search
main
0

Признание в любви

Я знаю его незабытые раны

“Я знаю мальчишку с глазами, как небо,

Он стал ветераном, а юным он не был. Средь залпов и взрывов, застряв в бездорожье, Она не пришла к нему – Юность – и что же?.. Мальчишка ложился в привал на гранаты, Мальчишку баюкали залпов раскаты… Бежал он в атаку в истлевшей рубахе – И враг отступал в паническом страхе. А рядом с мальчишкой, у самого тела, Его недопетая песня летела… Я знаю его незабытые раны, Считаю героем его безымянным, Хочу, чтоб росли сыновья у солдата Такими, как он, – с душою богатой”!

Эти строки написаны мною очень давно – 9 мая 1965 года, в день двадцатилетия Великой Победы. Посвящены они Александру Павловичу Багинскому – моему однокласснику, солдату-пехотинцу, из тех, что “пол-Европы по-пластунски пропахали…”, моему другу и единомышленнику, коллеге по педагогической работе, мужу, отцу наших двух сыновей.

С тех пор прошло тридцать четыре года.

Каждое мое слово, сказанное об Александре, остается в силе!

…Передо мной маленькая пожелтевшая книжица из тетрадных листов. Это дорогая семейная реликвия. Ей уже более половины века. Сюда Саша заносил скупые записи фронтовых дорог:

“31 мая – день моего восемнадцатилетия – ушел на фронт…”, “Двинулись на передовую…”, “…Перешли Вислу и спустились в траншеи…”, “…прорыв на Висле (получил ранение)…”, “госпиталь 3407…”, “Пришел в оборону, на Одер”, “…Наступление на Одере…”, “ранен за каналом Одер-Шпрее”, “Госпиталь – 30 километров от Франкфурта”, “Бои за Берлин…”, “Находимся на Эльбе”, “…Двинулись в Россию!..”

Вот выцветшие фронтовые листовки, которые были сброшены с самолета на одном из боевых участков: “Сражайтесь так, как сражается Александр Багинский…” Боевые медали “За освобождение Варшавы”, “За взятие Берлина”… Простой труженик-солдат.

После войны самые молодые оставались в армейском строю еще более пяти лет. Саша – среди них. Смоленск, Днепропетровск, Краснодар, Усть-Бухтарма… – одно слово – служба!

А вот и “гражданка” – вечерняя школа рабочей молодежи в Краснодаре, Одесский педагогический институт имени К.Д.Ушинского. Затем – учитель физики в глухом селе, завуч школы в Краснодаре и директор вечерней сменной средней общеобразовательной школы ? 9.

С вечерней школой мы связаны неразрывно почти всю свою жизнь. От нее и семья наша берет начало.

Встретились мы с Сашей в августе сорок восьмого в железнодорожной школе рабочей молодежи. Оба с горячим стремлением учиться. Она прибегала в школу после работы, в своем неизменном белом свитере, он – в солдатской гимнастерке.

…Потом оба станут учителями. Она – словесницей в дневной, а он – физиком и директором в вечерней. И отдадут школе более тридцати лет жизни…

А пока…

Прошло лишь три года после войны. Мы рвались в школу, несмотря ни на что. Не останавливала нас усталость, хотя позади трудный рабочий день; не страшил голод (после войны не сразу оправилась страна от неописуемой разрухи, хлебные скудные пайки и продовольственные карточки жестоко лимитировали наш рацион). Порой полуобморочное состояние заставало прямо на уроке. Выйдешь, подставишь голову под холодную струю крана – отдышишься и… снова за парту! Занимались до полуночи. Ночью – домашнее задание, а утром – опять к станку, на стройку или на паровоз… Нам ли душою не понять друг друга!

До сих пор звучит для нас с Сашей голос любимого учителя литературы – директора школы Василия Михайловича Савельева. По сей день вспоминаем мы уроки-диспуты, уроки-путешествия в прошлое математики учителя Бабенкова Григория Владимировича. Мы помним школьные вечера, где нас, нескладных, неловких, катастрофически застенчивых, учили бальным танцам, учили общению, побуждая взглянуть наконец на мир молодыми глазами. Ведь мы повзрослели слишком рано.

Она знала нас всех поименно, наша школа; верила нам, любила бескорыстной и преданной любовью, понимала и принимала нашу индивидуальность, давала возможность, а порой неуклонно и настойчиво побуждала проявить все свои скрытые способности и таланты. Вот в какой школе произошла эта встреча “на всю оставшуюся жизнь”.

Прошли годы. Сыновья наши стали взрослыми, серьезными людьми. Сергей – инженер-механик. Андрей – инженер-электрик. Растут их дети – четверо наших внуков. Любят внуки рассказы деда. О детстве, о школе, о войне. В детских рисунках воплощается многое из рассказанного о фронтовых дорогах. Дед – рассказчик великолепный, остроумный, эмоциональный.

В судьбе бывшего фронтовика Александра Багинского отразилась судьба поколения.

Им, бывшим мальчишкам, дорогим нашим ветеранам Великой Отечественной войны, и посвящаются эти строки…

Виктория БАГИНСКАЯ, учительница русского языка и литературы

Краснодар

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте