search
main
0

Призеры конкурса “Учитель года России”-2019 встретились с министром просвещения в последнем туре

\”Разговор с Министром\” стал последним испытанием XXX Всероссийского конкурса \”Учитель года России\”. 3 октября пятерка призеров состязания ответила на вопросы министра просвещения РФ Ольги Васильевой и главного редактора \”Учительской газеты\” Арслана Хасавова, выступившего в роли модератора мероприятия.

В приветственном выступлении Ольга Васильева поздравила всех с юбилейным конкурсом \”Учитель года России\”, который проводится в 30-й раз.

– Это большая победа, и мы должны сами себя с этим поздравить. Хочу сказать огромное спасибо жюри. Вы знаете, что были изменения и обновления. Работа шла сутками. Огромное спасибо, что мы дошли до финала с таким результатом, – обратилась Ольга Васильева к экспертам.

Отдельную благодарность она выразила Чеченской Республике \”за гостеприимство и профессионализм, проявленный при организации и проведения конкурса\”.

Три принципа взаимодействия с родителями

В этом году общей тематикой заключительного этапа конкурса стало воспитание в условиях современных вызовов. Этой теме, а также взаимодействию школы и родителей были посвящены первые вопросы \”Разговора с Министром\”. В частности, министр попросила конкурсантов кратко сформулировать три принципа взаимодействия с родителями.

Учитель химии саратовского лицея № 2 Вероника Романова назвала достоверность информации, информированность родителей о жизни в школе и уважение друг к другу.

Учитель географии гимназии им. Подольских курсантов города Подольска Павел Красновид ценит открытость, искренность и сотрудничество.

Учитель французского языка гимназии №171 Центрального района Санкт-Петербурга Марина Зезкова считает важным внимание, объективность и готовность помочь.

Учитель русского языка и литературы школы № 55 \”Долина знаний\” Волгограда Лариса Арачашвили видит в основе общения с родителями доступность, доверие и открытость.

Учитель биологии лицея-интерната №2 Казани Наиль Мирсаитов ставит во главу угла доверие, уважение и направленность на результат – счастье детей.

Сама Ольга Васильева, отвечая на этот вопрос, назвала обоюдное уважение, обоюдное терпение и соблюдение обоюдных обязательств.

Как же сделать домашнее задание?

В этом году формат испытания изменился. Помимо модератора и министра вопросы конкурсантам могли задать и пользователи социальных сетей. В сообществе Минпросвещения России \”Вконтакте\” велась прямая трансляция встречи. Отслеживали поступающие вопросы старшеклассники московской школы № 1520 имени Капцовых.

Первый выбранный ребятами вопрос зал встретил одобрительными аплодисментами: \”Как сделать домашнее задание, чтобы вы были довольны?\”

Лариса Арчашвили ответила просто: \”Сделайте его честно\”. Педагог заявила, что списывание видно сразу и оно неминуемо грозит двойкой. В то же время она готова завысить оценку, если увидит, что ученик решал сам, даже если что-то недоделано. Главное – показать собственные усилия.

Вероника Романова коллегу поддержала и дополнила мысль: сегодня так много говорится о сотрудничестве, так почему бы и здесь не показать детям преимущества совместной работы? Поэтому проверка домашнего задания на уроках становится действом совместным: решения у доски сразу пишут несколько человек и могут поделиться подходами к решению.

Наиль Мирсаитов развернул вопрос иначе: это не он должен быть доволен, а детям должно захотеться выполнить домашнюю работу. К счастью, в биологии интересных задач великое множество.

Что доставляет учителю наибольшее удовольствие, как ни готовность ученика сделать шаг вперед? Об этом говорила Марина Зезкова. Даже дополнительно выученное слово – уже показатель того, что ребенку интересно.

Урок с известной личностью

Также у призеров спросили, с кем из известных персон они хотели бы провести урок. Ответы получились самыми разными.

\”Я очень люблю с учениками говорить про научные открытия. Недавно с десятиклассниками обсуждали клетки, которые могут делиться неограниченное количество раз. Стволовые клетки. Это учёный Синъя Яманака, который буквально несколько лет назад сделал невероятное открытие\”, – поделился Наиль Мирсаитов.

Он добавил, что вместе со своими учениками хотел бы пообщаться с японским ученым. \”Такое запомнится детям на всю жизнь, потому что эти люди невероятные\”, – пояснил педагог.

По словам Вероники Романовой, в десятом классе, когда школьники знакомятся с алканами и теорией цепных реакций, она бы провела урок с единственным в нашей стране Нобелевским лауреатом по химии Николаем  Семёновым.

\”Он является выходцем из Саратова и, собственно говоря, разработал эту теорию, которую мы сейчас активно тиражируем, когда изучаем систему цепных реакций\”, – добавила учитель.

Павел Красновид также \”остался верен российской науке\”:

– Мы много говорим о метапредметности и межпредметности. И с кем же ещё провести урок географии как всеобъемлющей наукой как ни с тем, кого современники и последователи называли нашим первым университетом – Михаилом Васильевичем Ломоносовым.

Марина Зезкова заметила, что будет более реалистичной. Она рассказала, что гимназия №171 находится в центре Петербурга, недалеко от школы балета им. Якобсона и академии им. Вагановой. \”Поэтому моя небольшая мечта, учитывая, что большинство учеников нашей школы – девочки, – какая-то творческая и необычная встреча с Николаем Цискаридзе\”.

Лариса Арачашвили хотела бы провести совместный урок с Михаилом Нянковским, заслуженным учителем школы РФ, победитель Всероссийского конкурса \”Учитель года России\”-1994.

– Для меня это человек, который показал, как должен вести себя педагог, не опускаясь до пошлости, но умея разговаривать с детьми на понятном им языке и делая это так красиво. Мне бы очень хотелось научиться делать свои уроки такими же красивыми.

На этот вопрос ответила и Ольга Васильева.

– Я бы очень хотела провести урок, который посвящён истории нашего Отечества начала 30-х годов, с Владимиром Владимировичем Маяковским, – рассказала министр. – Я могу долго на эту тему говорить, но он является не только поэтом, которого я люблю читать, но и очень большой личностью в истории нашего государства. Неожиданно, но именно тот период я бы провела в обществе с ним. Но нам историкам проще, потому что по каждому периоду мы можем общаться через дневники и архивные документы. Поэтому эпистолярное наследие каждого – это фактически его присутствие рядом с нами.

Министр сказала, что ей понравились ответы конкурсантов: \”Они очень разные, потому что кто-то из коллег больше делает упор на эмоциональное восприятие, кто-то исходит из очень конкретных вещей. Это здорово, потому что у каждого есть свои стиль и особенности\”.

Какой урок преподнесли педагогам школьники?

На, казалось бы, классический вопрос – \”Какой главный урок преподнесли вам ученики?\” конкурсанты ответили искреннее. Ларису Арачашвили, например, тому, что не стоит оценивать ребенка только по его академическим успехам. Ее принцип – попытаться понять каждого.

Наиля Мирсаитова ребята научили доверять – их личному выбору, эмоциям, с которыми они приходят на занятие. \”Я стремлюсь сделать так, чтобы на уроке царила атмосфера добра и доверия\”, – сказал он.

А Вероника Романова после простого восклицания ученика о том, что у него нет учебника, вернулась из эмпириев на землю и поняла, что, похоже, приняла слишком высокую профессорскую позу, забыв, что она не за университетской кафедрой. С тех пор решила делать каждый урок нетрадиционным и интересным.

Павел Красновид же честно признался: дети научили его быть учителем. В школу он попал уже после года обучения в вузе и никак не был готов считать себя учителем.

О начале своего педагогического пути в 1979 году также рассказала глава Минпросвещения: \”Представьте, учитель музыки, 19 лет. Мой первый класс был моложе меня на 4 года. Там было много ребят, чьё поведение трудно было назвать удовлетворительным\”.

– Вот этот свой первый класс, который был моложе меня на четыре года, я помню по именам, по жизненным историям и ситуациям. Чему они меня научили? Очень многому. Между учеником и учителем, что бы мы ни говорили, должна быть ясно выраженная внутренняя черта. Через неё мы не можем переступить, оступиться. Здесь невозможно панибратство, невозможна история \”давайте с вами так сильно дружить\”. Дети очень хорошо это чувствуют и садятся на голову. Они научили меня правде, – сказала Ольга Васильева.

По словам Ольги Васильевой, в этот период школьной жизни очень важны педагоги-наставники. \”Кто-то из коллег сказал, что в школе работают учителя, в среднем, пятидесяти лет. У них мощнейшие педагогический и жизненный опыт, есть возможность научить всех вас, как с детьми общаться\”, – отметила глава ведомства.

\”Разговор с Министром\” завершил испытания конкурса. Жюри предстоит сделать свои выводы, а счетной комиссии подвести итог баллам, набранным участниками по результатам всех выступлений. Имя победителя станет известно уже через сутки: его объявят в ходе торжественной церемонии закрытия Всероссийского конкурса \”Учитель года России\”-2019 в Государственном Кремлевском дворце. Следите за обновлениями на нашем сайте и в сообществе \”Учительской газеты\” в социальных сетях!

Фото Вадима Мелешко

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте