На конкурсе «Воспитатель года России» в 2018 году впервые было предложено непривычное для участников испытание «Сочинение на заданную тему». Испытание в полном смысле этого слова, поскольку писать приходилось не только впервые, но и буквально «с колес» – в первый организационный день. За два часа участникам предстояло высказаться на одну из трех тем, соблюдая формат «не более 4 страниц рукописного текста» (подробнее читайте в №47 от 22 ноября 2018 года). Единственное «послабление» от организаторов – возможность самостоятельного выбора жанра сочинения. Это мог быть очерк, рассказ, сказка, письмо, эссе или дневник, статья или репортаж, путевые заметки, советы и даже стихи. Несмотря на кажущиеся сложности, участники успешно справились с заданием. А чтобы не быть голословными – представляем вниманию сочинения лауреатов конкурса, которые публикуются с их согласия и, быть может, помогут участникам будущих конкурсов в подготовке к этому заданию.
В моих руках будущее
Татьяна БЕЛЯЕВА, воспитатель Центра развития ребенка – детского сада №14 города Колпашево Томской областиНедавно один ребенок задал мне вопрос: «Татьяна Алексеевна, а бывают путешествия во времени?»Да, конечно! Во времени могут путешествовать мысли, которые оставили мудрецы, знания, передаваемые из поколения в поколение, а могут путешествовать истории.У меня есть такая – которая проделала долгий путь, но все равно дошла до адресата.Я была молодым журналистом местного канала. По заданию редакции поехала в небольшую деревню снять репортаж про одинокую старушку, которая живет в ветхом доме.Жила героиня на окраине деревни, дом почти весь ушел в землю, торчала только крыша, стены повело, и доживала свой век в этом жилище бабушка Рая «как догорающая лучина» – так она сама о себе говорила.История ее была обычна. Жила, работала, от других не отставала. Муж погиб на войне, есть сын, но, как это часто бывает, участия в жизни матери не принимает. И живет баба Рая – глухая, слепая и беззубая, – одна-одинешенька. «Поговорить люблю, но не слышу, да и не с кем», – говорила старушка. И составляли ей компанию только два кота и собака.Репортаж об одинокой старушке вышел на ТВ, и все о нем забыли. И спустя годы у этой истории наступило неожиданное продолжение.Я стала воспитателем. В моих руках не бумага и карандаш, а будущее – дети. И вот однажды я в группе просматривала материалы на флешке, наткнулась на сюжет о бабушке и машинально нажала на воспроизведение. На экране тут же появилось светлое и доброе лицо старушки. А в группе мгновенно наступила тишина. Дети смотрели как завороженные, и было такое чувство, что свет этой женщины проник в сердце каждого. Когда я попыталась выключить, раздался пронзительный детский крик «Оставьте!».Репортаж закончился, дети попросили поставить еще раз. А после посыпались вопросы: «А почему она одна?», «А что с ее домом?», «А почему ей сын не помогает, она же его мама?», «А почему у нее муж погиб на войне?», «А почему бывает война?», «А может, мы ей поможем?», «А давайте сходим в путешествие к ней!»Разве я могла сказать им, что нет уже этой бабушки и ее дома. Но она совершенно точно не зря прожила свой век, и ее «догорающая лучина» озарила своим светом детей.На следующее утро родители рассказывали, что весь вечер дети вспоминали своих бабушек и дедушек. Кто-то сходил в гости, кто-то позвонил. Рассказывали дома они и о бабушке, которой надо помочь.«А что там за история с бабушкой?» – спросили родители. А я ответила, что хорошая история. Важная, нужная. Я спокойна за будущее детей, у них добрые сердца, в которых есть место и своим, и чужим.Благодаря этой истории мне стало понятно, как прошлое, настоящее и будущее связаны неразрывной нитью.Да, в моих руках не бумага и карандаш, но я творю будущее своими руками!
Надежда ПРОНЕВСКАЯ, воспитатель детского сада «Радуга», структурного подразделения Малодорской средней школы Архангельской областиДобрый день, мой уважаемый Дневник!Тороплюсь поделиться с тобой великой радостью. Мне хочется кричать на весь белый свет: «Я – воспитатель, и я счастлива!» Сегодня я получила письмо от девочки, моей выпускницы. В нем обнаружила яркий красочный рисунок – принцесса в пышном платье, а вокруг нее сердечки и надпись: «Надежда Васильевна».Оказалось, это мой портрет! А ведь для ребенка принцесса – любимый герой сказок и мультфильмов. Сердце мое бешено стучит. Я поняла! Я нашла самое желанное сокровище для воспитателя – любовь детей! К ней я стремилась много лет, изучая подсказки, которые мне оставляли сами дети.Я, конечно же, чувствовала, как дети тянутся ко мне: они могут подойти и обнять, побеседовать о самом сокровенном, слепить фигурку в подарок. Но до сегодняшнего дня я не думала, что это и есть их любовь ко мне.Помнишь, уважаемый Дневник, я когда-то делала запись: «Мир ребенка очень хрупкий. Мы – воспитатели – должны войти в этот мир, не разрушив его. В каждом маленьком человечке таится его индивидуальность. Нужно только в этой «раковинке» найти «жемчужинку». Та запись не была случайной.Однажды в нашу группу пришел новый мальчик – с особенностями развития. Дети стали активно вовлекать его в свои игры, но он не хотел играть. И у меня не получилось с ним побеседовать. Он молчал и отходил в сторону. Я похвалила детей за их прекрасное намерение – дружить, но в то же время попросила, чтобы они дали ему осмотреться и познакомиться с нами. Присмотревшись к ребенку, я поняла: он не любит шумных компаний, а с интересом собирает конструктор. На следующий день я принесла конструктор-головоломку и попросила помочь собрать. Мальчишка откликнулся на мою просьбу. Вот так началось наше общение, которое переросло в дружбу. А для себя я сделала вывод: нужно быть мудрым и сердечным человеком, чтоб увидеть в ребенке его уникальность.Я не раз писала, уважаемый Дневник, что зачастую мне приходится искать ответы на детские вопросы, которые ставят меня в тупик. Просто удивляюсь, с каким неутомимым желанием дети познают и исследуют мир. Сколько в связи с этим у них возникает вопросов! Здесь, на мой взгляд, главное – не навредить. Лучше признаться, что у тебя нет ответа и предложить ребенку вместе поискать истину. Ведь недостоверные знания могут исказить картину мира.Хочу сказать, уважаемый Дневник, что поиск ответов позволяет мне посмотреть на мир глазами ребенка. Какими мы, взрослые, бываем наивными, когда думаем, что нам достаточно тех знаний, которые мы имеем. Это привело меня к мысли, что у детей можно многому научиться. И это был еще один шаг к моему сокровищу. А следующую подсказку мне оставили дети-шалуны. Часто мы слышим от коллег, что такие дети нарушают спокойствие, создают проблемы. Но если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что шалуны – жизнерадостные, общительные. Свои шалости они творят со всеми, кто заслуживает быть их участниками. Надо не подавлять детей, а направлять в нужное русло, и тогда шалуны станут вашими друзьями. Это был шаг к взаимопониманию, а значит, и к моему сокровищу.Шалва Амонашвили, мой кумир, назвал это «законом взаимности»: «Когда педагог спешит к детям и радуется встрече с ними, тогда и дети спешат к педагогу и от всего сердца радуются встрече с ним».Хочу поведать, уважаемый Дневник, что за все время, проведенное с детьми, я получила от них множество подсказок. И во всех подсказках я видела одно – нужно любить детей. И это чувство должно идти от сердца! Я знаю, что в моих руках будущее. Если моя любовь к детям поможет им стать добрыми и чуткими людьми, а я считаю, что это немаловажно в наше время, значит я на правильном пути!
Светлана РЫЖАНКОВА, воспитатель детского сада комбинированного вида №151 «Маяк» города БрянскаВы ведь играли когда-нибудь с конструктором ЛЕГО? Помните?.. Множество разноцветных элементов, которые, потрудившись, подумав и поэкспериментировав, можно превратить во что-то, похожее на дом или машину. Правда, можно и во что-то бесформенное и неинтересное (если думать и экспериментировать совсем не хочется).Вы удивлены, почему вдруг о ЛЕГО?Просто я поняла, что моя работа похожа на этот конструктор…Нет-нет! Дети для меня вовсе не «бездушные элементы». В этом случае я никогда бы не стала воспитателем и никогда бы не начала работать в детском саду, в который с радостью ходила когда-то в детстве. Дело в том, что в моих силах «слепить» из ребятишек (таких разных, таких неусидчивых и доверчивых, наивных и любознательных) нечто бесформенное и неинтересное, если буду заботиться лишь о том, как они поели и поспали, не обижали друг друга. Все это, безусловно, важно! И все это я делаю… Но я убеждена, что подумав и потрудившись, можно создать из этих ребятишек будущих инженеров и строителей, будущих экспериментаторов. Будущих мыслящих и интересных людей!Можно! А иначе зачем я работаю воспитателем, зачем тогда я?Прочитав мои размышления, вы невольно подумали: какие инженеры, строители (хотя на сегодня одной из задач российского образования является подготовка инженеров-конструкторов, аналогов которым не было бы в мире), если речь идет о дошкольниках? Позвольте не согласиться! Наш детский сад №151 «Маяк» города Брянска является инновационной площадкой в рамках реализации программы преемственности практико-ориентированного образования дошкольного и начального общего уровней образования, я – руководитель творческой группы по внедрению Лего-технологий в дошкольные образовательные учреждения. Вот так звучит моя работа на языке документов… А что стоит за этим?За этим – мои ребятишки, с которыми мы играем с любимой игрушкой – конструктором ЛЕГО, развиваем мелкую моторику, развиваем фантазию, формируем основы технического творчества, экспериментируем, познаем…И все это так важно для будущего нашей страны, которой нужен мыслящий человек!Помните, когда вы первый раз увидели множество разноцветных элементов конструктора ЛЕГО, немного испугались: неужели у меня получится из них создать что-либо интересное? А я уверена, что получится!Получится! У каждого из нас все получится! Если, конечно, потрудиться, подумать, поэкспериментировать!А иначе зачем я? А иначе зачем мы?
Наталья МИРГОРОДСКАЯ, воспитатель детского сада №75 Энгельсского муниципального района Саратовской областиПисьмо подругеЛиза, милая, здравствуй!На днях вспоминала, что в будущем году будет 20 лет, как мы окончили университет, а потом увидела твою фотографию в «Одноклассниках» и так захотелось с тобой поговорить! Как ты живешь сейчас?Мне в жизни повезло: у меня прекрасная семья, любимая работа. Помнишь, как во времена нашего студенчества мы с упоением изучали труды гениальных педагогов и психологов, которые открывали нам уникальность и своеобразие дошкольного детства? Мы понимали, что детский возраст – время интенсивного формирования внутреннего мира ребенка, становления его личности. Помнишь, как мы мечтали? Что наши воспитанники будут самыми необыкновенными, развитыми, талантливыми, а мы – грамотными, чуткими, умными. Но, столкнувшись на практике с реальностью, я поняла, как много мне еще предстоит узнать, изучать, переосмыслить. Еще Ушинский говорил: «Люди, сильные в теории, но беспомощные на практике, мало на что пригодны». Вот и я развивалась, совершенствовалась, стала генератором новых идей и задумок, умеющей воплотить их на практике вместе с детьми и родителями.Лиза, ты, наверное, знаешь, что немногие из наших «бакалашников» пошли в профессию. Ни для кого не секрет, что сейчас к любому профессионалу предъявляются самые высокие требования. Он должен быть грамотным и юридически, и экономически, просто обязан ориентироваться в современной исторической и культурной ситуации. И, в первую очередь, это относится к современному педагогу. Однако я думаю (уверена, ты со мной согласишься), что в первую очередь воспитатель должен быть образцом духовности, нравственности, воспитанности, доброты и справедливости. Только в этом случае он будет примером для детей и родителей. Видимо, Лиза, не каждый их наших оказался готов примерить на себя эту непростую роль.Став воспитателем, я поняла, как много впереди ждет меня работы: нужно настойчиво и последовательно овладевать педагогическим искусством, изучать психологию детей, предусматривать и предупреждать возможные затруднения, принимая во внимание самобытность каждого ребенка и его семьи. В течение дня я перевоплощаюсь по нескольку раз: ведь воспитатель XXI века должен быть и другом, и художником, и актером, и психологом.Я поняла, что творческий потенциал воспитанника зависит в первую очередь от творческого потенциала самого воспитателя.Но все же, дорогая, должна тебе признаться, что считаю самым главным вовремя заметить и развить (пусть даже крошечные) задатки ребенка, увидеть искорку, которая есть в каждом от рождения. А потом создать условия, чтобы каждый малыш почувствовал себя в этом мире значимым, принятым, успешным!Пусть тебе не покажутся высокими мои слова, но иногда мне кажется, что у ребят за спиной вырастают крылья. А в душе навсегда поселяется уверенность в собственной неповторимости. А это не так уж и мало! Ведь в этом кроится счастье каждого ребенка, а значит общества в целом. Думаю, Лиза, ты согласишься со мной, что работа с детьми – это особенно важная и ответственная миссия, и без соблюдения определенных правил здесь не обойтись.Мы с коллегами сейчас изучаем профессиональный образовательный стандарт педагога дошкольного образования. В двух словах, он определяет уровень и характер квалификации, которой мы, воспитатели, должны обладать. Знаешь, с одной стороны, профстандарт облегчает нашу работу, четко определяя, какие компетенции нам нужны для выполнения должностных обязанностей; с другой стороны, мобилизует, ведь воспитатель должен владеть новейшими методами и приемами, уметь ставить перед собой стратегические цели, планомерно и грамотно их достигать. Что касается меня лично, то за годы своей работы в пространстве дошкольной жизни мне удалось освоить различные межпредметные области, которые помогают в работе и с ребятами, и с родителями. Но я не останавливаюсь на этом, мне есть, что изучать, к чему стремиться. Сегодня такое время, когда нельзя тормозить. Помнишь, как говорили наши учителя: «Наша профессия – это как езда на велосипеде, нужно всегда крутить педали, иначе либо остановишься, либо упадешь».Наша работа… Каждый новый день приносит нам радости, а порой огорчения. Но поиск новых путей и методов работы делает нашу профессию интересной, социально значимой. Мы несем ответственность не только за жизнь и здоровье детей, но за их эмоции, чувства, отношение к окружающему миру. Нам доверяют самое ценное – своих детей. Поэтому я всегда открыта к диалогу с родителями, с удовольствием вовлекаю их в совместную деятельность. Стремлюсь, чтобы они не «пережили», а прожили ярко, радостно, незабываемо вместе со мной и ребятами это прекрасное время – детство их сыновей и дочек.Что ждет нас впереди, каким будет наш мир? Угадать невозможно. Но как бы ни менялся мир, всегда остается надежна на лучшее! А будущее – это наши дети, наши воспитанники, которым так хочется создать благополучные условия для всестороннего развития. Лизонька, знаешь, только тот, кто хоть однажды держал в своей руке доверчивую детскую ладошку, поймет меня: самая светлая и мирная миссия – быть воспитателем! Отдавая им всю себя, без остатка, я чувствую себя счастливой! Я живу и расту вместе со своими ребятишками и, оставаясь сама собой, меняюсь. И верю, что к лучшему.Для меня, Лиза, моя профессия стала смыслом жизни. Надеюсь, что и у тебя все также хорошо. Кажется, рассказала тебе почти обо всем… Но мне хотелось бы узнать побольше о тебе. Как семья, дети, работа? Передавай своей маме, своим родным и, если встретишь наших однокурсников, привет от меня.P.S.Да! Чуть не забыла! Представляешь, в этом году участвую в конкурсе профессионального мастерства. Новый опыт, новый уровень… Не знаю, что из этого получится. Но определенно это бодрит, заставляет на многие вещи взглянуть по-новому, внести яркие краски в житейские будни. Бесспорно, способствует творческому поиску, это определенный вызов самому себе (а ты знаешь – это как раз по мне) и рождение новых идей. Позже напишу, как все состоялось. Надеюсь на твою поддержку. Пиши. До свидания!
Ирина КУЧМИНА, воспитатель детского сада общеразвивающего вида №6 «Аленушка» города Строитель Яковлевского района Белгородской областиУтро. Ранее утро. Я иду на работу в свой любимый детский сад. Прохладный осенний ветерок раздувает волосы. Я люблю осень! Особенно золотую! А в этом году она именно такая. Вот ветерок-озорник подхватил маленький желтый листочек и закрутил его в своем круговороте. Ловлю его и кладу на ладошку. Забавно… Ведь осенние листья так напоминают мне моих малышей.Вот маленький резной листочек кружит над головой, будто хочет мне что-то сказать. Он совсем как моя Полина. Она успевает все: рассказать мне, как провела выходной, помочь Ромочке застегнуть сандалик, похвастаться своими нарядами.А этот яркий кленовый листочек помчался вперед, обгоняя другие. Он похож на моего Данечку – такой же непоседа. Он всегда хочет быть первым во всем. А эти два листика-близнеца крепко сцепились друг с другом. Прямо как мои Костя и Женя. Они всегда вместе, даже если ссорятся.Я взглянула на листочек у себя на ладони. А на кого же похож ты, малыш? И что тебя ждет дальше? Что мне с тобой делать? Может, бросить тебя в лужу и пойти дальше? Или бережно сохранить и принести своим деткам?Так же я смотрю на своих малышей и задумываюсь – а кем станете вы? Иногда начинаю мечтать, что кто-то из них станет знаменитым ученым, кто-то грамотным юристом, а кто-то просто заботливой и ласковой мамой, любящей женой. Но ведь их судьба так же, как судьба этого маленького листика, зависит во многом от меня! И если я в нужный момент не приду на помощь, не поддержу, не подскажу, просто не выслушаю… Ведь тогда они не смогут «полететь», засиять яркими красками, не станут частью прекрасной картины жизни, а просто упадут в «лужу» своих переживаний и неуверенности и не смогут оттуда выплыть.Нет, мой маленький листочек, я тебя не брошу! Я возьму тебя с собой!Набираю для моего листочка целый букет «друзей» и несу своим сорванцам.- А что мы будем из них делать? – спрашивают мои малыши.- А что бы вы хотели?- Давайте сделаем картину из листьев. Я хочу наклеить вот этот, ярко-красный, – говорит Ульянка.- Хорошо! Выбирайте листочки!Малыши суетятся, выбирают, какой лист они будут приклеивать. Но вдруг вижу – скромница Ксюша сидит в уголочке и плачет.- Что тебя расстроило? – спрашиваю я.- Мне не досталось листика, я не смогу делать картину со всеми.- А вот и нет! – говорю я и протягиваю Ксюше свой листочек. – Смотри, что у меня для тебя есть. Он маленький и скромный, но он очень важен для нашей картины!Улыбается и робко берет листочек.- У нас не хватает одного листика для картины, – вдруг раздаются голоса моих непосед.- Да вот же он! – Радостная Ксюша наклеивает свой лист. Картина закончена!- Ребята, а на что похожа эта картина?- На нас! – вдруг серьезно говорит Артемка.- Чем же? – удивляюсь я.- А эти листочки как мы: все разные, но они все держаться вместе.- А где же на этой картине я?- А вы, Ирина Сергеевна, ваза, в которой собраны все листики. Вы нас учите быть вместе!А ведь он прав! Без меня им сложно научиться дружить, прощать друг другу ошибки, помогать в трудную минуту. А я всегда буду с ними рядом, помогу, научу, поддержу. Потому что их будущее – в моих руках!
Любовь МАКЕЕВА, воспитатель общества с ограниченной ответственностью «Витона», Новгородская областьЕсть в нашем мире удивительная страна – Маленькая страна, не обозначенная на карте, и живут в ней наши дети. Там каждый день не похож на другой, полон смеха и радостных событий. Здесь уживаются далеко не все взрослые. Воспитатели – это взрослые, которые в душе остаются немного детьми. Для того чтобы остаться в Мире Детства, нужно искренне любить детей и отдавать им свое сердце. Каждый ребенок неповторим, уникален и интересен, я как педагог должна в каждом увидеть искру и дать ей разгореться. Моя задача – чтобы каждый мой воспитанник вырос счастливой, свободной, развитой личностью. Педагог всегда оставляет след в судьбах своих детей, именно от него зависит будущее каждого ребенка, а значит будущее нашей Родины.Что я могу сделать для этого будущего? Детский сад – это второй дом для ребят, необходимо создать пространство для самореализации каждого ребенка, чтобы дети приходили сюда с удовольствием, спешили поделиться своими новостями, успехами и переживаниями; дать возможность им делать открытия, познавать до сих пор неизведанное, научить видеть удивительное в простом; уважать и ценить каждого ребенка, его интересы. Но мир вокруг стремительно меняется, меняются и наши дети, и их интересы. Педагог должен меняться вместе с ними. Необходимо постоянно самосовершенствоваться и развиваться. Нужно двигаться вперед, стремиться узнавать новое, еще неизвестное тебе. Нельзя останавливаться, иначе ты отстанешь. Твои дети уйдут, и ты станешь им неинтересен. А нужно быть рядом с детьми, быть их другом, партнером и соратником.Воспитание – великое дело, от него зависят судьбы наших детей и всей нашей великой страны!Анастасия ШЛЕМКО, воспитатель детского сада №52 «Котенок» города Химки Московской областиМы лишаем детей будущего, если продолжаем учить их так, как учили вчераД. ДьюнПро нас говорят и так:«Будущее в ваших руках!»Как же трудиться нам для того,Чтобы сделать светлым его?Чтобы наши любимые дошколятаБыли счастливые и умные ребята,Надо воспитателю обладать разными умениямиИ всегда стараться «быть в сомнении».А еще быть педагогом XXI векаИ сочетать в себе лучшие качества человека:Бодрость духа, свежесть мысли,Ясность взгляда, любовь к жизни.Таким воспитателем я быть старалась.Для того много саморазвивалась.Умею обучать, играя, но и о правилах не забывая.Горжусь авторской рабочей программой,Для дошколят подходящей, самой-самой!Воспитанники – призеры конкурсов всероссийских,Чем радуют своих родных и близких.Занимаемся с ними проектами,Экспериментируем с неживыми объектами,Развиваем «суперспособности»У каждого в его любимой области!И не страшит меня диво дивное -Образование инклюзивное.Особые дети – это открытие.Для педагога любого – событие!Успешно с ними взаимодействуюИ в социализации им содействую.Родители воспитанников – мои партнеры,И мы с ними большие фантазеры.То проведем собрание виртуальное,То совместное занятие, но уже реальное,Мастер-классы и родительские гостиные,Ведь цель и задачи у нас с ними единые -Нашим детям обеспечить благополучие эмоциональноеИ качество образования профессиональное.Вам расскажу про свой проект «Наука маленького роста».С ним работать весело, удивительно и просто!В новом просторном и чистом саду,В волшебной лаборатории,Опыты с ребятами вместе веду,Мы подтверждаем или опровергаем теории.Опыты со звуком, магнитом и воздухомВесьма интересны и детям, и взрослым.И у ребят интерес познавательныйПовышается на занятиях замечательно!Можно еще исследовать горную породуИли профильтровать грязную воду.Можно цвет разделить на полосочки,А можно звук передать по тесемочке.А как всем нравится сыпать песокИ фонариком просвечивать руку или носок!Все возможно по этой программе,Начинайте исследовать – убедитесь сами!Про себя говорю я так:«Будущее в моих руках.И я много тружусь для того,Чтобы сделать достойным его!»
Мои первые шаги в профессию
Ирина ЕФИМОВА, инструктор по физической культуре детского сада №72 «Дельфиненок» компенсирующей и оздоровительной направленности города Железногорска Красноярского краяЯ приглашаю вас заглянуть в мой спортивный зал. Именно здесь двадцать лет назад начался мой марафон под названием «Вперед, вместе с детьми!». На старте я очень волновалась. Было много вопросов: как общаться с детьми? Как стать интересной для них? Как помочь этим малышам? Чтобы понять, почему возникли эти сомнения, нужно вернуться немного назад.Однажды на практике воспитатель сказала детям: «Ребята, сейчас физкультура, переодевайтесь!» И вместо того чтобы вприпрыжку бежать в раздевалку, они поплелись со словами: «Ну вот опять». Меня это в тот момент поразило. Как? Дети, которые любят играть, бегать, не хотят идти в спортивный зал? Для себя я решила: на мои физкультурные занятия дети будут бежать с радостью!Слова Сенеки «Сделай первый шаг, и ты поймешь, что все не так страшно» стали моим девизом. И я приступила. Мне повезло, профессия подсказала ответы на многие вопросы. Все дети от природы любят бегать, прыгать, играть. Мне нужно было только организовать пространство, создать условия для нашего общения.Каждый день я с волнением ждала встречи со своими маленькими марафонцами. Они у меня разные: дети с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития. И им особенно нужна моя помощь. Мне было очень важно, чтобы меня понял и принял каждый малыш. Улыбки детей, радость встреч, желание заниматься вдохновляли меня.Наш марафон – это не бег по прямой. На пути встречались сложности, препятствия как для меня, так и для моих юных марафонцев. Мне было сложно найти подход к каждому ребенку, понять, как помочь преодолеть трудности. Для моих юных марафонцев преодоление трудностей – это вызов самим себе, возможность познать себя, окружающий мир.Вспоминаю Вову, с которым мы очень долго учились ловить мяч. Это упражнение никак не давалось ему. И как же мы радовались, когда это случилось! А как сложно было моим малышам на «рукоходе»! Не каждый мог пройти его до конца. Но мы искренне радовались успехам каждого! Даже если это был путь всего в два шага. Каждый малыш для меня был чемпионом. Мои марафонцы становились смелее, увереннее, и я понимала, что путь, выбранный мной, оказался правильным.Моим первым марафонцам сейчас уже двадцать семь лет. И я радуюсь, когда они подходят на улице и приветствуют меня, делятся своими успехами, радостями. Значит, все было не зря! Марафон длиною в двадцать лет… И он продолжается!
Елена МАХРИНСКАЯ, воспитатель детского сада общеразвивающего вида №25 «Бэлэкэч» Бугульминского района Республики ТатарстанВ жизни каждого человека происходят самые разные события: какие-то заставляют сделать шаг в жизни, какие-то формируют наши убеждения. Мое событие сегодня – вручение диплома. Теперь я дипломированный специалист.Я стою на перроне, объявляют прибытие моего поезда, а мысли мои далеко отсюда… Каким же я буду воспитателем? Сажусь в вагон, устраиваюсь возле окна, достаю блокнот и снова погружаюсь в свои размышления, рисуя что-то на полях. Какой воспитатель нужен современному дошкольнику? Мои мысли прервал требовательный детский голос: «Дай карандаш!»Передо мной стоит героиня сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева» – маленькая разбойница. Такая же дерзкая и порывистая, в ярком платье.- Ты хочешь порисовать? – спрашиваю ее.- Нет, – немного разочарованно отвечает она, – я не умею.- Знаешь, а карандаш у меня волшебный, – загадочно произношу я.- Что, сам рисует? – более сдержанно говорит девочка.- Присаживайся рядом. Думаю, в твоих руках он не потеряет свою волшебную силу.Увлеченная рассказами о волшебном карандаше, девочка, которая «не умеет рисовать», изображает целую картину: цветущий луг с ромашками и колокольчиками, полосатую кошку Бусю, над которой светит яркое солнышко…Мы сидим и придумываем смешные истории. Теперь рядом со мной не «маленькая разбойница», а открытый, поверивший в свои силы ребенок.Незаметно летит время. Первая станция. Остановка тридцать минут. Выхожу прогуляться по перрону. Какой будет моя вторая встреча?С любопытством заглядываю в купе. Меня уже ждут новые попутчики – мальчик лет десяти и его дедушка. Они внимательно изучают какой-то путеводитель. Познакомившись, интересуюсь, куда они держат путь. Мой маленький сосед воодушевленно рассказывает, что они едут на награждение победителей детского конкурса моделирования. Оказывается, мальчик увлекается конструированием. Меня очень удивило, как много знает ребенок о военной технике. И это не случайно, он хочет стать инженером-конструктором.Позже, стоя в коридоре вагона, дедушка рассказывает мне историю внука. Коля – инвалид детства, он не может передвигаться без инвалидного кресла. Взрослея, мальчик стал осознавать свою особенность. Он совсем замкнулся в себе, перестал общаться с внешним миром. Переломным моментом стал его шестой день рождения – дедушка подарил ему модель танка Т-34. Мальчик увлекся. Теперь он посещает кружок юного конструктора, много общается, участвует в конкурсах и выставках.Поезд прибывает на мою станцию. Пора прощаться. Выхожу из вагона и машу рукой Коле. Думаю, у него все будет хорошо.Знаю, что мои встречи не случайны. Они многому меня научили. История Коли помогла понять, что моя задача – наполнить жизнь моих маленьких ребят яркими и запоминающимися событиями. Общение с девочкой – тому, что только любовь поможет мне заинтересовать ребенка и вовлечь его в совместную деятельность. Я могу и хочу проживать каждый день с маленькими почемучками, радуясь их успехам. Думаю, что стану им хорошим другом.В небе яркая радуга. Это хороший знак. У меня все получится!
Мария СЛОБОДСКАЯ, воспитатель детского сада «Непоседа» города Усмани Липецкой области2007 год, октябрь. Я студентка 3‑го курса педагогического колледжа. Прохожу практику в школе. Люблю детей, люблю давать уроки. Люблю те минуты, когда класс замирает и ловит каждое мое слово. Открытые, любопытные глаза детей надолго остаются в сердце и греют душу. Я точно знаю, что буду учителем! Хорошим учителем!2010 год, август. Я очень хочу работать в школе. Я рвусь в бой, но, увы, мест нет. Как жаль… Мне предлагают поработать в детском саду. Расстроена. Что я могу им дать, ведь они еще совсем малыши? Это слишком просто для меня и неинтересно. Но я попробую.2011 год, май. Я принимаю своих первых детей. Сталкиваюсь с недоверчивыми, полными просьб и надежд (такая молоденькая, неужели справится?) глазами родителей, заплаканными, испуганными глазами детей. На минуту теряюсь. Не смогу. Не получится. Нет! Получится! Я педагог! Я хороший педагог! И я очень люблю детей.2012 год. Давно уже не слышны детский плач и бесконечные вопросы: «А мама придет?» Рядом со мной мои дорогие, любимые, веселые и такие родные дети. У меня их много, целых 25 человек. И каждый наш день наполнен большими и маленькими открытиями. Вот мы собрали наш первый урожай на детсадовском огородике. Ребята сами вручили его поварам: два длинных зеленых кабачка. Дети довольные, важные. А вот мы собираем гербарий в нашей любимой ароматной липовой аллее. А вот мы наблюдаем за выползшими после дождика червячками. И сразу же тысяча вопросов: «А как?», «А почему?»… Эврика! Найдено новое, неизведанное. Спешим к открытиям!2017 год, декабрь. Мы актеры! На сцене театральная постановка «Сказка о добром Соловье». И вмиг мои подопечные превращаются в доброго Соловья, трусливого Зайчика, хитрую лису, хладнокровного Дровосека. Ух, какие они! Разные, неповторимые, повзрослевшие, а главное, как в сказке, – добрые. Значит, театр нас учит. Мои почемучки взрослеют духовно и оттого радостно. Спектакль окончен. У жюри слезы на глазах. А мой неугомонный Костя за кулисами: «Ура! У нас первое место!» Еще одна победа. Одна на всех. Возвращаюсь домой, а в голове: «Вы у меня всегда первые и такими будете всегда».2018 год, июнь. Вечер. Возвращаюсь домой из детского сада уставшая и немного грустная. Возле дома меня встречают ребятишки, 15 человек спешат ко мне навстречу. Обнимаемся. Со всех сторон, перебивая друг друга: «Здравствуйте, Мария Ивановна. А мы сегодня в парке были… А я коленку содрала… А вы из садика, да?» И еще 120 вопросов. Усталости как не бывало. Захожу домой веселая и как будто отдохнувшая. Все еще улыбаясь, сажусь за стол, а в голове звучат веселая болтовня и заливистый смех ребят. И думается мне в такой момент: «Не зря…»
Любовь БЕЛЬТИКОВА, воспитатель детского сада №12 «Дубок» города Южноуральска Челябинской областиПрофессия, специальность, работа… У этих трех слов есть еще синоним – жизнь. Жизнь – это твоя работа, работа – это твоя жизнь. Как же выбрать работу? Кем стать в жизни?Вопрос выбора профессии встает перед человеком обычно после окончания школьного пути, иногда раньше. Выбирать легче, когда есть пример. Моим примером была мама, которая вот уже 30 лет преподает русский язык в школе. Каждый день я видела кучу тетрадок, мамины переживания за детей, которые не желают учиться, слушала ее веселые и не очень рассказы о своих учениках, читала вместе с ней их сочинения, смеялась над нашей детской наивностью и понимала, что мама свою работу любит. А что значит любить свою работу? Будет ли у меня любимая работа?Часто думаю: «Я выбрала свою профессию или она меня?» Скорее второе: с самого раннего возраста я стала маминым помощником в воспитании младших сестры, брата, теперь и сама воспитываю свою маленькую дочку, а с 2010 года еще целых 26 детей – тоже моих. Моих, потому что если не считать их своими, то и работать не стоит. Ничего не стоит твоя профессия и работа, если нет улыбок твоих детей, частых объятий и постоянных «почему?».Вторая мама – так называют воспитателя, но надо очень постараться, чтобы заслужить это имя. Помню тот день, когда Аня случайно назвала меня мамой. Какой же счастливой и нужной почувствовала я себя тогда. Теперь я мама 26 детей, а значит, должна понять каждого из них. Вот Олечка, сегодня она грустная и постоянно тычется в плечо – вчера ее маму положили в больницу, а с папой уже не так, наверное, хорошо. Надо быть с ней сегодня поласковее. А это наша «кусака» Полина, самая маленькая, но больно кусает своих обидчиков. Понятно, что она так защищается, ведь ей трудно справиться, например, с Вовкой, который забирает все игрушки, надо занять их сегодня чем-нибудь, чтобы некогда было драться. Глеб – новенький, всех боится, Вера не выспалась, куксится и злится. Валя пришел с новой игрушкой, хвастается, Танечка – в новом платье, ждет похвалы… И так каждый день: слышать, видеть, чувствовать, понимать всех до единого. Но и не забывать, что привели тебе этих детей не только для того, чтобы ты их любила и считала своими, а чтобы ты, воспитатель, их воспитывала, научила отличать плохое от хорошего, чтобы Полина не кусала детей, Вовка не дрался, чтобы умели делиться, дружить, быть добрее друг к другу.Часто думаю о судьбах детей, об их поведении, о неудачах и достижениях. Каждый день появляются новые вопросы в голове: как похвалить, чтобы не обидеть других? Как пожурить, чтобы не затаил обиду? Как помочь, чтобы с удовольствием ходил в детский сад? Как увлечь? Какие новые технологии применить? Чем занять сегодня? На каждый вопрос нужны ответы и конкретные дела, говоря современным языком, нужен деятельностный подход. Начала искать пути и приемы, чтобы помочь этим несмышленышам и «курношкам» вырасти людьми – умными, добрыми, честными… Одним таким моим приемом стал метод эксперимента, или «чудеса своими руками». А чего еще ждут от нас дети? Конечно, чуда!И вот теперь я каждый день ищу эти чудеса: создаю искусственный снег, превращаю воду в лед, творю космос в стакане. Разве можно передать словами, какой радостью светятся глаза моих воспитанников, когда у них что-то получается, когда они забывают о своих детских неудачах, когда с криками радости бегут к родителям, чтобы поделиться этой радостью, а утром с нею же (с радостью) возвращаются в детский сад в надежде на новые открытия и знания. И надо оправдать их ожидания, ведь они уже поверили, что ты почти волшебник, что ты все можешь, знаешь, умеешь. А они своей детской верой в твое всемогущество тоже творят чудеса: чувствуешь, как появляются силы искать, творить, создавать, перевоплощаться, учить, помогать, воспитывать.Теперь ты воспитатель, учитель, защитник, ты «помогатор» во всем. И поэтому каждый день ты должен помнить замечательные слова Ф.Э.Дзержинского: «Ребенок умеет любить того, кто его любит. И его можно воспитывать только любовью». Мое имя Любовь. Я воспитатель, который любит свою профессию, свою работу, своих детей.
Василиса ПРУДНИКОВА, воспитатель детского сада №18 Приморского района Санкт-ПетербургаДорогой мой друг, Елена Александровна! С трепетом и волнением пишу Вам это письмо. Вот и наступил тот день, которого мы с Вами так долго ждали! Город Орел – доброжелательный хозяин. Встретил меня теплой солнечной погодой. Всю дорогу от вокзала до отеля я щурилась от ярких лучей осеннего солнца, и с лица не сходила улыбка от нахлынувших радости и волнения.Мне казалось, что я стала будто другим человеком. Я посмотрела на себя со стороны и поняла, какой интересный и трудный путь проделала, чтобы оказаться здесь. Это настоящий праздник! В душе вспыхивают фейерверки чувств и мыслей, которыми хочется поделиться с Вами!Благодарю Вас за то, что когда-то приветливо встретили меня на пороге нашего детского сада. За то, что открыли мне сказочный мир детства. За то, что щедро поделились со мной своими знаниями и опытом. Я помню каждый день, каждого воспитанника, каждого родителя. Помню каждую удачу и каждое поражение. Именно Вы научили меня не останавливаться на достигнутом, не расстраиваться из-за неудач, а смотреть и двигаться вперед как в жизни, так и в профессии. Спасибо, что однажды поверили в меня!Вы знаете, я часто думаю о том, что привело меня в детский сад. И понимаю, что ответ на этот вопрос принципиально важен. Я убеждена, что нужно обязательно любить то, что делаешь, и делать то, что любишь. Особенно если твое дело – воспитание и развитие ребенка.Для меня ребенок – необъятная, непознанная вселенная, вмещающая в себя миллионы вопросов, рассуждений и ответов, порой непонятных взрослому. Ребенок – мир, в котором нет шаблонов и ярлыков, нет невозможного, нет зла и зависти. Его наполняют любознательность, удивление, радость от открытия и стремление к познанию.Какое счастье для меня иметь возможность заглянуть в глаза ребенка и сделать так, чтобы в них загорелись искорки! Но я также понимаю, что каждая встреча с моими воспитанниками – большая ответственность. Нельзя войти в мир ребенка без его согласия, без собственной уверенности в своих силах и без фундаментальных знаний, умений и навыков.Елена Александровна, Вы, как никто другой, знаете, что свой путь в профессию я начала именно с формирования качественного багажа компетенций, которые и придали мне уверенности в работе с детьми.Четыре увлекательных года я накапливала знания в педагогическом колледже. Не устаю благодарить своих учителей за интересные и содержательные встречи. Именно здесь, в стенах колледжа, я поняла, что ребенок – настоящее чудо! Чтобы прикоснуться к нему, нужно знать не только его психоэмоциональные, интеллектуальные, но и физиологические особенности развития. Поэтому после колледжа я продолжила накапливать знания и умения в Национальном государственном университете физической культуры имени П.Ф.Лесгафта. Я поняла, что физическое здоровье ребенка – это фундамент, на котором будет развиваться личность.Усвоив азы формирования и развития физиологически здорового ребенка, я заинтересовалась социальным аспектом его развития. Ребенок – личность, которая растет и развивается в социуме. Это важно понимать и учитывать в своей работе. Понимая это, я пришла в Санкт-Петербургский государственный университет на кафедру теории и практики социальной работы. Здесь я узнала, как правильно построить процесс социализации ребенка, какие социальные нормы, правила и традиции он должен усваивать в дошкольном детстве.Собрав такой багаж знаний, я поняла, что мне просто необходимо его применить. Я хочу и могу делиться знаниями и умениями со своими воспитанниками, их родителями и коллегами.Елена Александровна, спасибо, что стали моим наставником, единомышленником и другом. Спасибо, что даете мне возможность быть нужной и полезной этому миру.Благодарю Вас и всех моих учителей!С уважением и любовью Василиса Станиславовна.
Десять заповедей воспитателя
Диана БОНДАРЕВА, воспитатель детского сада №18 города Армавира Краснодарского края6 марта 2007 года. Держа в руках диплом, я, бывшая студентка педагогического университета, прилежная ученица, получившая огромный багаж знаний по детской психологии, методике преподавания изо, конструированию и обучению грамоте, стою перед дверью в большую педагогическую жизнь и думаю: «Как обучить лепке, знаю, подвижные игры знаю, чем отличаются дети раннего возраста от детей среднего – тоже знаю. Но! Почему у меня на руках только документ с сухими фактами – «отлично» и «хорошо»? А где же мудрые советы опытных педагогов, тех, кто бы хотел дать наставления мне, молодому и незрелому воспитателю?»И я, не спасовав перед трудностями, стала спрашивать, наблюдать, делать выводы, анализировать и записывать, много записывать.Сейчас, спустя десятилетие, знакомясь с пришедшим ко мне в группу молодым воспитателем, я в первую очередь вручаю рукописный сборник моих мыслей, который позвольте нескромно превратить в 10 заповедей воспитателя.1. Все взрослые сначала были детьми, но потом об этом забыли и стали серьезными дядями и тетями, которых заботят только сухие цифры и факты.2. Все шалуны – первые помощники воспитателя, стоит только направить их бурлящую энергию в необходимое русло, и вы удивитесь результату.3. Готовясь к занятиям для ребят, подумай как ребенок и ответь себе честно, в какой момент тебе хочется встать и сказать: «А когда же будет интересно?»4. В детском саду не может быть звенящей тишины. Если, подойдя к двери, вы услышите детские «хохотушки», то знайте: детям здесь хорошо.5. Если в течение дня в каждом из ребят вы не вызвали ни разу удивления и восхищения, не открыли для них что-то новое, знайте: ваш педагогический день прожит зря.6. Каждый ребенок хочет, чтобы воспитатель общался с ним как с равным партнером по интересному делу и слышал его мнение. Ведь это так важно – дать почувствовать каждому ребенку его собственную значимость.7. Сомневайтесь. Только обдумывая пути решения, предлагая различные варианты развития той или иной ситуации, педагог растет в профессиональном плане.8. Благодарите детей. Подарили вам дети рисунки? Скажите: «Как красиво! Спасибо вам, друзья!» Предложили помощь? «Спасибо тебе за проявленную заботу!» Возникла трудность? «Спасибо тебе, впредь я учту, что так тоже может быть!»9. Просто дарите свою любовь детям, и она во сто крат вернется к вам!10. Последний пункт. Наверное, кто-то побоялся бы озвучить его, так как в течение всей педагогической деятельности нам напоминали, а мы твердили: «Педагог должен быть сильным, веселым, артистичным…» Но в первую очередь вы живые люди и имеете право на различные чувства и эмоции. Ведь детей не обманешь, у них настолько тонкая и чувственная душа, что показным, надуманным весельем их не проведешь. Конечно, лучше оставить груз своих проблем за воротами детского сада. Не получается? Тогда лучше сесть рядом с ребятишками, поговорить, объяснить, почему сегодня вы грустите. Я уверена, ребята поймут, найдут нужные слова, а может, просто молча подойдут, обнимут вас, а вы, почувствовав тепло их сердец, отогреетесь и сбросите с себя груз проблем (порой надуманный).Я делюсь своими записями с начинающими воспитателями и прошу продолжить их вести, включить свои советы, а значит, наделить их своей душой. И кто знает, каким количеством душ наполнятся эти заповеди и скольким педагогам они помогут обрести уверенность в становлении себя как воспитателя.
Ольга КАУРИНА, воспитатель детского сада №32 «Соловушка» города Майкопа Республики АдыгеяКто-то спросит: «Трудно или легко работать воспитателем?» Скорее всего, трудно, потому что много приходится трудиться. И трудиться в первую очередь над собой. Казалось бы, достигнуты все вершины, но появляется другая, более высокая, и ты выходишь на новый уровень развития…Я воспитатель! И каждый новый день всегда начинается со слов: «Здравствуй, малыш, я тебя ждала!» Навстречу мне распахиваются глаза, полные радости и доверия, и мы вместе с ребенком начинаем открывать этот удивительный мир.Несмотря на наличие некоторых рамок, по сути, жизнь воспитателя безгранична. Подобно мозаике она состоит из разных элементов. И в ней действует простой, но очень важный закон: выброси один элемент, и картина уже не будет полной.Итак, из чего же состоит наша жизнь?1. Любопытство. Оно живет в человеке с самого рождения, и без него человек не узнал бы ничего нового.2. Память. Лишь она позволяет сохранить самые драгоценные моменты жизни.3. Терпение. Оно нужно для того, чтобы не пытаться изменить то, что изменить невозможно.4. Ответственность – это способность человека отвечать за свои действия и поступки.5. Мудрость. Ее не купишь, не продашь, она приходит только с годами и опытом.6. Привязанность. Благодаря ей у человека появляется то, что дорого сердцу.7. Забота и внимание.8. Творчество.Но ведь и этого бывает недостаточно.9. Милосердие. Когда оно входит в нашу жизнь, то все внутри нас переворачивается.Но и это еще не все!10. Любовь. Если человек ничего и никого не любит, он и не живет вовсе. Я считаю, что любовь к детям – самое главное в нашей профессии. Ведь ребятам не нужно много слов, им как воздух нужна атмосфера принятия и уважения, им нужна моя вера в их неповторимость.В заключение хотелось бы отметить, что профессия воспитателя – уникальная профессия. Она стоит над временем, над возрастом, дает возможность каждый раз окунаться в радужный мир детства.
Ильмира ГУДОВА, воспитатель детского сада №44 комбинированного вида города НовосибирскаПисьмо потомкамЗдравствуй, друг мой, воспитатель XXII века! Всегда мечтала найти письмо из прошлого, а теперь пишу его сама…Мир так быстро меняется, и твой совсем не похож на тот, в котором я живу. Но во все времена и века будет то, что связывает нас, воспитателей, – это наши педагогические заповеди. Их всего десять. Отнесись к ним серьезно, думаю, они тебе помогут, как помогают мне.Заповедь первая – следи за словом. Слово может не только строить, но и разрушать. Что ты говоришь, как, кому, с какой интонацией – все важно. Тем более, когда говоришь с детьми. Помни об этом!Заповедь вторая – следи за делом. Твои дела никогда не должны расходиться со словами. Если ты рассказываешь детям о том, как важно быть вежливым, будь вежлив сам. Если ты обещаешь ответить на очередной вопрос ребенка позже, не забудь, обязательно сделай это!Заповедь третья – принимай этот мир таким, какой он есть. Он разнообразен, и в этом его уникальность. Нет одинаковых снежинок, жемчужин в океане…Что же тогда говорить о человеке! Взрослые и дети – все мы разные, и каждый уникален по-своему. И это прекрасно! Важно принять каждого, особенно ребенка, впустить в свое сердце и стать ему взрослым другом.Заповедь четвертая – смотри глазами ребенка. Каждое утро, заходя в группу (так в XXI веке называется место, где мы находимся вместе с детьми), представь себя малышом и задумайся: все ли ты видишь на своем уровне, до всего ли можешь достать или дотянуться? Интересно ли здесь играть, есть место, где можно побыть наедине? Пространство, «среда обитания», очень важно для развития ребенка.Заповедь пятая – примеряй на себя роль родителей твоих воспитанников. Ах, как это важно! Все непонимания, а порой конфликты возникают именно от неумения это делать. Но ты сможешь!Заповедь шестая – не будь одинок. Да, ты можешь многое, но в нашей профессии важна команда. Только при слаженных действиях легко и быстро достигается цель, решаются задачи. Вместе с детьми, их родителями, другими педагогами и специалистами – ВМЕСТЕ! Быть может, помнишь, как сказано у Экзюпери: «…смотреть надо не друг на друга, а в одном направлении…»Заповедь седьмая – расти сам! Всегда учись, иди вперед, интересуйся многим, стремись к новому, будь любознательным, как дети. И тогда ты будешь им интересен.Заповедь восьмая – играй, играй, играй! Не забывай: детство создано для игр. Если котенок не будет играть с клубком ниток или с солнечным зайчиком, ему в будущем сложно будет поймать мышь. Так и ребенок – играет, чтобы научиться. Играет потому, что это его необходимость. Играй с детьми и давай детям XXII века играть самим. Свободно, спонтанно, весело.Наши миры наверняка разные. Но есть в них и общее – дети. Эти заповеди, уверена, будут актуальны и спустя 100 лет.Ах да, мой далекий друг! Я же обещала десять заповедей… Мне кажется, что оставшиеся две ты допишешь сам в соответствии со своим временем и задачами, которые оно ставит. И тогда точно их не забудешь и не нарушишь. А быть может, напишешь и письмо воспитателю XXIII века? И тогда наши с тобой заповеди перейдут и к нему… Будь здоров, дорогой незнакомый друг!
Комментарии