Проблема развития познавательной активности учащихся не нова, но по-прежнему актуальна. Являясь учителем физики в общеобразовательной школе, я замечаю тенденцию снижения интереса учащихся к предмету. Одну из причин такого положения вещей называют американские физики: «Все согласны с тем, что физика – одна из самых интересных наук. В то же время многие учебники физики никак не назовешь интересными. В таких учебниках изложено все, что следует по программе. Там обычно объясняется, какую пользу приносит физика и как важно ее изучать, но из них очень редко можно понять, почему заниматься физикой интересно. А ведь эта сторона вопроса тоже заслуживает внимания».
Звенит звонок, учитель заходит в класс, начинается урок. Объяснение нового материала: «Запишем тему урока: «Притяжение и отталкивание молекул вещества». Привычно, научно, так называется и соответствующий параграф учебника, но… не интересно. Я предлагаю заменить стандартные темы уроков занимательными. Например, «» – вместо «Притяжение и отталкивание молекул»; «Почему у сыра дырки круглые?» вместо «Закон Паскаля»; «Почему живую рыбу трудно удержать в руках?» вместо «Трение в природе и технике»; «Почему парятся на верхних полках бани?» вместо «Конвекция»; «Что течет по проводам?» вместо «Электрический ток в металлах»; «Может ли быть железо газообразным, а воздух твердым?» вместо «Агрегатные состояния вещества» и так далее. От этого двойная польза: в конце урока обязательный ответ на этот вопрос с использованием изученного на уроке материала и привлечением научных понятий, а на дом задание: подобрать или придумать такие же вопросы по изученному теоретическому материалу.
«Хочешь честно? Физика осталась страшным сном: очень строгий учитель и все сложно, неинтересно, непонятно…»(Из разговора с учителем литературы)
Я разделяю мнение американского физика и считаю, что один из вариантов решения проблемы формирования интереса к знаниям – достижение эффекта сопереживания. Одна из причин потери интереса – непригодность ряда традиционно применяемых приемов обучения для конкретных учеников. Это побудило меня придумать и применить на практике новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету, а значит, и решению основной задачи обучения. При этом я опиралась как на опыт коллег, так и на новейшие разработки нетрадиционных методов преподавания. Все приведенные в данной статье приемы были многократно практически апробированы на уроках, положительно влияли как на кратковременный, так и на устойчивый интерес к изучаемому материалу и всего предмета в целом, что в конечном итоге способствовало повышению продуктивности, эффективности урока, раскрытию, реализации и развитию индивидуальности учащихся. После года работы по новым методикам мониторинг, традиционно проводимый школьной психологической службой для выявления рейтинга предметов, показал, что физика стала занимать 1-3-и места по интересу учащихся к предмету, количество ребят, выбравших физику для сдачи экзамена, выросло и достигло 56 из 123 девятиклассников (данные по школе № 16 г.Иркутска, 1999-2001 гг.). Выпускники успешно сдают экзамен по физике в вузы. При этом основное внимание уделяется первой ступени изучения физики – в 7-8-х классах. Целенаправленная работа по формированию стойкого интереса к предмету, применение активных форм обучения на первой ступени приносит свои плоды и в старших классах: ученики не боятся сложного предмета, с интересом осваивают новые формы, приемы обучения, математические подходы к освоению физики им не страшны.
Почему гуси не тонут?
Звенит звонок, учитель заходит в класс, начинается урок. Объяснение нового материала: «Запишем тему урока: «Притяжение и отталкивание молекул вещества». Привычно, научно, так называется и соответствующий параграф учебника, но… не интересно. Я предлагаю заменить стандартные темы уроков занимательными. Например, «Почему гуси не тонут?» – вместо «Притяжение и отталкивание молекул»; «Почему у сыра дырки круглые?» вместо «Закон Паскаля»; «Почему живую рыбу трудно удержать в руках?» вместо «Трение в природе и технике»; «Почему парятся на верхних полках бани?» вместо «Конвекция»; «Что течет по проводам?» вместо «Электрический ток в металлах»; «Может ли быть железо газообразным, а воздух твердым?» вместо «Агрегатные состояния вещества» и так далее. От этого двойная польза: в конце урока обязательный ответ на этот вопрос с использованием изученного на уроке материала и привлечением научных понятий, а на дом задание: подобрать или придумать такие же вопросы по изученному теоретическому материалу.
Предложи способ запомнить
В физике очень много материала, который надо просто запомнить наизусть: физические величины, их буквенные обозначения, единицы измерения, формулы и др. Как добиться, чтобы и эта работа была в удовольствие? Учитель подсказывает детям, как запомнить, используя сведения из истории вопроса. Например, скорость обозначается буквой v (по-русски «в»). При изучении этой буквы поясняется, что по-гречески «velocitas» – «быстрота движения», т.е. скорость. Языковеды предполагают, что русская фамилия Велосипедов (упоминается в летописях XVII века) произошла от этого греческого слова. В дальнейшем дети легко вспоминают, что скорость – «велосипед», буквенное обозначение v.
Но чаще всего детям предлагается самим придумать способ запоминания, с чем они справляются превосходно. В 10-м классе при знакомстве с буквой q (ку) – «удельная теплота сгорания» один из учащихся предложил ассоциацию: «сгорел и ку-ку». Весело и легко запоминается. Удельная теплота парообразования обозначается буквой L, запоминаем: слово большое (парообразование) и буква большая – заглавная. Удельная теплота плавления обозначается l – лямбда, запоминаем по букве л. Занимаясь переводом единиц из одной системы в другую, дети заметили: если переводимая единица измерения больше, то надо умножать (в этих словах гласная одна – о), а если меньше, то делить (в этих словах гласная – е) на число связи единиц.
Сравни
Ученикам приходится иметь дело с большим количеством цифрового материала, важного для понимания предмета. Чтобы изучаемые цифры было легко запомнить, предлагается следующий прием: «Придумай и сравни данную цифру с другими». При запоминании и представлении числа молекул в 1 см3 воздуха – а молекулы очень маленькие и их очень много – для лучшего запоминания и понимания учащиеся высчитывают, как отличаются число молекул в 1 см3 газа и число людей на Земле, число зерен в колосьях пшеницы на поле (предварительно надо было узнать, сколько зерен в одном колосе, сколько колосьев приходится на один квадратный метр поля и т.д.). Учащиеся сами предлагают сравнить данное число с количеством звезд на небе, видимых невооруженным глазом, и современной цифрой количества звезд, полученной с помощью телескопов; с числом молекул в авторучке (данное число высчитывалось по формулам МКТ).
Найди физику на картине
На уроках физики нельзя обойтись без практических примеров из жизни. Иногда хочется и эту работу оживить, максимально приблизить к ученику, особенно на первой ступени обучения, перенести ученика из мира абстрактных фактов в реальную действительность. Для этого учащимся демонстрируется «живая картина» – окно кабинета физики, сам кабинет или репродукция. Задача: мысленно оживить ее. Глядя на картину, наблюдая за протекающими явлениями, за определенный промежуток времени найти как можно больше примеров физических явлений, примеров тел, веществ, физических величин. Это задание предлагается ученикам 7-го класса на втором уроке физики при знакомстве с данными понятиями. «Живые картинки» используются для описания события с физической точки зрения и при изучении относительности движения, видов теплопередачи, равномерного и неравномерного движения, диффузии и агрегатных состояний вещества, электрических явлений.
Своя игра
Для поддержания интереса к традиционному контролю знаний используется следующая форма фронтальной проверки: перед уроком на доске заполняется таблица с разными цифрами, причем каждая цифра означает конкретный вопрос в тетради учителя и количество баллов за правильный ответ на него. Вопросы составлены дифференцированно: есть вопросы и для слабых учащихся, и для сильных, количество баллов соответствует сложности вопроса. Учащиеся по очереди выбирают цифру вопроса, отвечают, зарабатывая общие баллы как для личного зачета, так и для класса в целом. Время опроса ограничено. Ребятам интересно, сколько баллов заработали ученики других классов за это же время. Интересна тактика игры, которую выбирают ученики: ответы на простые вопросы и зарабатывание верных баллов постепенно (недостаток: может и хватить времени) или ответы на сложные вопросы, но тогда есть опасность не получить баллы за ответ, протянуть время. Опрос проходит быстро, количество разбираемых вопросов велико, принимает участие весь класс, возникает высокий познавательный интерес.
Театр на уроке
У многих учащихся первая ситуативная заинтересованность может перерасти в глубокий и стойкий интерес к предмету. И отказываться от этой возможности нельзя. Любят дети игру, театр? Легко переносятся в сказочный мир, с удовольствием принимают участие в волшебных превращениях, искренне сопереживают героям? Конечно! Давайте дадим им возможность и на уроках поиграть, но с пользой для дела. Ученики 7-го класса охотно разбирают роли для урока-суда над инерцией, трением и законом Паскаля: здесь и повар, и бабушка, и милиционер, и кинолог, и врач, и спортсмен, и юрист, адвокат и инерция, трение и Паскаль. Изучаем относительность движения – почтальон приносит письмо Ваньки Жукова на деревню дедушке. Закон Архимеда – царь Гиерон поручает Архимеду выяснить: «Честно ль сделана работа – золото иль позолота?» Сценка разыгрывается в стихах. Обобщаем знания о молекулах – дети с удовольствием вживаются в образы молекул твердых тел, жидкостей и газов; повторяем электростатику – перед нами журналисты и ученые на пресс-конференции, ищем виды теплопередачи в окружающей жизни – перед нами выступают доктор наук, профессор, академик, изобретатель.
Устами младенца
Один из учащихся выходит из класса, остальные договариваются о физическом законе, понятии, величине и т.п. Зашедшему ученику предлагаются различные определения загаданного слова до тех пор, пока он не отгадает (или заранее договариваются о количестве попыток). В результате учащиеся развивают физическую речь, вспоминают разные определения загаданного, проявляют смекалку и находчивость. При отгадывании слова «пробой» (10-й класс, тема «Электрический ток в различных средах») ученик объяснил слово так: «Про мальчика по-английски» («boy» – мальчик). Этот неординарный подход вызвал оживление, смех, интерес к данной работе.
Елена ХАЛИУЛИНА, учитель физики Белой СШ п.Среднего Усольского района Иркутской области, победитель конкурса «Учитель года России-2003» в номинации «Практико-ориентированное образование»
Комментарии