search
main
0

Признание

Пожалуй, лучше, чем студентка из Чувашии Ирина Степанова, об учителях не скажешь. Любимые – значит лучшие. С праздником Весны, дорогие наши женщины! Сегодня во всех учебных заведениях яркие цветы, добрые слова, теплые пожелания адресованы вам. Будьте здоровы, счастливы и любимы!

Клавдия Ивановна не только бабушка,но и прабабушка. И теперь сахалинские друзья в письмах называют ее «прабабушка-певунья». В своем личном архиве Клавдия Ивановна бережно хранит все то, что напоминает ей Сахалин и те неповторимые годы, прожитые на острове. Сахалинский фотокорреспондент Владислав Титов назвал один из своих фотоальбомов «». Клавдия Ивановна считает, что это соответствует истине. Сахалин действительно обладает особой силой притяжения. Как и его люди.

Остров притяжения

Сколько знаю Клавдию Ивановну Шевченко, столько удивляюсь. Откуда в этой милой женщине столько жизнелюбия, задора, оптимизма?! Талант жить ярко, красиво дается не каждому.

Начало ее жизненного пути – Куриловский детский дом в Мордовии. В 18 лет поманил к себе Сахалин – остров притяжения. Много писали о романтике, нехоженых тропах.

В январе 1948 года приехала Клавдия на Сахалин, в поселок Высокое, что затерялся среди лесов на юге острова. Там и встретила свою судьбу. Появились дети. Два сына и дочь. Школа, дом, семья в небольшом поселке Таранай, что раскинулся на берегу залива Анива. Это совсем недалеко от пролива Лаперуза. В песне одной поется, как кто-то бросал в этот пролив камешки, что, вообще-то, маловероятно. Слишком суровы и непроходимы те места на острове. Обычному туристу на крутой бережок пролива Лаперуза не добраться. Здесь ручьи и реки, начав свой бег в малопроходимых лесных дебрях, торопятся соединиться с заливом Анива. И не просто соединиться, а принять в свои объятия стаи лососевых рыб, корюшек. Великое таинство – продолжение рода совершалось в их чистых в те времена водах. Особенно впечатлял жителей поселка нерестовый ход лососей. Рыба от устья добиралась до самых истоков рек и ручьев. Там туловища, эти огромные горбы самцов, лишь наполовину покрывались водой и, словно паруса, двигались над поверхностью, сооружали так называемый нерестовый бугор. Впечатляющее зрелище, особенно для новичков. Спустя какое-то время Клавдия привыкла к повторяющейся из года в год картине и воспринимала все уже как что-то обычное, но обязательное. А в первые годы, да после только что пережитых тяжких военных лет, все это зачаровывало. Природа словно помогала восстанавливать силы, энергию и вселяла надежду. Весной на мелководье залива подходила на нерест сельдь. И случалось, что штормовой волной на берег выбрасывало такое количество рыбы, что власти обращались к местному населению с просьбой помочь собрать подношение Нептуна. Сельдь обрабатывали на местном рыбокомбинате. Но ее бывало столько, что емкости попросту не вмещали. Рыбу раздавали жителям сел. И начинался всеобщий засол, приготовление разных собственных деликатесов. Все делалось сообща. И всегда звучали песни. Звонкие, задорные. А запевала Клавдия Ивановна. Тогда – просто Клавочка.

По жизни она – ведущая. Организатор. Душа коллектива. Активно участвовала в общественной жизни школы и поселка. Сахалинские друзья, соседи и коллеги называли ее «наша певунья». Ни один праздник не мог обойтись без нее. Ученики любили ее. Сколько в каждого из них она вложила своих знаний, опыта?! Практически со всеми находила общий язык, взаимопонимание. Старалась разнообразить обязательный материал экскурсиями в самые заповедные уголки острова…

…Сегодня Клавдия Ивановна живет в подмосковном Красногорске (переехала к дочери). Сменив место жительства, она не изменила своему образу жизни. Принимает активное участие в работе Совета ветеранов, поет в хоре «Ветераны войны и труда». Мне посчастливилось их услышать. Сколько прекрасных и проникновенных песен! В прошлом году коллектив принимал участие в смотре хоровых коллективов в Липецке. И победили!

Клавдия Ивановна при встрече с гордостью рассказывала о том выступлении. Чувство восторга, радости переполняло ее. Рассказывала и о своей семье.

Клавдия Ивановна не только бабушка,но и прабабушка. И теперь сахалинские друзья в письмах называют ее «прабабушка-певунья». В своем личном архиве Клавдия Ивановна бережно хранит все то, что напоминает ей Сахалин и те неповторимые годы, прожитые на острове. Сахалинский фотокорреспондент Владислав Титов назвал один из своих фотоальбомов «Остров притяжения». Клавдия Ивановна считает, что это соответствует истине. Сахалин действительно обладает особой силой притяжения. Как и его люди.

Галина ПУШНИКОВА, пос. Таранай, Сахалинская область

Восхищаюсь умелыми хозяюшками

Я учитель технологии, учу девочек шить, готовить, вышивать, вязать, в общем, быть хорошими хозяйками, заботливыми женами, любящими мамами. Казалось бы, технология не очень важный предмет, не то, что русский или математика… Но я считаю этот предмет одним из главных в становлении личности ребенка. Не верите? Приглашаю, для начала на урок технологии в 7-й класс. Тема урока: «Концепция дизайна. Цели и задачи проекта». Пять лет назад даже слыхом не слыхивали о подобных темах. Ну разве что в самых «продвинутых» школах или колледжах. А сегодня мои питомцы с легкостью ставят перед собой цели и разрабатывают этапы их выполнения. Они знают не понаслышке, что процесс дизайна состоит из проектирования и изготовления.

Замечательно, что сегодня у девочек есть возможности для развития своего творческого потенциала. Ведь защита любого проекта – это в первую очередь умение применять полученные знания. Во-вторых – это полет фантазии. В-третьих – умение отстоять свое мнение.

Работа учителя тем и хороша, чтобы ненавязчиво, умело направить детские фантазии в нужное русло. Мои девочки в течение двух уроков технологии (часы спаренные) ухитряются при помощи бумажных лекал, клея, ножниц и выбранных тканей «одеть» девушку для прогулки с друзьями, для поездки за город, для посещения театра! При этом они успевают сделать рекламу своего изделия. Например, реклама спортивной одежды звучит так:

«Удобная вещь, приятная в носке. Все вместе одень и иди по дорожке».

Шуточных и серьезных, завлекательных и остроумных реклам рождается множество. Любой рекламодатель может позавидовать. Когда я училась, наши уроки обслуживающего труда не давали такого простора творчеству. А мои ученицы прекрасно вяжут, вышивают, шьют, умеют сделать красивую сервировку праздничного стола. Мы в их годы знали и умели меньше. На каждом уроке я не перестаю ими восхищаться. Достаточно короткой реплики, и они мгновенно все понимают! Я никогда не сдерживаю их фантазии. Они пишут замечательные сказки и стихи, принимают участие в конкурсах и олимпиадах. Творческие работы моих девочек всегда есть на школьных и городских выставках.

Каждый раз убеждаюсь я в том, что все дети талантливы. Радостно осознавать, что помогаешь юным творцам проявить свои способности.

Елена ЛЕСНЫХ, учитель технологии лицея №9, Белгород

Любимые – значит лучшие!

Мне всегда везло на учителей. Свою первую учительницу – Серафимову Лилию Анатольевну – я просто боготворила. Ее слова были для меня неоспоримой истиной. Помню, как я плакала, когда Лилия Анатольевна была недовольна мною или за что-то журила меня. А ее улыбка была самой доброй улыбкой на свете! Даже перейдя в пятый класс, мы на переменах бегали к нашей учительнице. А в день ее рождения отпрашивались с первого урока и встречали нашу Лилию Анатольевну стоя и старательно выводили: «Пусть бегут неуклюже…» Спасибо вам за все, Лилия Анатольевна!

После седьмого класса я поступила в Чувашский национальный лицей имени Лебедева. Вдали от семьи, от родного дома мне было поначалу очень тяжело. Хорошо, что рядом оказались такие удивительные учителя, как Таймасова Татьяна Николаевна, Гаврилова Римма Альбертовна, Никифоров Геронтий Лукиянович.

Татьяна Николаевна вела в нашем классе уроки русского языка и литературы. Что бы там ни говорили о профессионализме, мастерстве педагога, но в первую очередь важно, какой это человек. В Татьяне Николаевне есть все лучшие человеческие качества: доброта, справедливость, искренность. Слушая ее мягкий мелодичный голос, мы влюблялись в Пушкина, Лермонтова, с рьяным усердием брались за грамматику. Ее уроки были для нас праздником. Татьяна Николаевна учила нас добру, учила видеть добро вокруг и, главное, верить в него! Глядя в бесконечно добрые глаза Татьяны Николаевны, мы ни на миг не сомневались, что миром правит любовь. Низкий поклон вам, Татьяна Николаевна!

В Чувашском национальном лицее имени Лебедева есть единственный в республике класс чувашской филологии. Римма Альбертовна и Геронтий Лукиянович – лучшие преподаватели чувашского языка и литературы в республике. Это поразительно талантливые педагоги, думающие о будущем чувашского народа. Уроки Риммы Альбертовны проходят на одном дыхании, и долго после занятий остается ощущение чего-то волшебного. А ведь это самое настоящее чудо: в душе рождается любовь к родному народу, его языку и культуре.

Римма Альбертовна и Геронтий Лукиянович с утра и до вечера находятся в школе. Геронтий Лукиянович руководит школьным музеем чувашской культуры. Встречи с чувашскими поэтами и писателями, литературные вечера, конкурсы и викторины для знатоков чувашского языка и литературы, республиканский конкурс юных дарований «От букваря до классики» – все это и многое другое проводится благодаря им. Спасибо вам за все!

Я счастливый человек: я училась у самых хороших – любимых! – учителей. И пусть учителями года становятся другие. Пусть сто тысяч Президента РФ получат не они, но все равно мои преподаватели – самые лучшие. Они на самом почетном пьедестале – в сердцах учеников.

Ирина СТЕПАНОВА, студентка Чувашского государственного университета, Чебоксары

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте