и уважают. Ведь в начальной школе особенно важен тройственный союз между учеником, родителем и учителем. Только эта тройка вынесет на своих плечах из любой метели недопонимания, пурги обиды и поземки лени.
А еще благодаря современным технологиям в школе родители тоже становятся участниками образовательного процесса – видят в электронном дневнике своего ребенка и тему урока, и планируемые результаты, и комментарии по поводу отметки. Могут помочь распечатать малышу прикрепленные файлы к домашнему заданию, выполнить цифровое домашнее задание. Как удобно, когда ребеночек болеющий, но не сильно, может благодаря Московской электронной школе и сценарий урока просмотреть, и физминутку для глазок выполнить, и на тест интерактивный ответить, заранее прикрепленные заботливой рукой учителя в электронный журнал! И не отстанет он по программе от сверстников своих, не зародится в нем червячок неуспешности, когда в школу за парту здоровеньким вернется.
А в это время в классе на стене доска интерактивная зажигается, манит своими пикселями видеоизображение электронного урока, и вот начинается современный образовательный процесс. Знает Мариванна, что современному школьнику более близка и доступна визуальная информация с использованием цифровой среды, и то, что иногда один 10‑минутный обучающий ролик может заменить несколько уроков на одну и ту же тему. Ну а без презентации урок получается не таким динамичным и ярко окрашенным в смысле смены учебной деятельности. Откуда информацию она эту почерпнула? Да просто дистанционно онлайн-курсы окончила, в вебинарах поучаствовала, пару-тройку тренингов прошла, семинаров, мастер-классов и других форм обучения без отрыва от производства, делов-то…
Такой подход позволяет нам, педагогам, овладеть новыми знаниями и навыками, необходимыми для успешной реализации инноваций.
А инфраструктура школы тем временем не отстает, постоянно обновляется, развивается, все новые и новые образовательные технологии включает. Это раньше рисовали белым мелом на асфальте, им же на доске писали, сейчас для этого электронные и интерактивные доски есть, на которых хоть стилусом, хоть пальцем пиши – и мелом не пачкаешься, и аллергии на мел нет, и забавляет этот процесс ребеночка, а забавляет, значит, нравится, а нравится, значит, учится с удовольствием и в школу бежит с удовольствием. И портфель не тянет, легкий потому что, так как один комплект учебников дома, а электронные учебники в школе не пылятся, ждут его!
Образование должно готовить сегодняшних школьников к жизни и работе в современном мире. Поэтому внедрение инноваций в образование включает развитие навыков XXI века, таких как критическое мышление, коммуникация, сотрудничество, креативность и решение проблем. Это может быть осуществлено через использование проектной деятельности, коллаборативные задания, игры и другие методы активного обучения.
После первой половины дня наступает вторая, не менее важная и интересная часть для школьника. Были бы средства, найдутся и формы, и методы обучения. Дополнительное образование, оно открытое, доступное, строится не по стандарту, а исходя из интересов и потребностей детей. Эдакое сотрудничество, я бы сказала, сотворчество учеников и учителей. Тут и ручкой 3D пользоваться научат, и мультфильмы создавать, и видеоряды проектировать, строить геометрические фигуры в виртуальных лабораториях, писать музыку в специальных приложениях на компьютере. Ну и традиционно играть в футбол, рисовать кистью и петь, конечно.
А есть в нашей школе ребята, которые не бегут никуда, и учителя к ним не ходят, сидят детишки у себя дома и учатся дистанционно. Слушают видеолекции, смотрят видеоуроки. Очень быстро развивается этот вид обучения, учителя и таким образом умеют свои знания передавать – на расстоянии. Сейчас качественное образование потеряло привязку к месту. Сидишь, к примеру, во Владивостоке на диване и учишься в Москве у самой лучшей Мариванны на свете, и прописка московская не нужна, денег на дорогу не тратишь, и утром ни свет ни заря вставать не нужно. А если вдруг заболеет Мариванна, то выйдет ей на замену преподаватель-бот (тоже интеллект, но искусственный только). Данный метод обучения пока является перспективной разработкой, но весьма скоро может появиться как альтернатива Мариванне.
А еще говорят, что скоро сказка станет былью и что «по глазам видно…» будет не только классной даме, но и школьному турникету, это биометрией называется, и в школу входить будут по отпечаткам пальцев или отсканировав сетчатку глаза.
И вроде как на смену обычным принтерам придут 3D-гаджеты, и обучающиеся сами смогут распечатывать любые 3D-модели для самых различных целей и задач.
Слух ходит, что и тетради отменят, то есть не бумажными они станут, а со специальными гибкими и легкими дисплеями, и не рвутся они, и стопочкой складывать можно, и деревья сберечь. Экологично ипрогрессивно! Все для удобства учеников и классных дам.
А уж совсем мечтой является новейшая форма обучения – геймификация, когда детям в гаджеты играть на уроках нужно будет! Получая возможность исправить ошибки, геймер-ученик может пройти миссию заново. Постепенно усложнять уровни – главный принцип компьютерной игры, то, что так любят наши дети. Почему же этот метод не использовать в обучении? Получать баллы или очки за выполнение заданий разного уровня сложности, а затем, суммируя очки, получать уже отметки.
Инновации в образовании помогают нашим ребятам уже сейчас, на уровне начального обучения, развивать навыки и компетенции, которые востребованы на современном рынке труда. Поэтому происходит внедрение цифровых технологий и инновационных навыков в учебный процесс, уже в начальной школе освоение новых инструментов и технологий, которые могут быть полезными в будущей профессии или окажут существенное влияние на выбор таковой.
Говорят, что в будущем вообще Мариванн отменят, в школу ходить не надо будет, было уже так, где-то четыре года назад, онлайн-занятиями называется такая форма обучения. Отработали педагоги навыки онлайн-практики, сдюжили. И сейчас, и в будущем все справятся, где Интернет есть быстрый, если все не будут пользоваться им одновременно, повышая нагрузку на сеть. А то были случаи онлайн-преподавания Мариванн из гнезда кукушки на самом высоком дереве на даче, они, учителя, такие, они все смогут (ни одна кукушка во время обучения на дистанте не пострадала). Трудно современному педагогу с Гуглом конкурировать, забил вопрос в поисковик и получил за секунды ответ. Но всегда ли Интернет дает исчерпывающий ответ? Является ли он правильным, соответствует ли по сложности возрасту вопрошающего, передает ли эмоции и отношение к данной информации? Не всегда, а порой наоборот. Вот и пропадает у ребенка желание исследовать что-то новое, познавать неизведанное. Тут учитель вам в помощь – и расскажет, и отфильтрует ненужное, и покажет, и выразит свое отношение к исследуемой проблеме не сухо и без рекламы. А если не сможет дать ответ сразу, то обязательно вернется к этому вопросу, изучив его подробно, и расскажет своим любимым ученикам-почемучкам, пропустив это сначала через себя, а уж потом выдаст на суд своим еще неокрепшим умам в классе.
Вот бы предмет новый ввели в школе, обучающий деток цифровым технологиям, так смогли бы усовершенствовать в сотрудничестве учителя и ученики свое взаимообучение. Преподавание стало бы более продуктивным и прогрессивным. Метод сотрудничества учителя и ученика в создании правильного видеоряда или презентаций, с точки зрения ребенка, всегда важен для улучшения восприятия цифровых методов обучения. Создание персонажей видеопомощников, физминуток под любимую музыку можно было бы доверить ребятам, например, в качестве проектной деятельности или домашнего задания. Тренд на выстраивание в классе доверительных отношений учителя с родителями учеников, объединяя их, и родителей, и ребят, поможет учителю лучше понять интересы и предпочтения ребят. Работа по группам на уроке по созданию обучающих мультфильмов, роликов, монтаж фильмов после посещения внеклассных мероприятий и навыки компьютерной графики разовьют и оставят на память оцифрованное событие. Совместная визуализация сложных для восприятия учебных тем очень важна. Ведь заинтересованные одной темой и ученики, и классная дама вырабатывают общие правила коммуникации, проводят встречи, собирают базу знаний и в итоге создают видеопродукт, а это сближает учеников класса между собой. Учитель превращается скорее в наставника и коллегу. И во всем этом, конечно, нужно учитывать личностные характеристики обучающихся, их способности и увлечения, которые играют не меньшую роль, чем профессиональный опыт педагога. Результат обучения только сложно будет оценивать. Сложность, с которой еще может столкнуться учитель, – это временной контент. С одной стороны, подготовка подобных заданий требует больше времени от учителя, с другой – обычно учащимся требуются еще и руководство, и четкие правила в командной работе. Но когда наших классных дам пугали трудности? Идея ведь классная, перспективная и новаторская!
Мария ПЛАТУНОВА, учитель начальных классов Вешняковской школы
Комментарии