Марине Фроловой любовь к детям передалась от ее матери, учительницы начальных классов. Но случилось так, что Марина после школы избрала совсем другой путь. Окончила технический вуз, стала инженером. Работа нравилась. Но трудные 90-е резко изменили ее судьбу.
На предприятиях тогда перестали платить зарплату. Однажды Марина зашла в родную школу, теперь гимназию №1527, и таким домашним теплом повеяло, так легко ей было общаться с педагогами, что она задумалась: не пойти ли ей в школу преподавать математику? К тому же зарплату, хотя и небольшую, здесь выдавали регулярно. Да и ее бывшие учителя усиленно приглашали.
Став педагогом, Марина Петровна с первых дней поняла, что это и есть ее призвание. Ее коллеги, бывшие учителя, во всем помогали. А уже через год Марине Петровне дали классное руководство. И вот почти двадцать лет она воспитывает, а не только учит детей, помогая им преодолевать трудности, делать большие и малые успехи.
Она всегда с трудом расстается со своим очередным выпускным классом, словно это ее собственные дети вылетают из родного гнезда. Они покидают школу, но остаются в ее сердце навсегда.
И она со всеми поддерживает взаимоотношения. Бывшие воспитанники ей пишут, звонят, приходят в гости, приглашают к себе. Ребята каждого выпуска кажутся ей самыми лучшими, самыми неповторимыми. Но вот Марина берет очередной пятый класс, и через несколько месяцев они тоже становятся ее любимыми мальчиками и девочками, с которыми ей всегда интересно и которые ей тоже очень дороги.
Марина Петровна не видит грани между преподаванием предмета и классным руководством. «Урок, – говорит она, – не просто сообщение новых знаний, это обязательно и воспитательный процесс».
В этом году Марина Петровна выпустила очередной класс и решила один год отдохнуть от классного руководства, отдохнуть от бесконечных хлопот, которые не оставляют ее ни днем, ни ночью.
– Но я очень быстро почувствовала себя настоящей сиротинушкой: прихожу в школу и чувствую себя какой-то чужой, никто не бросается мне навстречу, никто не обращается за советом. Ощущение такое, как будто дети уехали из дома и он опустел. И я снова попросила дать мне классное руководство.
Может ли классный руководитель стать для ученика другом? Не всегда. А Марина может. В школе она полностью заменяет родителей. И ребята бегут к ней с любым вопросом. Бывают случаи, когда от родителей нужно что-то скрыть, чтобы их не расстраивать. И возникшую маленькую неприятность дети преодолевают благодаря Марине Петровне. Бывали ситуации, когда ей приходилось в какой-то мере заменять ребенку мать.
Ребята, окончившие школу лет шесть назад, и их родители хорошо помнят ситуацию, когда они всем классом вместе с Мариной Петровной помогали одной девочке, которая после смерти мамы осталась с одной больной бабушкой. Тоня была довольно скрытной, и даже Марина Петровна не сразу узнала о ее бедственном положении. А едва узнав, сразу пошла к ней домой. Девочке пришлось все делать самой, никто ей не помогал. И даже стиральной машины у нее не было. Марина Петровна рассказала об этом ребятам. Они вместе с родителями собрали деньги и купили Тоне стиральную машину.
А потом всем классом установили шефство. Девочка успешно окончила школу, а потом и вуз. Вышла замуж. У нее все хорошо. Теплое отношение к ней одноклассников, Марины Петровны помогли девушке выстоять, преодолеть все невзгоды.
Классный руководитель из той же параллели Лариса Михайловна Скороходова так отзывается о своей коллеге:
– Марина и человек удивительный, и воспитатель уникальный, что говорится, от Бога. Она с ребятами не расстается и в каникулы.
Как-то летом, проходя по улице, она увидела двоих, потом и еще нескольких ребят из своего класса просто гуляющими. Узнав, что им нечем заняться, она задумалась. «Это ненормально», – сказала Марина и, обзвонив еще нескольких неприкаянных ребят, попросила их родителей отпустить с нею в Турцию. Там она организовала своего рода летний лагерь. Уехала, спасая детей от безделья и, возможно, неприятных ситуаций. А родители легко отпустили с ней своих дочек и сыновей, потому что знали, что с нею будет так же легко и безопасно, как с ними.
Марина Петровна путешествует со своими питомцами и по другим странам. Но прежде она познакомила их с историческими и культурными достопримечательностями многих российских городов.
– Ни одно общее дело не помогает каждому раскрыться, как совместные поездки, – говорит Марина. – Общение в неформальной обстановке в течение длительного времени сплачивает ребят в большую дружную семью.
Эти путешествия, считают сами ученики, их родители, учат их, как вести себя, когда нет рядом родителей, как нужно одеться, чтобы не простудиться, как распорядиться деньгами.
В классе Марины Фроловой был один мальчик, который держался в стороне, почти ни с кем не разговаривал. И ребята не принимали его в свое общество, хотя и пытались. В одну из поездок Марина Петровна уговорила его поехать вместе со всеми. Вечером в гостинице, когда закончились экскурсии, она предложила устроить КВН. Этот мальчик, узнав, что в общей команде ему обязательно придется выполнять какую-то роль, заметно расстроился, весь как-то сжался, словно боясь, что он может оказаться в каком-то неприглядном виде. А ему и в самом деле досталось довольно сложное задание. На лице мальчика появился настоящий испуг, когда узнал, какое задание выпало ему по жребию: ему нужно было изобразить, как оттаивает мороженая курица. Заметив такое смущение, Марина Петровна подошла к подростку, обняла, погладила его по голове и сказала: ты у меня умница, у тебя обязательно получится. И действительно, он с блеском исполнил свой номер.
Восхищенные ребята долго ему аплодировали. А мальчик прямо со сцены пошел к ним. Они его обнимали, поздравляли, говорили хорошие, добрые слова. Этот случай помог ему сблизиться с одноклассниками. И сейчас, после окончания школы, он поддерживает с ними хорошие отношения.
Марина Петровна довольна, что ее воспитанники растут отзывчивыми на чужое горе, умеют сопереживать, радоваться успехам других, чувствовать чужую боль, как свою.
Она видела, как, обычно жизнерадостные и веселые, ее дети были потрясены увиденным в Освенциме, а еще раньше – на Мамаевом кургане в Волгограде. Они и в автобус садились с печальными, серьезными лицами. И всю дорогу молчали. Их доверия и расположения к себе Марина добивается благодаря своей доброте, справедливости. Если кто-то набедокурит, она подзывает ребенка, гладит его по голове и говорит: «Я тебя люблю, но сейчас я тобой недовольна».
Так она в свою очередь растит добрых людей. О классных часах, которые проводит Марина Петровна, можно рассказать как об увлекательном занятии, к которому готовятся и дети, и их родители. Темы подсказывает сама жизнь. Однажды она наблюдала, как ребята, правда, не из ее класса, бросаются булочками друг в друга. И тут же рассказала своим ученикам об увиденном, подчеркнув, что ее возмутило недостойное поведение подростков. И вдруг видит, что и ее воспитанники не до конца понимают, почему такое поведение возмутительно. И тогда у классного руководителя родилась идея предложить своим ребятам подготовить социальный проект о хлебе.
Питомцам Марины Фроловой понравилось создавать социальные проекты, часто к ним присоединяются ребята из других классов той же параллели. Организаторами и помощниками здесь выступают классные руководители. Во многих таких делах участвуют и родители. Стали традицией семейные конкурсы: «Папа, мама и я – спортивная семья», «Папа, мама и я – музыкальная семья», «Папа, мама и я – туристская семья», «Папа, мама и я – кулинарная семья». Именно Марина Петровна и Лариса Михайловна Скороходова из той же параллели создали такую традицию в школе. Как итог одного из конкурсов была написана кулинарная книга, которую получил каждый ученик.
Прошлой осенью ребята придумали праздник «Осень». Здесь тоже каждый показал свое творчество. Одна девочка придумала удивительное платье. Оно было выполнено из разноцветных осенних листьев. А помогала подруга, которая во время демонстрации скромно сидела в зале, никому не сказав о своем соавторстве. Скромность украшает человека.
Москва
Комментарии